«Революционная ситуация». Что СМИ пишут о массовых протестах в Германии
8 января в Германии начались протестные акции работников сразу нескольких отраслей реальной промышленности. Протестуют логистические компании и фермеры. Немного позже — 10 января — к протестам присоединились машинисты локомотивов, начавшие забастовку.
Эти протесты уже оказали существенное влияние на жизнь миллионов немцев, создав существенные транспортные трудности, и это влияние будет только нарастать. Предлагаем вам обзор любопытных публикаций в немецких СМИ, которые не смогли проигнорировать первые дни протестов.
Разминка темы участия ультраправых в протестах
Как сообщает газета Bild, правые экстремисты «Свободные саксы» проникли в фермерские протесты Дрездена. Сообщается, что один из выступавших на митинге неоднократно кричал: «Мы — люди».
Президент земледельцев Саксонии Торстен Кравчик объясняет газете Bild: «„Свободные саксы“ хотят подорвать наши действия своими подрывными фантазиями. Вот так наши протесты дискредитируются, а светофоры ставят наши протесты в нужный угол».
Сообщается, что в других городах в протестах участвовали сторонники АдГ. К примеру, в Штутгарте член парламента штата от АдГ Удо Штайн общался с фермерами.
Подобные сцены произошли и в Берлине: там «Свободные фермеры» объявили о митинге перед Бранденбургскими воротами. Тракторы, грузовики и легковые автомобили уже выстроились в очередь на улице 17 июня вечером 9 января. На некоторых из них можно было видеть символику и лозунги АдГ.
Стоит отметить, что немецкий журналист Бьорн Хармс в своей статье «С чем столкнутся наши фермеры, если продолжат жаловаться» заявляет, что немецкие власти перенимают тактику своих канадских коллег, которую те использовали в борьбе против протестов дальнобойщиков.
Их бездоказательно обвиняли в радикализме, возбуждении ненависти и желании насильственного свержения государственного строя. Хармс отмечает, что накал страстей в Германии пока не достиг того градуса, который был в Канаде, но уже видна подготовка властей к использованию «канадского плана» для расправы с неудобными для ними протестующими.
Протест фермеров и министр сельского хозяйства
Портал SWR сообщает, что 9 января федеральный министр сельского хозяйства Джем Оздемир, представляющий партию «Зеленых», посетил проходящий в Эльвангене традиционный съезд фермеров.
Он заявил, что протесты фермеров вызваны не его деятельностью на посту министра, а последними десятилетиями сельскохозяйственной политики властей. В этом виноваты не только «Зеленые», но прежде всего партия ХДС, подчеркнул Оздемир.
Проблема в том, что в немецкой сельскохозяйственной политике существовала философия, «которая в реальности терпит крах», считает министр. Портал отмечает, что 10 января ожидается выступление министра на протестном митинге в Эльвангене.
Отношение общества к протестам
Крупнейшая немецкая газета Bild посвятила протестам множество развернутых материалов. Она также привела результаты опроса, проведенного по ее заказу компанией INSA.
Опрос свидетельствует — большинство немцев поддерживают протесты фермеров. Таким образом высказались 69% опрошенных. Больше всего сторонников протеста нашлось среди избирателей АдГ, но и большинство других групп избирателей также сочувствуют действиям фермеров.
Против протеста выступили только 22% опрошенных, отмечает Bild. Для сравнения газета указывает, что протесты климатических активистов поддерживают только 11% опрошенных.
При этом от фермерских протестов пострадали 20% опрошенных, 75% заявили, что на них протесты никак не повлияли. Опрос проводился после первого дня протестов — 8 января, был опрошен 1001 человек.
Опрос также выявил склонность молодежи к протестам. 52% опрошенных молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет критически относятся к политике кабинета канцлера Германии Олафа Шольца и готовы к демонстрациям.
Журналист Стефани Мунк в статье для журнала Merkur.de анализирует интересный факт: протесты фермеров только добавили популярности министру сельского хозяйства Джему Оздемиру.
На неделе протеста фермеров министр зеленого сельского хозяйства Джем Оздемир поднялся с девятого на пятое место в рейтинге популярности немецких политиков, сообщает она, ссылаясь на данные опроса INSA.
Журналист напомнила, что политик с самого начала занял сторону протестующих. Еще 21 декабря, когда тракторная колонна впервые въехала в Берлин, он стоял на сцене вместе с протестующей толпой, несмотря на то, что его встречали свистом и гомоном.
Видимо, разгадка роста популярности Оздемира в том, что политик выступает за то, чтобы хотя бы часть требований протестующих была выполнена, предполагает Мунк.
Революционная ситуация
Журналист Аня Райх в своей статье в газете Berliner Zeitung пишет, что народные протесты в Германии создают революционную ситуацию.
«Революционная ситуация? Разве не так это называется? Когда те, кто наверху, больше не могут управлять, а те, кто внизу, больше не хотят так жить», — спрашивает она в своей статье.
Иллюстрируя настроения в народе, Райх рассказала о беседе со своей знакомой на рождественской вечеринке. Та сказала ей, что у нее нет другого выбора, кроме как проголосовать за ультраправую АдГ. Журналист подчеркнула, что ее знакомая никогда не поддерживала правые партии, не была радикальной, но политика правительства довела ее до отчаяния.
Онлайн-редактор журнала Focus Кристиан Масенгарб в своей статье заявил, что не стоит надеяться на скорое окончание протестов фермеров. «За протестами стоят события, которые будут сопровождать Германию в ближайшие десятилетия», — утверждает он.
Масенгарб отмечает, что за 50 лет число фермерских хозяйств в Германии сократилось в четыре раза и эта тенденция продолжается. Он отмечает, что если в 1950 году 40% работающего населения Германии было занято в сельском хозяйстве, то в 2022 году это число сократилось до 1%.
«Если общество не решит эту дискуссию мирным путем, фермеры, вероятно, будут продолжать блокировать немецкие города на протяжении десятилетий», — подчеркивает журналист.
Противоречивая газета Zeit
Издание Zeit выпустило интервью с одним из машинистов поезда. Боун Хауэрр рассказал корреспондентам издания об особенностях своей работы. На вопрос о том, что же такого стрессового в его работе, он ответил:
«Я работаю до шести дней в неделю. У нас смена длится до двенадцати часов. Иногда у нас есть только полдня перерыва, а потом мы сразу начинаем снова. Иногда смены могут начинаться в три часа ночи. Часто происходят краткосрочные изменения из-за нехватки персонала».
Он отметил, что именно стрессовость работы и вызвала главное требование профсоюзов — сократить рабочее время машинистов с 38 до 35 часов в неделю при сохранении оплаты. Хауэр подчеркнул, что лучшие условия труда позволят привлечь больше людей и дефицита кадров не возникнет.
«На нас лежит ответственность за жизни до 1000 человек, поэтому мы просто заслуживаем большего», — приводит издание слова машиниста. В целом интервью выпущено в нейтральном ключе и из материала можно понять причину недовольства машинистов.
В то же время газета опубликовала резкую статью в отношении фермерских протестов, написанную журналистом Коля Рудзио. Он перечислил неудобства, которые принесли жителям Германии протесты фермеров, и назвал их действия неоправданными.
Журналист заявил, что нельзя удовлетворять требования фермеров: «Это также не тот случай, когда протест является «неизбежным», потому что фермерам приходится бороться за свое существование. У них только что был рекордный год: их прибыль недавно выросла на 45%», — объяснил он свою позицию.
Рудзио предлагает властям пересмотреть свою позицию по льготам для фермеров, но не в сторону смягчения, как того требуют протестующие, а в сторону еще большего их сокращения: «Скорее, пришло время поставить под сомнение все сельскохозяйственные субсидии. Почему они были представлены? Служат ли они своей цели? Может быть, эти деньги можно использовать более разумно?» — таким утверждением завершает он свою статью.
Промежуточные итоги
За несколько дней с момента начала протестов акции уже стали самым громким событием внутриполитической жизни Германии за последние месяцы. Высшие чиновники лишь критикуют протестующих за вызванные их акциями проблемы, но фактически никак не комментируют суть их требований.
Пока невозможно предсказать, во что выльется протест, ясно только, что не стоит ждать быстрого и спокойного разрешения ситуации.