Как говорится в таких случаях, мечтать не запретишь. Но в реальности — и это все понимают — у Касьянова и других нет никаких шансов победить на выборах Путина с его крайне высоким рейтингом

Белоленточная угроза образца 2015 года

Когда мы говорим об угрозе территориальной целостности России и опасности политической дестабилизации со стороны белоленточников, то подразумеваем сразу несколько связанных между собой процессов.

Процесс № 1 — нагнетание со стороны внесистемных (и части системных) либералов и националистов-уменьшителей протестных настроений в обществе. Это осуществляется через проведение дискредитирующих российскую власть информационно-пропагандистских кампаний и организацию антивластных маршей и митингов. При этом оппозиционеры активно используют в своей агитации ухудшение экономической ситуации в стране, а также связанное с этим понижение уровня жизни и социальной защищенности населения.

Сюда же можно отнести и появление в СМИ различного рода пропагандистских материалов, в которых авторы ставят под сомнение целесообразность сохранения России в нынешнем формате.

Процесс № 2 — попытки представителей оппозиционных либеральных партий выбраться в законодательные органы власти для проведения тех политических и экономических реформ, которые адресуют к децентрализации управления и ослаблению государства.

Забегая вперед, отметим, что, пройдя первую «пробу сил» на недавних осенних выборах в региональные и муниципальные органы власти, внесистемные либералы готовятся к думской кампании 2016 года. А если говорить точнее, к очередной протестной раскрутке результатов выборов по образцу т. н. «снежной революции» 2011–2012 гг.

Процесс № 3 — контакты белоленточников со своими союзниками на Украине, в Европе и США. Подчеркнем, что практически все эти союзники настроены негативно в отношении российской власти, а часть из них имеет конкретные планы по политической дестабилизации России.

Рассмотрим, как развиваются эти процессы с весны 2015 года.

Напомним, что этой весной после переговоров лидера РПР-ПАРНАС М. Касьянова с экс-олигархом и политэмигрантом М. Ходорковским последовало несколько событий, задавших новый формат работы внесистемной либеральной оппозиции.

Во-первых, в апреле РПР-ПАРНАС, «Партия прогресса» А. Навального и партия «Демократический выбор» создали коалицию для участия в выборных кампаниях 2015–2016 годов.

Во-вторых, тогда же М. Касьянов заявил о более тесном сотрудничестве с А. Навальным и М. Ходорковским, вплоть до возможного назначения последних сопредседателями РПР-ПАРНАС.

И, в-третьих, от лидеров демократической коалиции прозвучали заявления о целях нового политического блока.

21 мая во французском издании Politique Internationale появилось интервью М. Касьянова, где было сказано следующее: «Моя мечта и мое намерение — организовать исход Путина из власти с помощью выборов. В этом году необходимо увеличить давление на Путина, вынудить его провести политические реформы... Я не хочу рассматривать другие сценарии, так как я против революций. Но может быть, это будет единственный способ».

Что значит «организовать исход Путина из власти с помощью выборов»? Как говорится в таких случаях, мечтать не запретишь. Но в реальности — и это все понимают — у Касьянова и других нет никаких шансов победить на выборах Путина с его крайне высоким рейтингом. Поэтому, сказав об этой мечте, Касьянов тут же говорит о необходимости увеличить на Путина некое давление. Что за давление? Давление, будучи увеличенным, должно вынудить Путина на проведение политических реформ, которые загонят власть в тупик. Перестройка-2 в чистом виде: оказываем давление на Горбачева, загоняем его в тупик, потом снимаем.

Но Путин — не Горбачев. Поэтому тут же, начав во здравие и сообщив о своей мечте побеждать на выборах, Касьянов вбрасывает идею революции. Причем по-фарисейски: мне очень не хочется, но... Ой ли, не хочется... Так хочется, что и скрыть этого по-настоящему не можешь...

В пользу революционности подлинных намерений Касьянова и Ко говорит в том числе и апрельская встреча в Киеве заместителя лидера РПР-ПАРНАС И. Яшина с руководителем «Самообороны Майдана» А. Парубием. Она была посвящена рассмотрению именно революционного сценария и обмену опытом по организации «оранжевых переворотов».

Больших надежд на приход к власти через выборы не возлагает и главный партнер «парнасовцев» по демкоалиции А. Навальный.

28 мая в спецвыпуске программы «Лицом к событию», подготовленном «Радио Свобода» совместно с «Голосом Америки», Д. Гальперович задал Навальному вполне конкретный вопрос: «Вы будете создавать условия для возникновения массового ненасильственного протеста [в России]?»

И получил от собеседника исчерпывающий ответ: «Я этим занимаюсь. Это часть моей работы... Моя задача — приближать этот момент и пытаться сделать так, чтобы транзит власти все-таки произошел более-менее мягко... Однако же... я сам многократно заявлял: власть сменится не в результате выборов, электоральная борьба не является главной и единственной, но это один из важнейших элементов».

Какое место в своей «работе» отводят внесистемные либералы электоральной борьбе, продемонстрировала их кампания по выборам в Законодательное собрание трех российских областей (Новосибирской, Калужской и Костромской).

Уже в мае-июне лидеры демкоалиции (М. Касьянов, А. Навальный, И. Яшин и В. Милов) начали совершать «ознакомительные» поездки в эти регионы, в ходе которых велась агитация за списки оппозиционных кандидатов.

Общаясь с избирателями, оппозиционеры старались обходить «крымскую тематику», понимая, что в этом вопросе поддержки им явно не получить. Ведь лозунг внесистемных либералов о «необходимости вернуть Крым Украине» не встречает понимания у преобладающей части населения России. И во многих городах непрошенным гостям устроили пикеты с лозунгами «Касьянов — предатель», «Навальный — агент Госдепа».

Поэтому основными темами либеральной агитации были: изменение налоговой системы, перераспределение властных полномочий и доходов между федеральным центром и регионами (в пользу последних), обвинения российской власти в неэффективности проводимой экономической политики. То есть оппозиция попыталась увеличить свой электорат в регионах за счет активизации протеста населения против местных властей и нагнетания антимосковских настроений.

Как заявлял сам Касьянов, главный лозунг осенней выборной кампании — «Больше полномочий и средств на местах!», и в случае прохождения кандидата от РПР-ПАРНАС в региональный парламент Госдуме будет предложен «законопроект об изменении управления страной».

Таким образом, темы, избранные либеральной оппозицией для предвыборной агитации, явно созвучны настроениям части региональной элиты, ратующей за обо­собление от федерального центра. Напомним, что на подогрев этих настроений были нацелены и демарши белоленточников 2011–2012 годов, во время которых выдвигались такие лозунги, как «Хватит кормить Москву!» и «Хватит кормить Кавказ!».

Обратим внимание на то, что, как и во время «снежной революции», свою лепту в нынешнюю пропагандистскую кампанию внесли некоторые известные либеральные публицисты.

Например, 18 августа экономист и социолог В. Иноземцев на своем сайте выступил со статьей «Невозможность распада», в которой разбирались причины разрушения СССР и потенциальные угрозы территориальной целостности современной России. С одной стороны, автор поставил под сомнение описанные некоторыми западными журналистами возможные сценарии распада Российской Федерации, а с другой — предложил свой... «самый привлекательный вариант». При этом В. Иноземцев использовал уже не раз описанную в своих работах модель развития России (как «классической колониальной державы»), в рамках которой Москва захватывала и угнетала окраины.

Цитата: «Этот вариант можно назвать сценарием «антимосковской фронды»... Единственной достойной программой российских сепаратистов может быть не отделение от Москвы, а подчинение ее их воле... Россия в ее нынешних границах представляет собой конгломерат Московии и ее поселенческих колоний. Задача состоит, на мой взгляд, в возрождении самосознания и локальных идентичностей граждан в разных частях этого странного образования; в том, чтобы регионы, вносящие основной вклад в экономическое благосостояние страны, выдвинули Москве условия, на которых они согласны принимать управление со стороны центра...»

Подчеркнем, что именно такую линию проводили в своей предвыборной агитации внесистемные либералы. И не случайно в новосибирском списке кандидатов демкоалиции оказался сторонник независимости Сибири А. Лоскутов.

Активное участие в осенней выборной кампании принял Фонд «Открытая Россия» М. Ходорковского, подготовивший за прошедшее лето в рамках проекта «Открытые выборы» порядка 800 волонтеров для работы наблюдателями на избирательных участках.

Обратим внимание на то, что результаты выборов (прошедших 13 сентября в 84 субъектах РФ) оказались для внесистемной оппозиции просто разгромными. Только в Костромской области был допущен к голосованию список демкоалиции (во главе с И. Яшиным), который не набрал и двух процентов голосов. В остальных регионах списки были забракованы из-за большого количества недостоверных подписей.

Таким образом, миф о популярности в провинции либеральной оппозиции (заявлявшей о наличии своего регионального электората в размере от 10 до 30 %) рухнул окончательно. При этом, как утверждают эксперты, «доля местных кандидатов у РПР-ПАРНАС в Костроме составляла лишь 20 %, остальные — десант из столицы».

Однако, несмотря на такой плачевный результат, демкоалиция готовится к будущим антивластным акциям и думским выборам, налаживая с этой целью коммуникации с потенциальными союзниками на «протестном поле». И здесь могут появиться небезо­пасные для страны политические альянсы.

Альянс № 1 — между белоленточниками и КПРФ.

Еще в начале сентября в СМИ появились сообщения о том, что во время выборной кампании в Костроме произошла встреча А. Навального, кандидатов от РПР-ПАРНАС, представителя областного отделения КПРФ и 1-го секретаря посольства США. Причем коммунисты категорически отвергали встречу с сотрудниками американского посольства и подтверждали контакты с руководством штаба РПР-ПАРНАС, во время которых, якобы, обсуждалась «совместная работа наблюдателей в день выборов».

То есть наблюдатели от КПРФ совместно с волонтерами, подготовленными Фондом Ходорковского, должны были следить за «прозрачностью выборов». Возможно, в этом нет ничего предосудительного (так заявили коммунисты). Но, как мы помним, контакты белоленточников и коммунистов между собой, а также с сотрудниками американского посольства происходили во время протестов 2011–2012 годов. И, естественно, возникает воп­рос: не является ли данная встреча прологом к участию представителей КПРФ в будущих протестных акциях внесистемной либеральной оппозиции?

Альянс № 2 — между членами демкоалиции и частью российских независимых профсоюзов.

18 сентября на сайте «Открытой России» был представлен новый спецпроект «Право на солидарность». В рамках данного начинания освещена история польского профсоюза «Солидарность» и его роль в «падении коммунистического режима в Польше». Всё это сопровождается интервью бывшего профсоюзного лидера и первого польского президента Л. Валенсы, специально отобранной документальной хроникой.

Но этим всё не ограничивается.

Далее на сайте М. Ходорковского делается заявка на поддержку в России «настоящих свободных и независимых профсоюзов», не связанных с нынешней российской властью. И в качестве примеров рассматриваются несколько организаций в регионах, не вошедших в провластную Федерацию независимых профсоюзов России (ФНПР).

А 2 октября в Москве прошла презентация книги «Михник — Навальный: диалоги». Это произведение было написано на основе бесед, состоявшихся еще в апреле 2015 года, между одним из лидеров «Солидарности» А. Михником и российским оппозиционером. Среди затронутых тем — «опыт борьбы с репрессивным режимом, борьба с коррупцией, преодоление раскола внутри оппозиционного движения».

Таким образом, внесистемная либеральная оппозиция готовится при помощи своих зарубежных союзников и спонсоров привлечь для «давления на власть» часть левого электората и профсоюзного движения. И в случае успеха данного спецпроекта осуществить проведение «политической реформы», которая разрушит российскую государственность. Противодействие такому развороту событий — наш гражданский долг.