Битва за умы
С самого начала гражданской войны на Украине в западных СМИ развернулась мощная информационно-пропагандистская кампания против России. Несмотря на то, что героическому Донбассу оказывает всестороннюю помощь российское гражданское общество (а не государство), наша страна была представлена в материалах большинства журналистов как «агрессор».
В последнее время на Западе увеличилось количество публикаций, в которых авторы заявляют, что «Путин ведет страну к краху». При этом нередко ставится вопрос: какие преимущества сможет получить Россия, если в Москве «сменится власть, проводящая антизападный консервативный курс». Заметим, именно та наша власть, которая пока обуздывает в России набирающий силу «белоленточный антигосударственный шабаш» и сепаратизм.
Среди лидеров данной кампании особенно выделяются германские СМИ. Из наиболее значимых публикаций особого внимания заслуживает материал «Президент России. Если свергнуть Путина», появившийся 18 сентября 2014 года в немецком издании Der Spiegel. Здесь автор одного из самых популярных европейских журналов, отстаивающих «неолиберальные взгляды» и «демократические ценности», начинает делиться своими (и не только своими) соображениями относительно совершенно недемократических методов смены власти в России. Он пишет: «Весной мне довелось стать свидетелем разговора одного украинского офицера с одним из западных дипломатов. Украинец сказал, что Запад должен помочь свергнуть Путина. Дипломат ответил: «Мы постараемся».
Сам автор статьи Б. Биддер рассматривает два варианта «политического конца Путина»: «...Либо нынешняя кремлевская элита сама найдет ему преемника, либо русские свергнут Путина и его окружение».
Но оба варианта (и «выборный» и «революционный»), по мнению автора, бесперспективны с точки зрения интересов Запада. Ибо в близком окружении Путина (где будут искать преемника) сильны позиции «ястребов», и в этом случае « в Кремль придет некто, действующий более радикально, чем Путин». А «революционный сценарий также был бы нежелателен. В таком случае к власти могли бы прийти как правые, так и левые радикалы».
В результате Б. Биддер приходит к следующему выводу: «...Свержение Путина не стало бы избавлением — ни для России, ни для Европы. У демократических сил практически нет шансов на приход к власти, тем более что Кремль в последние годы их систематически подавляет. Люди, с которыми могли бы быть связаны надежды Запада, слабы».
В качестве примера «слабых людей», являющихся «надеждой Запада», автор называет представителя внесистемной оппозиции А. Навального, а также единственного депутата ГД РФ, проголосовавшего против присоединения Крыма к России, И. Пономарева. То есть, называются люди, которые во время белоленточных акций выдвигали такие сепаратистские лозунги, как «Хватит кормить Кавказ!» и «Хватит кормить Москву!».
Отметим, что автор статьи не упоминает реально существующее в российской власти «либеральное лобби», поддержавшее «болотные митинги» 2011–2012 годов и готовившее срыв прихода В. Путина к власти в результате последних президентских выборов. Возникает вопрос: он действительно не принимает это лобби во внимание, или же просто лукавит? То есть не хочет раньше времени «засвечивать» вполне возможные расчеты на то, что это внутреннее антироссийское лобби при активной поддержке Запада ( «мы постараемся») сумеет с использованием «революционного» сценария привести к власти псевдолиберальные силы, готовые и к расчленению страны, и к наведению такого «порядка», который пытается навести киевская хунта на Украине.
Нельзя исключать, что в таком лукавстве уже есть расчет на появившуюся на российском «политическом горизонте» новую-старую фигуру, которая может быть приемлемой и для «либералов в Кремле», и для белоленточников, и для Запада, ищущего «сильного человека с демократическими ценностями», который будет готов «реформировать» (читай — разрушать) российскую государственность.
Что это за фигура?
Обратим внимание на то, что в агрессивную пропагандистскую кампанию Запада, развернутую против России, органично вписывается серия интервью и выступлений бывшего российского олигарха, а ныне «политэмигранта» М. Ходорковского, получившего вид на жительство в Швейцарии. Напомним, что именно представители германской властной элиты играли важную роль в освобождении Ходорковского, отбывавшего длительный срок в российской тюрьме за экономические преступления.
Напомним также, что при своем досрочном освобождении в декабре 2013 года экс-олигарх утверждал, что «не заинтересован заниматься политической деятельностью». Но, как ни странно, этот интерес возник довольно скоро, уже весной 2014 года.
9 марта (после прихода к власти киевской хунты) М. Ходорковский выступил на Евромайдане с приветствием «народу новой демократической Украины», а также с обвинениями в адрес российских СМИ за распространение неверной информации о событиях в Киеве. Цитата: «Здесь нет фашистов и нацистов. Точнее, их не больше, чем на улицах Москвы или Питера».
24–25 апреля восстановленный М. Ходорковским Фонд «Открытая Россия» становится одним из организаторов форума в Киеве «Украина-Россия: диалог». Это мероприятие подается как «акция солидарности российской и украинской интеллигенции для поиска путей противодействия информационной войне, развязанной Россией». Здесь М. Ходорковский заявил о своем «несогласии с политикой Путина относительно Украины» и предложил обсудить «судьбу Крыма после аннексии», а также «европейский путь Украины, от которого отказалась Россия».
Среди приглашенных российских гостей были известные организаторы и участники белоленточных протестных акций: Б. Немцов, И. Пономарев, Ю. Латынина, Л. Улицкая, Д. Быков, М. Гельман, А. Венедиктов. Среди украинских делегатов особо выделялись (тогда еще кандидат в президенты) П. Порошенко и бывший глава Меджлиса крымских татар М. Джемилев.
В июне 2014-го, после президентских выборов на Украине, Ходорковский поздравил Порошенко с избранием и заявил, что «цель его фонда «Открытая Россия» — честные выборы в России».
И наконец, 20-го сентября в Париже Ходорковский провел интернет-конференцию, посвященную перезапуску своего старого проекта «Открытая Россия». В данном случае речь идет о создании на основе бывшего благотворительного Фонда (с многочисленными филиалами по всей стране) сетевой структуры гражданских активистов и оппозиционных организаций, ведущих свою деятельность на основе «европейского выбора России». При этом ставится задача «объединить все либеральные протестные силы страны».
Тогда же, в нескольких интервью иностранным изданиям, Ходорковский наметил и свой план (так выразился корреспондент Le Mond) «возвращения на политическую сцену».
Он в частности, заявил:
«Я реально могу оказаться полезен в том случае, когда страна окажется в кризисе в результате действий нынешней власти. Боюсь, что до этого ждать недолго...». (Из интервью «Радио Свобода».)
«...У меня есть надежда, что Путин совершит какую-нибудь ошибку, потому что все авторитарные режимы терпят поражение вследствие ошибок...». (Из интервью испанской El Pais.)
«...Это движение [«Открытая Россия»] направленно на влияние на государственную власть, <...> на самоорганизацию европейски-ориентированной части российского общества... Сетевая структура... Техническая платформа будет поддерживаться из Праги. Но смысловые люди будут расположены в самых разных местах: в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, других российских городах, в Берлине, может быть, и в Париже. Это те люди, которые будут помогать осуществлять координацию этих независимых общественных групп...
Я совершенно точно говорю, что мы будем принимать участие в предвыборной кампании и в борьбе за места в Государственной думе...
Корреспондент: «Хотите ли вы стать президентом России?»
...Если встанет вопрос о том, что надо преодолеть кризис и провести конституционную реформу, главная часть которой состояла бы в перераспределении президентской власти в пользу суда, парламента и гражданского общества, эту часть работы я готов был бы выполнить». (Из интервью французской Le Mond.)
Как мы видим, здесь — причем при активной поддержке Запада — налицо заявка на лидерство в организации внесистемного либерального протеста в России. Причем с явной отсылкой к технологиям «оранжевой революции» по лекалам Джина Шарпа. Есть и заявка на необходимую «сетевую структуру», и ставка на внутриполитический кризис (в создании которого, конечно, эта сетевая структура будет активнейшим образом помогать).
Этот достаточно недвусмысленный месседж М. Ходорковский послал российской властной элите и внесистемной либеральной оппозиции аккурат накануне так называемого «Марша мира», заявленного 21 сентября во многих городах России.
Самое крупное шествие под лозунгами, осуждающими «агрессивную внешнюю политику России против Украины», прошло в Москве, и было достаточно массовым. В толпе были видны украинские флаги, плакаты, на которых выражалась поддержка действиям киевской хунты. Но шествие, как отмечают даже многие сторонники организаторов данной акции, оказалось политически неожиданно вялым.
При этом в некоторых городах России акцию запретили. А где-то против небольших групп белоленточников достаточно массово вышли патриотически настроенные граждане под своими лозунгами «Марш мира — марш пособников убийц!», «Фашизм не пройдет!».
Некоторые эксперты объясняют «вялость» данной «всероссийской акции» белоленточников двумя факторами.
Во-первых, ситуация с присоединением Крыма и гражданская война на Украине внесла раскол в ряды русских националистов, на которых «белоленточники» возлагали особые надежды в случае массовых протестных акций и «горячих эксцессов» в России.
Во-вторых, Запад в данный момент считает, что запускать на полную катушку механизм политической дестабилизации в России — рано. Еще только накачивается политическим весом новый лидер «народного протеста», который еще должен быть принят в качестве такового системными и внесистемными либералами. Только-только готовится к провокационной работе на российской территории новая сетевая структура Ходорковского, нацеленная на «образовательные и просветительские проекты в регионах», а также на «стимулирование гражданской [читай: протестной] активности населения». И, главное, по всем социологическим замерам, слишком высока массовая поддержка действий нынешней, путинской власти в украинском кризисе.
Напомним, что предыдущие западные «оранжевые» проекты сумели сформировать лишь небольшие сегменты «пятой колонны» в крупных российских городах. При этом Ходорковский оценивает свой сегодняшний электорат в России в 10–15 %. Но утверждает, что готов «играть вдолгую» — надеется, что он «за 5– 10 лет выиграет борьбу за умы образованного городского населения и ситуация в России изменится неузнаваемо».
Но то, как ситуация в России изменится даже не за 5–10 лет, а в ближайшие год-два, — зависит ведь и от нас! Для того, чтобы укрепить Россию и оградить ее от новых разрушительных «либеральных экспериментов», проводимых при «заботливой» поддержке Запада, нам, патриотическим организациям и гражданам, нужно самим выигрывать эту «битву за умы». Ибо от этого зависит жизнь и смерть страны.