На протяжении тысячелетий греческий и римский классический тип героизма использовались меняющимися культурами. Что-то в нем, знаете ли, завораживало человечество

Борьба за образ человека

Изображение: (cc) Fingalo
Барельеф (510–500 гг. до н. э.) с изображением борцов
Барельеф (510–500 гг. до н. э.) с изображением борцов

12 февраля 2013 года исполком Международного олимпийского комитета (МОК) рекомендовал исключить греко-римскую борьбу из программы летних Олимпийских игр 2020 года.

Вместо греко-римской борьбы в программу соревнований могут быть включены: бейсбол/софтбол, а также карате, ушу, роликовые коньки или почти непонятные (в массовом сознании) вейкбординг, сквош, скалолазание. Стоит заметить, такое бывало в истории Игр — в программу включались малопопулярные виды спорта, которые потом (с разной быстротой) прекращали свое олимпийское существование. Окончательное решение о ротации видов спорта будет принято в сентябре 2013 года в аргентинском Буэнос-Айресе.

В ожидании подобных перспектив многие спортивные обозреватели высказывают следующие соображения: «Для России борьба — это серьезная дисциплина по количеству медалей, и будет очень плохо, если этот вид спорта уйдет».

Репортер Кирилл Набутов: «Все прекрасно понимают, что Олимпийские игры это большая политика и огромные деньги…».

А призер Олимпийских игр по дзюдо Дмитрий Носов утверждает: «Борьба и легкая атлетика — это столпы, это фундамент Олимпийских игр, и поменять борьбу на ролики… у меня возникают сомнения в адекватности и вменяемости тех, кто это мог предложить…»

Оставим в стороне озабоченность спортивных обозревателей и конспирологические версии журналистов (хотя они тоже имеют право на существование). Нас интересует социокультурный ракурс этого события.

Итак, что же представляет собой такой вид спорта, как греко-римская борьба, которая должна быть удалена из программы Олимпийских игр?

Греко-римская борьба (она же классическая) считается старейшим из всех олимпийских видов спорта, ибо только она дошла со времен античности до наших дней практически без изменений. В этом виде спорта соревнуются только мужчины. Это вид единоборства, в котором спортсмен с помощью определенных технических приемов должен вывести соперника из равновесия и прижать лопатками к ковру.

Самые древние изображения борцов относятся к VI–IV тысячелетию до нашей эры. Одно из них — поединок со львом героя шумерского эпоса Гильгамеша. А на одной из ваз древней Греции запечатлен поединок между Гераклом и Антеем.

Греко-римская борьба, достигшая подлинного расцвета в Древней Греции, входила в те времена в обязательную систему образования и воспитания юношей. Овладев философией и риторикой, юноши совершенствовали свое мастерство у тренеров-борцов. Приемы борьбы широко использовались и в подготовке воинов.

Первые правила борьбы создал греческий атлет Тесеус. (Существует легенда, что атлет Тесеус — это мифологический Тесей, который одолел Минотавра с помощью приемов борьбы). По правилам Тесеуса, побеждал тот, кто три раза бросит соперника на землю, наносить удары руками и ногами запрещалось.

Первоначально борьба — вместе с бегом, метанием копья, метанием диска и прыжками — входила в классическое греческое многоборье — пентатлон. Позже из пентатлона выделились отдельные дисциплины и оформились школы борьбы.

Самым известным из античных греческих борцов был шестикратный олимпийский чемпион Милон Кротонский. У него была своя, весьма оригинальная методика тренировки: атлет ежедневно поднимал теленка — до того времени, пока теленок не становился коровой.

Многие из греческих философов и поэтов: Пифагор, Платон, Пиндар и др. — были выдающимися борцами — участниками и победителями Олимпийских соревнований.

Вот что пишет Алексей Лосев о философе Платоне: «Установлено, например, что Платон был отличным гимнастом и, кроме того, отличался в таких видах спорта, как борьба и верховая езда. Есть сведения, что за успехи в борьбе он получил первую премию на Истмийских, а, возможно, также и на Пифийских состязаниях. Платон отличался таким высоким ростом и крепким телосложением, что получил прозвище, которое так и осталось за ним навсегда и отстранило собой имя Аристокл, данное ему родителями в честь деда: ведь „платос“ по-гречески значит ширина или широта… Говорили даже, что это прозвище, навсегда оставшееся за философом, дал ему не кто иной, как Сократ».

Описания поединков могучих борцов можно найти в «Илиаде» Гомера (песня 23).

«И, пояса застегнув, вышли в круг два
борца, на арену.
Крепко руками они за бока подхватили
друг друга,
Словно стропила, что дом завершают
высокий, который
Плотник искусный воздвиг для защиты
от буйного ветра.
Сильно хрустели хребты под могучестью
стиснутых рук их».

Борьба входила в программу первых античных Олимпийских игр, которые прошли еще в 776 году до новой эры. С тех пор этот вид спорта неизменно включался в состав летних Олимпиад. К слову сказать, Олимпийские игры никогда не воспринимались в древности как сугубо спортивные состязания, ведь их основание было связано с греческими богами и героями (Зевсом, Аполлоном, Гераклом, Афиной и др.). В этом были претензии на равенство олимпийцев с богами. На время Олимпийских игр войны прекращались, и это называлось «священным перемирием».

Римляне переняли у греков увлечение борьбой. Но у них борьба использовалась также в гладиаторских боях. Когда в конце IV века школы гладиаторов приходят в упадок и закрываются, прекращают свое существование и Олимпийские игры.

Греко-римская борьба возвращается в Европу в конце XVIII — начале XIX века. Местом ее возрождения становится Франция, где и были заложены современные правила. После этого греко-римскую борьбу стали называть французской, и так же, как в Древней Греции и Риме, французская борьба становится популярной среди простого народа.

В России любительская спортивная борьба появилась в 1895 году, а в 1897 году был проведен первый всероссийский чемпионат. Среди дореволюционных русских борцов самым известным был легендарный Иван Поддубный. До сих пор в России греко-римская борьба очень популярна, особенно в республиках Северного Кавказа: Дагестане, Чечне, Ингушетии.

В конце XX века, когда проведение спортивных игр стало финансово очень выгодным, программа Олимпиад стала быстро расширяться. В 80-х в Играх появилась художественная гимнастика, синхронное плавание, настольный теннис. В 90-х годах прибавились бадминтон, водный слалом, пляжный волейбол. В начале XXI века в состав Игр вошли прыжки на батуте, триатлон, тхэквондо и женская борьба.

Обращает на себя внимание, что большая часть «новых видов спорта» явно проигрывает классике и отдает некой необязательной тусовочностью.

Одновременно олимпийские власти констатируют, что программа состязаний слишком разрослась и за три недели Олимпиады сложно провести розыгрыш более чем 300 медалей в различных дисциплинах. Вот, мол, поэтому МОК и решил ввести ротацию некоторых наименее популярных дисциплин.

Удивляет только, почему именно греко-римская борьба попадает под определение непопулярной дисциплины?

Нам представляется, что исключение греко-римской борьбы из Олимпийских игр — это продолжающийся мировой процесс «сноса» гуманистических представлений о человеке. Традиционных представлений о его теле, его душе, достоинстве, благородстве его духа.

По мнению немецко-американского социолога Герберта Маркузе, становление нового «принципа реальности» подразумевает смену архетипов, символов, культурных героев: «Если в Прометее мы находим культурного героя тяжелого труда, производительности и прогресса посредством репрессии, то символы иного принципа реальности следует искать на противоположном полюсе.

Такие фигуры, представляющие совершенно иную действительность, мы видим в Орфее и Нарциссе… Они не стали культурными героями западного мира, а превратились в образы радости и удовлетворения».

Волнующий меня вопрос состоит в следующем. Не происходит ли на наших глазах неявная, но фундаментальная замена культурного героя? Ведь на протяжении тысячелетий — да, именно тысячелетий, а не столетий — греческий и римский классический тип героизма использовались меняющимися культурами по-разному. Сначала его использовали сами античные цивилизации. Потом его использовало Возрождение и Новое время. Да и средневековье отнюдь его не чуралось. Что-то в нем, знаете ли, завораживало человечество. Менялись мироустройства, уклады — а это оставалось. И в каком-то смысле обеспечивало эстафету в рамках этой смены укладов. Что теперь? Неужели теперь кто-то хочет подорвать саму возможность передачи эстафеты и оторвать какой-то новый уклад от всех предыдущих укладов?

Самое печальное состоит в том, что это, во-первых, осуществляется под ковром. И, во-вторых, опирается на систему мозаичных действий, связь между которыми неочевидна. Ну, убрали греко-римскую борьбу — и что? Стоит ли вокруг этого городить какой-то мироустроительный, укладо-трансформационный «огород», знаете ли? Но присмотримся к другим деталям.

Вот одна из них — очевидным образом идет посягательство на то, что находится в фундаменте не спортивной, а иной греко-римской классики — на культурную целостность.

Она, кстати, может быть очень разной. Но до сих пор считалось, что она в явном или неявном виде должна существовать. А теперь… Теперь мы имеем дело с неслыханным триумфом антицелостности. С воинственным отрицанием всяческой целостности. Торжествует «мир коллажа». Доминирует клиповое сознание. Возникает «обрывочная» культура — обрывки песен, фраз, рекламные слоганы, комиксы, калейдоскоп цветовых пятен… Налицо и посягательство на социальную целостность. Общество атомизировано, а индивидуальности, его составляющие, как выясняется, хотят всего лишь получать удовольствие от своего бездумного ненапряжного существования.

Греческих героев надо извести современным постмодернистским способом. Основанном на одном правиле: не можешь стереть из памяти этот героизм, не можешь лишить его обаяния — ну, что ж… извращай его содержание.

Ситуация постмодернизма благоприятна для создания развлекательных современных мифов. В литературе стали популярны эпосы типа «Хроник Нарнии» К. Льюиса, «Властелина колец» и «Приключений хоббитов» Д. Толкина. Книг в стиле «фэнтези» с их однотипностью героев и сюжетов — несметное количество.

Американские фильмы о древнегреческих героях всегда заканчиваются хеппи-эндом, герои живут долго и счастливо. Голливуд творит свои мифы, занимая у Древней Греции только сюжеты и имена героев. В фильме «Битва Титанов» (2010 год, США, Великобритания) Персей (сын бога) вместе с другими воинами отправляется в путешествие по лабиринту каких-то запретных миров. И побеждает разных чудовищ, начиная с Минотавра, потом договаривается с Медузой Горгоной.

В фильме «Куда приводят мечты» (США, 1998 год) муж попадает в рай после смерти, а его жена, покончившая жизнь самоубийством — в ад. На том свете муж решает помочь жене вырваться из ада, ему это удается, и они начинают новую жизнь (своеобразная аллюзия на миф об Орфее и Эвридике, только со счастливым концом).

Западным искусством насаждается новый образ человека. Это не сверхчеловек и не человек, претендующий на покорение высот, а человек, просто живущий в свое удовольствие и обладающий толерантным отношением к окружающей его действительности.

По-видимому, на потребу именно такому человеку из Олимпийских игр убираются классические виды спорта, демонстрирующие исторически сложившиеся образы мужественности и достоинства. А на замену им предлагается что-то мелкотравчато-комфортное, типа пляжного волейбола или бессмысленного керлинга.