Борьба с коронавирусом с помощью «тотальных локдаунов» стоила политику должности

Премьер-министр Малайзии стал первой политжертвой борьбы с COVID-19. Обзор

Диего Ривера. Плохое правительство (фрагмент). 1924
Диего Ривера. Плохое правительство (фрагмент). 1924

16 августа пост премьер-министра и фактического главы Малайзии оставил Мухиддин Яссин. Он занимал эту должность в течение 535 дней — меньше, чем любой из его предшественников, возглавлявших страну с 1963 года, когда была образована Федерации Малайзия.

Политическая система страны

Политическая система Малайзии достаточно необычна. По форме она является конституционной монархией, но титул короля не является пожизненным. Раз в пять лет правители девяти штатов страны, имеющих монархическую форму правления, выбирают из своей среды Верховного правителя Малайзии. В основном он выполняет представительские функции, однако именно он утверждает законы, принятые депутатами, и кандидатуру премьер-министра, которую должно поддержать парламентское большинство.

До Яссина премьер-министром Малайзии был Махатхир Мохамад, причем политик занимал этот пост уже во второй раз. Первый раз он стал премьер-министром в 1981 году и занимал должность по 2003 год. Именно с его именем связывают экономические успехи страны в 1990-х годах. После 15-летнего перерыва политик вернулся на должность премьер-министра.

Однако в конце февраля 2020 года политик был вынужден подать в отставку после того, как его союзники по коалиции добились включения в состав правительства нескольких человек, обвиняемых в коррупции. Мохамад заявил, что не может состоять с ними в одном кабинете и ушел в отставку, что по малайзийским законам приводит к автоматической отставке всего правительства.

Приход к власти Яссина

Из политического кризиса страну вывел король Малайзии. Монарх встретился с депутатами и лидерами парламентских фракций. В результате переговоров король убедился, что большинство депутатов поддерживает Яссина. Король назначил его премьер-министром. Яссин вступил в должность 29 февраля 2020 года. Политик впервые занял пост премьер-министра, но в состав правительства он уже входил ранее — с 2009 по 2015 годы он занимал должность министра образования и заместителя премьер-министра.

Полностью политический кризис преодолеть не удалось, число депутатов, поддерживающих нового премьер-министра, лишь немного превышало численность оппозиции, и политику пришлось пойти на ухищрения для обеспечения стабильности избравшей его коалиции. В частности, Яссин сформировал самое большое правительство в истории страны — в него вошли 70 человек, из них сразу четверо получили статус «главных министров». Но и это не обеспечило ему весомого преимущества: на голосовании по принятию нового бюджета страны документ был принят с преимуществом всего лишь в два голоса. Так что положение премьер-министра изначально было шатким.

Борьба с пандемией

Вступление Яссина во власть совпало по времени с началом борьбы с пандемией коронавируса. Политик практически сразу ввел по всей стране систему ограничений, а в регионах, где были зафиксированы вспышки заболевания, вводился жесткий локдаун. Их жителям запрещалось покидать дома, все магазины закрывались, дороги перекрывались, доставку продуктов и медикаментов осуществляли власти.

Экстренные меры дали эффект, и к середине июля страна достигла практически нулевого уровня заболеваемости. Однако осенью количество новых случаев заражения стало увеличиваться, и в октябре власти снова ввели ограничения, которые были ослаблены только перед Рождеством и Новым годом — традиционным периодом путешествий в Малайзии.

К лету 2021 года количество новых случаев заболевания стало расти и в июне достигло 7 тысяч в день. Яссин снова ввел в стране режим ограничений, который сам политик назвал «тотальным локдауном». Эти меры правительства вызвали массовые протесты среди молодежи и забастовку со стороны молодых докторов, которые заявили, что медперсонал работает на пределе возможностей и полностью истощен.

Народ в стране все сильнее стал выражать недовольство неспособностью правительства взять ситуацию под контроль. Люди обвиняли власть в том, что она слишком много времени уделяет политическим играм и мало — непосредственно управлению государством.

Кризис

В адрес политика раздавалось все больше критики и со стороны оппозиции. Наибольшее количество проблем ему доставляла крупнейшая партия Малайзии — Объединенная малайская национальная организация (UMNO). Яссин попытался действовать на упреждение и дал двум лидерам партии важные посты в своем правительстве, один из них даже стал его заместителем.

Но это не помогло. 15 августа малайзийский мозговой центр IMAN выпустил заявление, в котором заявлялось: «Очевидно, что текущая стратегия не работает, а правительство потерпело неудачу». «Срочно необходимы новые стратегии и новый лидер», — добавляли эксперты центра.

Утром 16 августа Яссин собрал заседание правительства, после которого подал королю прошение об отставке. Теперь парламент должен предоставить королю на утверждение кандидатуру нового премьер-министра. В случае если у депутатов не получится договориться, в стране будут назначены внеочередные парламентские выборы.

Итоги правления

Несмотря на вводившиеся строгие ограничения, Малайзия так и не смогла победить коронавирус. С конца июля в стране с 30-миллионным населением ежедневно выявляется более 15 тысяч случаев заражения COVID-19, смертность от заболевания также бьет национальные антирекорды. У оппозиции нет явного лидера и пока непонятно, сможет ли кто-то получить большинство в нынешнем парламенте или стране придется проводить внеочередные выборы в разгар новой волны заболевания.

Пример Малайзии наглядным образом показал, что политика введения жестких локдаунов не способна победить коронавирус. Правительство, ведшее борьбу с пандемией масштабными ограничительными мероприятиями, проиграло. Яссин стал первым мировым лидером, ушедшим в отставку из-за коронавируса. Впрочем, вряд ли он останется единственной политической жертвой борьбы с COVID-19.