Пример с рынком удобрений показал, насколько бесперспективны попытки вытеснить Россию из мировой экономики и к каким серьезным последствиям могут привести подобные действия

Как санкции усилили зависимость Запада от российских удобрений

Жюльен Дюпре. Уборка сена. XIX век
Жюльен Дюпре. Уборка сена. XIX век
Жюльен Дюпре. Уборка сена. XIX век

В Европе начали бить тревогу в связи с растущей зависимостью европейского сельского хозяйства от российских удобрений. Растущей, несмотря на санкционное давление против экспорта РФ.

«Мы ясно видели, как Россия и Путин, соответственно, используют удобрения и продукты питания в качестве оружия», — 11 января заявил президент норвежской химической компании Yara Свейн Торе Холзетер, сообщило издание Euractiv.

По данным Евростата, импорт азота для производства удобрений в страны ЕС за 2022–2023 годы (с июля по июнь) увеличился на 34% по сравнению с предыдущим периодом. При этом треть всего импорта пришлась на российские компании.

Импорт мочевины за тот же период увеличился на 53%, что вдвое больше аналогичного показателя сезона 2020–2021 годов. Россия поставила 40% этого объема.

Холзетер напомнил, что отказ от российских энергоносителей дорого обошелся европейской промышленности и рядовым европейцам.

«Я был бы очень обеспокоен, если бы мы как лунатики повторяли с удобрениями то же самое, что мы делали с энергией», — подчеркнул он.

Так почему Запад не просто не смог подорвать позиции нашей страны на мировом рынке удобрений, но даже сам не перестал импортировать удобрения из России?

В 2021 году разразился мировой энергетический кризис. Цены на газ выросли почти на 30%. Поскольку природный газ используется в качестве сырья для производства азотных удобрений, увеличение его стоимости повлекло за собой волну остановок европейских заводов по производству этой продукции.

Мировые цены на удобрения росли в течение всего 2021 года. Это происходило в том числе из-за сокращения российского экспорта природного газа. Кроме того, санкции Запада против Белоруссии привели к скачку цен на калийные удобрения.

Начало конфликта на Украине привело к новому скачку цен на газ и, как следствие, дальнейшему росту цен на азотные удобрения. Кроме того, западные санкции привели к масштабному срыву поставок российских удобрений потребителям по всему миру. Сразу после этого многие аналитики заявили об опасности глобального продовольственного кризиса.

Чтобы избежать такого развития событий, уже через два дня после начала СВО, 24 февраля, США исключили из антироссийских санкций часть товаров, в том числе удобрения. А Россия в свою очередь заявила, что не будет ограничивать экспорт минеральных удобрений в какие-либо страны и увеличила экспортные квоты на 700 тыс. тонн.

Но проблемы с поставками этого товара из России не закончились. Во-первых, многие иностранные компании опасались покупать у российских контрагентов даже выведенные из-под санкций товары. Во-вторых, российские поставщики и производители удобрений продолжали сталкиваться с проблемами при проведении банковских платежей, фрахте судов и получении доступа в иностранные порты.

Кроме того, более 300 тыс. тонн удобрений из России были заблокированы в портах Латвии, Эстонии, Бельгии и Нидерландов. С сентября 2022 года Россия с переменным успехом пытается безвозмездно передать эти объемы наиболее нуждающимся странам мира. Но европейцы очень неохотно выпускают этот ресурс из своих рук. До сих пор около 100 тыс. тонн остаются заблокированы.

Уже весной 2022 года в мире начали звучать настойчивые призывы перестать препятствовать поставкам удобрений и продуктов питания из России на мировые рынки.

Так, 6 мая 2022 года генсек ООН Антониу Гутерриш заявил, что необходимо убрать преграды российскому экспорту для преодоления «глобальных угроз продовольственной безопасности». Позже он заявил, что скачок мировых цен на продовольствие и удобрения «окажет разрушительное воздействие на миллиарды людей в Азии и Южной Америке».

Риск мирового продовольственного кризиса вынудил США и ЕС стимулировать поставки российских удобрений на мировой рынок. 1 июня 2022 года постпред США в ООН Линда Томас-Гринфилд заявила, что Вашингтон готов предоставить гарантии компаниям-экспортерам и страховщикам в том, что они не попадут под санкции за участие в экспорте российских зерна и удобрений.

«Компании немного нервничают, и мы готовы направить им гарантийные письма, если это поможет их воодушевить», — заявила дипломат.

Верховный представитель ЕС по дипломатии и политике безопасности Жозеп Боррель 20 июня 2022 года подчеркнул, что российские удобрения и продукты питания не находятся под санкциям Запада.

«Те, кто занимается экономической деятельностью, должны знать, что эти продукты из России не находятся под нашими санкциями. Они могут действовать, могут покупать их, могут транспортировать и могут страховать», — заявил Боррель.

«Мы отправляем письма во все финансовые, экономические структуры с объяснениями, что они могут делать. Но, конечно, я не могу не отметить, что некоторые финансовые организации <…> самостоятельно приняли решение не участвовать в торговле [с Россией]. Это называется „перегнуть палку“», — добавил он.

14 июля 2022 года Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) минфина США официально разрешило проводить с Россией транзакции, связанные с поставками удобрений и продовольствия.

Отметим, что Запад занимался устранением ограничений на поставки российских удобрений только для себя, но не устранял препятствия для этих поставок в другие регионы мира.

16 сентября 2022 года Путин заявил, что отказ от ограничений коснулся только государств — членов ЕС.

«А как же развивающиеся, беднейшие страны мира?» — задался вопросом глава РФ.

Кроме того, 20 сентября, обсуждая попытки России безвозмездно передать развивающимся странам арестованные в европейских портах российские удобрения, Путин заявил:

«Верхом цинизма является то, что даже наше предложение бесплатно, хочу это подчеркнуть, бесплатно передать нуждающимся странам заблокированные в европейских портах из-за санкций 300 тыс. тонн российских удобрений до сих пор остается без ответа».

В итоге экспорт удобрений из России к середине 2022 года сократился на 24% по итогам периода 2021 — 2022 годов. Однако убытки с лихвой удавалось покрыть за счет сверхприбыли, которую получали российские поставщики в связи с резким скачком мировых цен на этот товар.

Кроме того, Россия постоянно предпринимала шаги по выходу на новые рынки взамен утраченных. В течение лета 2022 года были проведены переговоры о поставках российских удобрений в различные страны мира, в том числе на Филиппины, в ЮАР и Мали. Наращивался экспорт в Индию, Турцию и Вьетнам.

Осенью 2022 года российские производители удобрений продолжали испытывать трудности с поставками своей продукции на мировой рынок. 11 октября глава Минфина Антон Силуанов сообщил, что «экспорту продукции из России мешают запрет страховать российские суда, пускать их в европейские порты, отключение ряда банков от SWIFT и ограничение работы международных транспортных компаний».

К концу 2022 года в ЕС наметился раскол по вопросу санкций в отношении российских удобрений. Так, 15 декабря делегаты стран Евросоюза не смогли договориться о девятом пакете санкций против России. Камнем преткновения стал вопрос о прохождении российских удобрений через европейские порты. Против послаблений в этом вопросе выступала Польша и еще несколько стран.

В конце декабря для решения этого вопроса Евросоюз принял решение ослабить личные санкции в отношении российских владельцев предприятий по производству удобрений.

Тем не менее по итогу 2022 года следствием западных санкций стало снижение российского экспорта минеральных удобрений на 15%. Об этом 29 декабря сообщили в Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ). При этом еще летом РАПУ прогнозировала сокращение экспорта на 20%.

В ассоциации также рассказали, что летом производители начали оправляться от санкций, нарастили поставки «на рынки дружественных стран», а также ушли из портов Балтики в российские порты.

Но, несмотря на сокращение объема российского экспорта, доходы от него резко выросли. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), за первые десять месяцев 2022 года доход от экспорта российских удобрений достиг $16,7 млрд, что на 70% больше по сравнению с тем же периодом 2021 года.

Спустя год после начала СВО, 20 февраля 2023 года агентство Bloomberg опубликовало статью, в которой говорилось, что удобрения стали «стратегическим рычагом глобального влияния». При этом агентство сообщило, что Запад серьезно обеспокоен ролью России, Китая и Белоруссии как основных поставщиков удобрений на мировой рынок.

По подсчетам аналитиков Bloomberg, Китай является мировым лидером в производстве удобрений и ежегодно производит 31,9 млн т нитратов, 13,2 млн т фосфатов и 6,1 млн т калийных удобрений, Россия производит 11,2 млн т нитратов, 4,2 млн т фосфатов и 9,5 млн т калийных удобрений, и находится на втором месте, а Белоруссия — 1 млн т нитратов, 0,2 млн т фосфатов и 7,6 млн т калийных удобрений, и занимает шестое место. В то время как США занимают лишь четвертое месте в списке глобальных производителей удобрений с 13,3 млн т нитратов, 4,6 млн т фосфатов и 369 тыс. т калийных удобрений. При этом третью строчку США уступают Индии.

В течение 2023 года мировые цены на удобрения стабилизировались на отметке ниже средних показателей 2021 года, но значительно выше уровня 2020 года. При этом Россия продолжила отыгрывать снижение объема экспорта в начале 2022 года. Так, за первые девять месяцев 2023 года экспорт минеральных удобрений из России вырос на 9,4% и составил 25,3 млн тонн.

На сегодняшний день 24% российского экспорта удобрений приходится на Бразилию, 14% — на Индию, 13% — на Европу, 12% — на США, 9% — на Китай. При этом в 2021 году на Европу и США приходилось 20% российского экспорта.

Пример с рынком удобрений показал, насколько бесперспективны попытки вытеснить Россию из мировой экономики, и к каким серьезным потрясениям могут привести подобные действия.

Отметим, что беспрецедентное санкционное давление в течение двух лет и обещания Запада «уничтожить российскую экономику» закончились тем, что по итогам 2023 года рост ВВП России составил 3,5%, а крупнейшая экономика Евросоюза — Германия не смогла избежать рецессии в прошедшем году, ее ВВП упал на 0,3%.