Как воспитать учителя, который будет бороться за души детей? Интервью
Учитель сегодня, как на фронте. Его задача — отстоять душу ребенка от разрушающей человека среды и потребительских идеалов, ведущих к психологическому краху. Об этом ИА Красная Весна рассказал в интервью д. и. н., профессор, декан факультета истории, политологии и права Московского государственного областного университета (МГОУ) Вардан Багдасарян. В июне МГОУ отметит свое 90-летие.
Свою историю университет ведет с 1931 года, когда Московский педагогический техникум Профинтерна был преобразован в Московский областной педагогический институт (МОПИ). Задача индустриализации, стоявшая тогда перед нашей страной, потребовала полной ликвидации неграмотности, а для этого нужны были учителя.
Во время Великой Отечественной войны МОПИ работал в эвакуации в городе Малмыж Кировской области. Тогда студенты вуза прошли марш-броском из Москвы до Мурома. В 1957 году вузу было присвоено имя Надежды Константиновны Крупской. МОПИ награжден Орденом Трудового Красного знамени. Университет славится своими учеными и целым рядом выпускников, достигших высот в самых разных областях.
В юбилейный год в МГОУ решили вспомнить своих выдающихся ученых и педагогов советского периода. За год должна пройти серия круглых столов. Первый из них был посвящен д. и. н., профессору Ерванду Амаяковичу Кургиняну, который несколько десятилетий заведовал в МОПИ кафедрой новой и новейшей истории.
Каким он был, рассказали те, кто с гордостью называют себя учениками и младшими коллегами Ерванда Амаяковича. Среди них ректор МГОУ Елена Певцова, декан факультета истории, политологии и права МГОУ, д. и. н., профессор Вардан Багдасарян, к. ф. н., заведующая кафедрой иностранных языков МГОУ Людмила Сарычева, доцент кафедры методики преподавания истории, политологии и права МГОУ Василий Сухов и многие другие.
Поскольку после катастрофы 1991 года преемственность поколений оказалась почти нарушенной, такие круглые столы организовываются не столько для «юбилейных воспоминаний», сколько для того, чтобы показать нынешнему поколению студентов галерею образов настоящих людей, ученых, педагогов, живших и работавших в стенах вуза совсем недавно. Чтобы за скукой навязываемого им потребительского существования сегодняшние студенты могли увидеть подлинную жизнь, подлинную научную работу, настоящие человеческие отношения и счастье — никак не связанное с благосостоянием или уровнем потребления.
Выступающие рассказали о человеке, которому ни отсутствие «стартовых позиций» — он родился в простой семье в небольшом армянском селе, многие жители которого плохо говорили по-русски, ни Великая Отечественная война, ни ранение не помешали следовать своему призванию: заниматься исторической наукой и педагогикой, которую он считал самым великим делом в мире.
Для этого он в совершенстве выучил русский язык и еще три иностранных языка, получил высшее образование, защитил кандидатскую, а затем и докторскую диссертацию, которые — по словам его коллег — сверхактуальны сегодня, преподавал и строил свои отношения с окружающими так, что его ученики спустя много лет вспоминают с благодарностью об атмосфере единения, интересных лекциях, свободных дискуссиях, уважении к чужому мнению, о внимании, с которым педагог относился к каждому студенту. Они отмечают врожденную интеллигентность, скромность и спартанский образ крупного ученого и руководителя одной из самых сильных кафедр института.
В девяностые, двухтысячные годы возникли определенные вызовы. Они связаны в значительной степени с трансляцией не совсем характерных для нас подходов, моделей педагогики.
ИА Красная Весна Сегодня прошла первая из конференций, посвященных педагогам, которые остались в памяти и в истории Вашего учебного заведения. Скажите, а что объединяет студентов педагогического колледжа Профинтерна, которые на субботниках строили станцию метро «Комсомольская», студентов и преподавателей, которые участвовали в Великой Отечественной войне, с нынешними студентами? Удается ли передавать ценности из поколения в поколения и если да, то как Вам это удается?
— Я бы начал с такого вопроса как образование. Образование — это по большому счету воспроизводство социума. Если уберем вообще все и останется только одно образование, то социум воспроизведется. И наоборот, если все будет сохранено, но не будет преемственного образования, социум погибнет. В этом отношении принципиально важна эта передача ценностей, смыслов из поколения в поколение. Наш вуз всегда отличался патриотической повесткой, от педагогического техникума Профинтерна, от Московского областного педагогического института и по сей день мы стремимся эти ценности передавать.
Ссылка на западный опыт шла вопреки даже целесообразности.
Конечно, у нас было много профессоров, преподавателей, участников Великой Отечественной войны. Об одном из них мы вспоминали сегодня. Это Ерванд Амаякович Кургинян — фронтовик, были другие фронтовики. Они закладывали эту систему смыслов и ценностей, она передавалась, передавалась до последних времен. Конечно, в девяностые, двухтысячные годы возникли определенные вызовы. Они связаны в значительной степени с трансляцией не совсем характерных для нас подходов, моделей педагогики.
Зачастую, ссылка на западный опыт шла вопреки даже целесообразности, но знаете, все-таки преемственную нить не удалось порвать. Наши студенты остаются патриотичными, наши студенты остаются государственно ориентированными. Вот эта эстафета памяти, связанная с выдающимися педагогами, она как раз ориентирована на это. Не просто вспомнить, а именно транслировать эти знания, подходы и ценности. На мероприятии присутствовали студенты. Зафиксировать память в данном случае Ерванда Амаяковича было важно и для нас, и для них.
ИА Красная Весна В обсуждении можно было заметить две исторические точки: Великая Отечественная война и 1991 год. Педагоги-фронтовики обладали повышенным моральным авторитетом среди студентов и коллег. А боль от распада СССР и того, что происходило с нашей Родиной в 90-х годах, сократила годы их жизни и не утихает до сих пор. Как эти темы преподаются в МГОУ?
— Конечно, безусловно, Великая Отечественная война — это основа нашей сборки. К сожалению, этих точек, основ не так много. Эта война не случайно является священной. Мы поддерживаем эту память поколений. Мы ввели курс для студентов, который больше нигде не преподается — критика антироссийских исторических мифов. Мы студентам-историкам, учителям истории преподаем как деконструировать эту антироссийскую пропаганду, направленную против нашего прошлого.
Надо в конечном итоге определиться и с позиции 1945-го дать оценку того, что произошло в 1991-м.
Конечно, отношение к 1991 году может быть различным. Но мы исходим из понимания того, что эта была катастрофа. Эта катастрофа была и политическая, и цивилизационная. И что важно, мы полагаем, что предопределенности распада СССР не было и внешние факторы сыграли немалую роль в этом нашем распаде. Осознать уроки не только наших побед, но и катастроф — это задача обществоведов, историков.
И, конечно, здесь принципиальный вызов: если для нас «наше все» — это Победа, 1945 год, то нельзя одновременно почитать и 1945, и 1991. Надо в конечном итоге определиться и с позиции 1945-го дать оценку того, что произошло в 1991-м. По моему экспертному мнению и убежденности как человека, по мнению большинства коллег, это, безусловно, катастрофа. Последствия этой катастрофы приходится исправлять и сегодня во всех сферах жизни.
ИА Красная Весна: Вы отметили, что аскетичность была характерной чертой советских педагогов. Однако сейчас общество — потребительское. И до недавнего времени мы воспитывали, по словам Дмитрия Анатольевича Медведева, квалифицированного потребителя. Тем не менее, учитель — это подвижническая профессия сама по себе, она не может быть другой. Учительская жизнь — это в некотором роде подвиг, потому что эта работа, если к ней относиться всерьез, требует всего человека. Вы видите среди своих студентов таких подвижников, которые пришли, чтобы стать учителем с большой буквы?
По большому счету, идет борьба за человека, борьба за студента.
— Конечно, есть, и таких немало. Сказать, что произошедшая в 1991 году катастрофа совершенно поломала менталитет, конечно, нельзя. Есть установка «мир как шоу», не очень благоприятная в целом окружающая среда: цифровая, информационная. Зачастую идет информационная война, поражается сознание. И вот, по большому счету, идет борьба за человека, борьба за студента. Учитель — он как на фронте сегодня, его задача — отстоять этого ребенка, защитить его систему смыслов от этой враждебной атаки.
Но не все потеряно, есть и отклики со стороны студентов. Поэтому, конечно, вы задали очень правильный вопрос, сегодня, когда вспоминали Ерванда Амаяковича Кургиняна, была высказана такая мысль, что учитель связан с образом такой духовной аскезы. Тогда людей воспитывали образы Маресьева, Павки Корчагина… Сегодня ведь не такие образы. Сегодня ведь успешность — она измеряется материальными благами, формируется такая матрица: успех — это коттедж, это какая-то материальная среда. Успешность видится в этом! Но ведь с этим далеко не уедешь. И потом, разве в этом заключается смысл жизни человека?
Запрос на нематериальный уровень развития — он безусловно существует.
Разве верующие люди могут взять эти коттеджи по ту сторону гроба? Все материальные блага человек не сможет взять себе. Значит, на каком-то этапе будет надлом. Надлом психологический. Духовность — она безгранична. В духовной системе можно идти бесконечно долго, там нет потолка. А в материальной системе потолок существует. Мы выходим на вопрос об обретении счастья. Запрос на нематериальный уровень развития — он безусловно существует. Нужно заняться культурой, образованием и пропагандой, в хорошем смысле этого слова, и я думаю, все можно поменять.