Протесты, конфликты и довольные инвесторы. Итоги 2021 года в Сербии
2021 год для Сербии оказался непростым. Это и конфликты с Косово, и массовые экологические и оппозиционные протесты в стране. В то же время Сербии в 2021 году удалось успешно преодолеть энергетический кризис и привлечь значительное количество иностранных инвестиций в страну, что выгодно выделило Сербию на фоне остальных балканских стран.
Основными темами, сотрясавшими Сербию в 2021 году, были традиционные для региона проблемы — диалог с Косово и вступление Сербии в Евросоюз. Кроме того, Албания, Северная Македония и Сербия активизировали экономическую инициативу «Открытые Балканы», в рамках реализации которой они хотят снять барьеры на границах стран — участников инициативы.
Отдельной темой стоят экологические протесты, которые начались в Сербии в конце года и продолжаются до сих пор, основными требованиями протестующих является прекращение работы в Сербии австралийско-британского концерна Rio Tinto Group, который планировал начать добычу лития на западе страны.
Мировой энергетический кризис также повлиял на Сербию, основной темой в конце года стало сохранение прежней цены на российский газ, а также «зеленая повестка дня».
С точки зрения иностранных инвестиций, Сербия показала рост, она заинтересовала компании из Японии, Канады, США, Германии и других стран, которые где-то купили существующие мощности и модернизировали их, а где-то построили новые предприятия и заводы.
Отношения Белграда и Приштины
2021 год начался с заявлений сторон о готовности продолжить диалог под эгидой ЕС, при этом сразу в начале переговоров стороны встали на непримиримые позиции.
Косово требовало взаимного признания и поиска албанцев, пропавших во время конфликта 90-х годов, в Белграде заявляли, что для начала диалога необходимо, чтобы Косово начало выполнять Брюссельские соглашения, которыми предусмотрено создание на севере Косово в муниципалитетах с сербским большинством Союза сербских муниципалитетов.
При этом на прошедших выборах в Косово во всех десяти муниципалитетах с сербским большинством выборы выиграли кандидаты от просербской организации «Сербский список», выступающий за создание Союза сербских муниципалитетов.
Несмотря на это, премьер-министр Косово Альбин Курти неоднократно заявлял, что создавать Союз сербских муниципалитетов в Косово не планируют, так как это «превратит ее в Боснию и Герцеговину».
По вопросу поиска пропавших без вести албанцев в Сербии заявляют, что проводят раскопки и их поиски, в отличие от Приштины, которая не ищет пропавших сербов.
Стоит упомянуть, что в мае Курти заявлял, что Приштина готовит документы против Сербии с целью обвинить ее в геноциде, ожидается, что документы в международный суд будут переданы в 2022 году.
Также на протяжении всего года Приштина инициировала полицейские операции на севере Косово. Так, в конце сентябре на пограничном переходе «Ярине» власти Косово ввели полицейский спецназ, усиленный бронетехникой, прекратив пускать транспортные средства с сербскими номерными знаками в Косово, что повлекло за собой волну эскалации.
Сербское население региона заблокировало пограничные переходы, а Сербия стянула контингент бронетехники ближе к границе, в результате прошедших переговоров и при посредничестве ЕС сторонам удалось договориться, полицейский спецназ был заменен солдатами из международной миссии KFOR, а машины разрешили пропускать с условиями использования наклеек на номера.
13 октября произошло следующее вторжение полицейского спецназа, он был введен в Северную Митровицу, в район, где проживали преимущественно сербы, официальной целью операции была борьба с контрабандой и коррупцией, ее проведение также вызвало многочисленные митинги сербского населения. Были и другие полицейские операции в районах с сербским большинством.
Были и другие операции, при этом, несмотря на то, что власти Приштины обязаны были согласовать свои операции с председателями муниципалитетов и силами KFOR, они этого не делали.
Официальные сербские лица не раз подчеркивали, что в Косово происходят регулярные нападения на сербов и их имущество.
В конце ноября случился очередной скандал, связанный с высказыванием премьер-министра Албании Эди Рамы. Он сказал, что проголосовал бы за объединение Косово и Албании, также в этот же день правительства Косово и Албании подписали 13 совместных соглашений и договорились провести совместное заседание правительств.
Президент Сербии Александр Вучич резко раскритиковал это заявление, сказав, что, если бы Сербия позволила себе такие высказывания, весь Запад уже бы накинулся на нее с критикой.
Также в конце года Курти заявил, что Приштина в 2022 году подаст заявку на членство в ЕС.
В целом, несмотря на большие надежды, которые стороны подавали на прогресс в диалоге в начале года, 2021 год для Сербии и Косово завершился резкими высказываниями и конфронтацией.
«Открытые Балканы»
Летом 2021 года Сербия, Албания и Македония активизировали переговоры в рамках инициативы «Открытые Балканы».
Начало инициативы было положено еще в октябре 2019 года, когда президент Сербии Алекандр Вучич, премьер-министр Албании Эди Рама и премьер-министр Македонии Зоран Заев выступили с инициативой региональной экономической интеграции, получившей название «Мини-Шенген».
В июне 2021 года в Скопье была активизирована работа в рамках этой инициативы, где она получила новое название «Открытые Балканы».
Лидеры трех стран, присутствовавшие на встрече, решили отменить с 1 января 2023 года пограничный контроль между Сербией, Албанией и Северной Македонией, также было подписано три документа: меморандум о взаимопомощи и сотрудничестве для облегчения импорта, экспорта и перемещения товаров, меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве для облегчения свободного доступа к рынку труда на Западных Балканах и соглашение о сотрудничестве в области защиты от стихийных бедствий в регионе Западные Балканы.
Последняя встреча инициативной группы прошла 21 декабря в Тиране, по результатам встречи был подписан ряд соглашений, в том числе о создании общего рынка труда, и было решено организовать беспрепятственное передвижение сельскохозяйственной продукции между странами–участницами инициативы.
Визит президента Сербии Александра Вучича в Тирану омрачился многочисленными акциями протеста и сжиганием сербского флага, после своего визита Вучич заявил, что акции в Тиране спровоцированы властями Приштины, которые выступают против «Открытых Балкан».
На этой встрече премьер-министр Албании Эди Рама призвал Черногорию, Боснию и Герцеговину и Косово присоединиться к инициативе «Открытые Балканы», он также сказал, что кооперация Балканских стран будет способствовать их скорейшему вступлению в ЕС.
Представители ЕС и США также поддержали инициативу экономической интеграции, однако в остальных странах региона заявили, что она противоречит движению региона по пути вступления в ЕС.
Так, премьер-министр Косово Альбин Курти заявил, что не желает участвовать в этой инициативе, так как она может создать «четверную Югославию».
После встречи главы трех стран выразили разочарование тем фактом, что Евросоюз не начал переговоры с Албанией и Северной Македонией о вступлении в ЕС, основной причиной остановки которых является вето Болгарии, которая имеет разногласия со Скопье по вопросу языка и истории.
Экологические протесты
В конце 2021 года Сербию сотрясали экологические протесты, на которых требовали прекратить работу австралийско-британского концерна Rio Tinto, формальным поводом для начала протестов послужили планы компании начать разработку литиевого месторождения в районе Ядар в Сербии.
Экологические активисты, НКО, оппозиционные партии и рядовые граждане, принявшие участие в протестах, заявили, что разработка литиевого рудника нанесет непоправимый ущерб экологии региона.
В ходе протестов были заблокированы крупнейшие дороги и мосты в Сербии, также в ходе протестов происходили немногочисленные стычки с гражданами, выступающими против блокировок дорог, полиция в протесты не вмешивалась.
В дальнейшем протестующие потребовали отмены двух законопроектов, закона о принудительном отчуждении и поправок к закону о референдуме, которые, по их мнению, помогут компании Rio Tinto открыть литиевый рудник в стране.
В начале декабря президент Сербии Александр Вучич заявил, что экологические митинги организуются зарубежными кураторами. Эту оценку высказывали и другие официальные лица Сербии. Так, одним из организаторов протестов был назван фонд Сороса, также было сказано, что в организации протестов принимают участие зарубежные конкуренты концерна Rio Tinto.
Уже 10 декабря президент Сербии Александр Вучич заявил, что выполнил все требования экологов, один закон он отправил на доработку в правительство, а во второй поручил внести соответствующие изменения.
При этом, несмотря на снижение численности участников, акции протеста продолжились, экологи и оппозиционеры дополнительно потребовали полного ухода компании Rio Tinto из Сербии.
В дальнейшем официальные лица Сербии заявили, что экологическими протестами пользуются для дестабилизации Сербии в преддверии наступающих президентских и парламентских выборов в стране, которые назначены на 3 апреля 2022 года.
Энергетический вопрос
С 1 января 2021 года «Газпром» начал поставлять в Сербию и Боснию и Герцеговину газ по газопроводу «Турецкий поток», 4 июля Сербия и Венгрия достроили участок газопровода между странами, который позволит Венгрии получать российский газ в обход Украины.
Эти проекты как раз были завершены к началу мирового энергетического кризиса, который начался в октябре 2021 года, в ходе кризиса цены на природный газ выросли в несколько раз, что повлекло за собой ухудшение энергетической ситуации и на Балканах.
При этом 1 ноября из-за аварии на болгарском участке газопровода поставки газа в Болгарию, Сербию и Румынию были остановлены, однако, благодаря достроенному участку между Сербией и Венгрией, Сербии удалось получить необходимые объемы газа.
Основной темой уходящего года в энергетической сфере стал вопрос о сохранении цены на российский газ для Сербии, переговоры о цене и объемах которого были назначены на 25 ноября.
В дальнейшем во время визита президента Сербии в Россию, по договоренности с президентом России Владимиром Путиным, цена на газ для Сербии сохранилась на ближайшие шесть месяцев на прежнем уровне, в размере 270 евро за 1000 кубометров газа. Также стороны договорились в дальнейшем провести переговоры о дополнительных объемах поставок газа в Сербию.
После заключения соглашения Вучич открыто гордился достигнутыми результатами, призывая инвесторов вкладываться в Сербию, говоря, что отопительной и энергетической системе страны ничего не угрожает.
В начале декабря Вучич раскритиковал ситуацию с электроэнергией на Балканах, сказав, что она ужасающая, он сообщил, что 10 декабря Сербия продала электроэнергию в одну из соседних стран по цене, в 10 раз выше обычной. Вучич добавил, что Черногория, Албания и Северная Македония покупают ежедневно электроэнергию по цене в 350-400 евро.
При этом Вучич заявил, что причиной энергетического кризиса в Европе стало то, что ЕС не заключил долгосрочные контракты на поставку природного газа с Россией.
Уже 21 декабря председатель правления «Газпром» Алексей Миллер встретился с генеральным директором предприятия «Сербиягаз» Душаном Баятовичем, где стороны обсудили реализацию совместных газотранспортных проектов, а также работу совместной компании South Stream Serbia AG.
Не обошла Сербию и «зеленая повестка дня». В Сербии заявили, что готовы ее придерживаться и развивать альтернативные источники энергии, добавив, что денег у них на это нет и для их развития Сербии нужны инвестиции.
При этом различные сербские эксперты сообщали, что Сербия не сможет отказаться от угля до 2050 года, так как страна получает от теплоэлектростанций ¾ необходимой электроэнергии. Стоит напомнить, что Сербия — крупнейший производитель угля на Балканах, остальные балканские страны, следуя рекомендациям ЕС, либо сократили, либо полностью закрыли свои угольные шахты.
Мировой энергетический кризис нанес сильный удар по экономикам балканских стран, в Черногории был закрыт ряд заводов. Так, 27 декабря в Черногории из-за цен на электроэнергию остановили алюминиевый завод, в Косово ввели чрезвычайное положение сроком на 90 дней из-за тяжелой ситуации в энергетике.
Также в ходе экономического кризиса президент Сербии заявлял, что страна всерьез рассматривает возможность покупки доли в АЭС соседних стран.
Если подвести итог, то в этих условиях Сербии удалось сохранить и приобрести новые возможности: если в начале энергетического кризиса основные тревоги главы Сербии выражались в сохранении цены на газ, то после соглашения, заключенного с Россией, Вучич стал говорить о стабильности сербской экономики и призвал инвесторов в страну.
Инвестиции в Сербию
Тема инвестиций, которые поступают из-за рубежа в Сербию, также неоднократно поднималась в 2021 году. Основными инвесторами Сербии стали Китай и западные страны. При этом Китай в основном взял на себя строительство и добывающую промышленность, с китайскими компаниями были заключены контракты на строительство автомобильных дорог, мостов, железнодорожных мостов, прокладки метро в Белграде, покупку и модернизацию различных месторождений.
Так, 26 декабря было подписано соглашение о строительстве дороги от Белграда до Дуги Поляны протяженностью 75 км и стоимостью 1,5 млрд евро, а 22 октября компания Zidjin открыла новый медно-золотой рудник в Боре.
«Мы будем вторыми по производству меди в Европе после Польши и вторыми по производству золота после Финляндии», — сказал Вучич после того, как в стране начали критиковать китайские компании за покупку месторождений, и добавил, что китайские инвестиции вернули страну из кризиса.
Также при поддержке Китая в Сербии был открыт Центр секвенирования генома и биоинформатики, общий объем инвестиций оценили в $600 млн.
Западные страны в основном вкладывались в производство. Так, японская компания Nidek начала строительство в Нови-Саде завода по производству электродвигателей, планируется, что Nidek инвестирует два млрд евро в Сербию, канадская компания Magna Seating doo открыла завод по производству обивок для автомобильных сидений, а 14 октября немецкая компания Brose открыла завод по производству автомобильных запчастей, 5 октября американская ИТ-компания NCR открыла свой офис в Новом Белграде, в котором будет работать около пяти тысяч человек, Франция взяла на себя всю электрику в метро, строящемся в Белграде.
Таким образом, Сербия в 2021 году получила большое количество инвестиций от западных и китайских компаний, которые развернули свою деятельность практически во всех сферах, начиная от строительного и добывающего секторов, заканчивая высокими технологиями и медициной. Россия также приняла участие в развитии сербской науки и медицины: 9 декабря было подписано соглашение с Росатомом о строительстве в Сербии Центра ядерных технологий.
Также необходимо сказать о покупке Сербией российских вооружений и общего повышения бюджета ВПК Сербии: были введены в строй новые системы отечественных вооружений и заложены деньги на строительство и модернизацию военных заводов.
Сложная ситуация в Боснии и Герцеговине также повлияла на внутреннюю и внешнюю политику Сербии.
Непростыми остаются отношения с Хорватией, шлейф которых тянется еще со Второй мировой войны, когда хорватские усташи создали лагеря смерти для сербов.
В июле вступило в силу Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Сербией.
Прошедший 2021 год бросил Сербии множество вызовов, с одними Сербия справилась лучше, с другими хуже, третьи остались «в подвешенном» состоянии. Сербия по-прежнему придерживается курса на вступление в ЕС, при этом не устает подчеркивать, что Россия и Китай для нее — лучшие друзья. Как ей удастся лавировать в этих разных направлениях, покажет время.
Оценивать то, как власти страны справились с кризисами 2021 года, граждане Сербии смогут уже 3 апреля 2022 года, когда пройдут парламентские и президентские выборы, на которых решится судьба Вучича и его Прогрессивной партии.
(теги пока скрыты для внешних читателей)