Конфликт в Мьянме. История возникновения и радикализации

Флаг Мьянмы
Флаг Мьянмы

1. Актуальная повестка дня.

25 августа на севере Мьянмы, в штате Ракхайн, несколько сот боевиков рохинджа произвели серию скоординированных нападений на полицейские посты. Боевики были вооружены огнестрельным и холодным оружием, а также самодельными взрывными устройствами. Погибло 12 сотрудников полиции и около 80 нападавших. Посты полиции были не единственной целью атаки, нападениям подверглись также деревни бирманцев. Так, 5 сентября боевики рохинджа сожгли несколько сотен жилых домов бирманцев. Эти события привели к эскалации конфликта между рохинджа и бирманцами. В настоящее время число жертв с обеих сторон возросло в несколько раз. СМИ сообщают, что основные боевые действия в ходе последовавшей за нападением спецоперации властей велись на окраинах крупного города Маунгдау (население более 750 тысяч человек). К 27 августа власти Мьянмы эвакуировали из охваченных беспорядками районов несколько тысяч бирманцев. Число беженцев рохинджа, бежавших из Мьянмы в Бангладеш, оценивается в сорок тысяч (по некоторым оценкам — сто тысяч) человек.

Атаку на полицейские посты провела так называемая «Араканская армия спасения рохинджа» (ARSA) (ранее штат Ракхайн назывался Аракан). Первые сообщения о появлении группировки ARSA относятся к октябрю 2016 года, когда эта организация совершила нападения на посты полиции. Тогда погибли девять полицейских.

ARSA позиционирует себя в качестве исламистской организации, цель которой — защита мусульман рохинджа. Правительство Мьянмы утверждает, что ARSA — террористическая группа, лидеры которой прошли обучение за рубежом. Отметим также, что власти Бангладеш предложили Мьянме помощь в борьбе с ARSA. «Если бы Мьянма пожелала, силы безопасности двух стран могли бы проводить совместные операции против боевиков, любых негосударственных субъектов или ARSA вдоль границы Бангладеш-Мьянма», — заявил 29 августа представитель МИД Бангладеш [1].

Лидером ARSA является уроженец Пакистана Ата Улла. Его родители перебрались в Пакистан из Мьянмы. Ата Улла родился в Пакистане. В ранние годы жизни Ата Уллы его семья переехала в Саудовскую Аравию (в Мекку), где он поступил в исламскую школу. Правительство Мьянмы утверждает, что перед прибытием в Мьянму Ата Улла на протяжении шести месяцев обучался современной партизанской войне под руководством талибов в Пакистане. В интервью Международной кризисной группе ряд членов ARSA утверждали, что, вслед за Пакистаном, Ата Улла получил дополнительную подготовку в Ливии. В поле зрения СМИ он попал после того, как в видеоролике, выложенном в интернет, объявил, что ARSA берет на себя ответственность за нападения на полицейские посты в октябре 2016 года.

Представитель ARSA в интервью Asia Times заявил, что организация создана в ответ на события 2012 года, — тогда в штате Ракхайн произошли погромы рохинджа. Прежде чем перейти к обсуждению этих событий, отметим некоторые нюансы ведущейся сейчас вокруг рохинджа информационной кампании.

Первоначально первенство в освещении событий вокруг рохинджа в Мьянме принадлежало западным информационным агентствам. Транслируемая позиция была яростно про-рохинджской. Вина за конфликт возлагалась исключительно на власти Мьянмы. Однако в начале сентября первенство в международном обсуждении рохинджа перехватила Турция, причем существенную роль в этом сыграл глава турецкого государства Реджеп Тайип Эрдоган. Он сделал ряд громких заявлений, в частности предрек, что если насилие в отношении рохинджа не остановится, то «регион будет поглощен хаосом войны». Кроме того, Эрдоган провел телефонные переговоры с министром иностранных дел Мьянмы и пообещал отправить гуманитарную помощь беженцам. Далее, супруга и сын Эрдогана в ближайшее время планируют посетить лагерь беженцев рохинджа в Бангладеш.

Происхождение рохинджа.

Проблему рохинджа невозможно рассматривать в отрыве от такого явления, как бенгальская миграция. Бенгальцы составляют подавляющее большинство населения Бангладеш. Рохинджа — этнические бенгальцы, то есть европеоиды. В то же время бирманцы — монголоиды. Население Бангладеш составляет более 168 миллионов человек при площади страны менее 148 тысяч квадратных километров (меньше чем Пермский край). В этой, одной из самых плотно заселенных стран, крайне низкий уровень жизни. Бангладеш граничит с Индией и Мьянмой. В 1971 г., после провозглашения независимости Бангладеш от Пакистана, Индия решила проблему бенгальской миграции, депортировав около десяти миллионов бенгальских беженцев и закрыв границу с Бангладеш.

Население Мьянмы составляет чуть менее 60 миллионов человек при площади страны более 678 тысяч квадратных километров. Около семидесяти процентов населения этнические бирманцы, девяносто процентов — буддисты. В Мьянме существует несколько групп «старых» мусульман, обладающих всеми политическими и гражданскими правами. Среди них: каманы — потомки королевских наемников и купцов (этнические персы, афганцы и т.д.), мьйэйду — потомки храмовых рабов, а также «старые бенгальцы», на протяжении нескольких столетий проживающие в Бирме. Численность «старых мусульман» составляет около четырех процентов населения. В отличие от «старых мусульман», рохинджа в Мьянме считаются «новыми мусульманами», их часто называют просто «мусульманами».

Миграция бенгальцев на территорию современной Мьянмы началась задолго до 20 века. Во время колониального владычества Англия покровительствовала миграции бенгальских крестьян в Бирму. Последние использовались как дешевая рабочая сила на рисовых плантациях. В итоге к моменту распада Британской империи в Бирме сформировалась обособленная от коренного населения бенгальская группа. Во время войн и этнических конфликтов второй половины 20 века, в частности во время войны Бангладеш за независимость от Пакистана в 1971, возникали миграционные потоки из Бангладеш в Мьянму и обратно. Термин «рохинджа» появился в 50-х годах 20 века для обозначения сформировавшейся на границе Мьянмы и Бангладеш бенгальской группы. В настоящее время рохинджа проживают как в Бангладеш, так и в Мьянме.

Согласно законам Мьянмы, полноправное гражданство страны может получить тот, кто докажет, что его предки жили в стране до 1948 года (год обретения независимости). Понятно что доказать всё это люди, зачастую несколько раз мигрировавшие через границу, не могут. В Мьянме рохинджа называют незаконными мигрантами из Бангладеш. В Бангладеш — незаконными мигрантами из Мьянмы. В итоге рохинджа не нужны никому.

В Мьянме проблема бенгальской миграции не решена до сих пор. Долгое время граница с Бангладеш практически не охранялась. И в настоящее время, несмотря на запрет властей Бангладеш на вход рохинджа на территорию страны, десятки тысяч человек пересекают границу.

Возникновение и радикализация конфликта.

В Мьянме рохинджа компактно проживают на севере штата Ракхайн. При разделе Британской империи на территории индийского субконтинента было создано две страны — Пакистан как государство для мусульман, состоявшее из современных Бангладеш и Пакистана, и Индия. В 1947 рохинджа попытались войти в состав создаваемого мусульманского государства, для чего создали исламскую военно-политическую организацию. В 1948-м, после объявления независимости Бирмы, на территории штата было введено военное положение. К началу 1960-х армия Бирмы подавила движение рохинджских моджахедов. Однако и после этого партизанская война несколько раз вспыхивала с новой силой.

В настоящее время численность рохинджа на севере штата Ракхайн составляет около 1,3 миллиона человек и превышает численность бирманцев. Рождаемость среди рохинджа значительно выше показателей бирманского населения и составляет 10-12 детей на женщину. Добавим, что одной из причин, по которой власти Мьянмы не дают рохинджа полноценного гражданства, являются опасения референдума по вопросу отделения штата Ракхайн от Мьянмы.

По законам Мьянмы, рохинджа имеют в качестве документов только так называемые «белые карточки». Они не дают полных гражданских прав. Даже для перемещения между соседними городами рохинджа нужен специальный пропуск.

Поверхностные причины конфликта понятны. В результате быстрого роста населения жителям рохинжских анклавов становится все более тесно. Нарастающее напряжение между рохинджа и бирманцами не могло не породить конфликта. Обострило ситуацию то, что в рохинжских гетто сложилось особое самосознание, замешанное на радикальном исламе.

Зачастую радикальные исламистские проповедники Бангладеш спасались от преследования властей страны бегством в Мьянму к рохинджа. Последняя волна борьбы с радикальным исламом в Бангладеш началась в 2016 году и совпала с активизацией китайско-бангладешского экономического сотрудничества. Так, весной 2016 власти казнили 72-летнего лидера местного отделения «Братьев-мусульман» Мотиура Рахмана Низами. Необходимо отметить, что радикальный ислам в Бенгалии имеет давнюю традицию. Существует, например, такое давнее явление как ваххабизм Индостана.

Индийский исследователь И. Банерджи в статье «Радикальный ислам в Бангладеш, Непале и на Мальдивских островах» отмечает, что всемирное движение ваххабитского джихада впервые проявило себя в 19 веке в Восточной Бенгалии [2]. Тогда несколько проваххабистских мулл Восточной Бенгалии (нынешняя Бангладеш) и Верхней Индии объединились с целью возродить мусульманское правление в Индии. Их джихад был направлен против британцев, индусов и сикхов. Всплеск активности «фанатиков Индостана» (так их называли британские власти) положил начало войне на северо-западных границах Индии и жестокому подавлению ваххабитов во всей Британской Индии. Идеи «фанатиков Индостана» вдохновили на борьбу ваххабитов в других частях мира.

Эстафету у «фанатиков Индостана» приняли современные радикальные исламисты. Так в 2014 году глава Аль-Каиды (организация, деятельность которой запрещена в РФ) Аль-Завахири призвал мусульман в Мьянме восстать против правительства Мьянмы. Призыв поддержали другие террористические лидеры. Синхронно с исламистами тему притеснений мусульман в Мьянме «раскачивали» западные СМИ. В настоящее время конфликт имеет религиозную составляющую. А информационное сопровождение событий практически полностью сосредоточено вокруг религиозного фактора.

Конфликт вокруг рохинджа начал широко обсуждаться в западных СМИ с 2012 года. Контекстом этих событий были арабская весна и смена режима в Мьянме. Мусульманское меньшинство в буддисткой стране оказалось не менее благодатной темой для западной журналистики, чем угнетаемые Мубараком египтяне.

В 2010 в Мьянме произошли коренные изменения во властной системе. Фактическим главой правительства стала прозападный диссидент Аун Сан Су Чжи. Возможно, поэтому до последнего времени в качестве главного антигероя западными СМИ считался буддийский монах Виратху. Радикальные исламисты всего мира согласились с такой оценкой. Во время митингов в поддержку рохинджа можно видеть перечеркнутые портреты этого человека. Однако в настоящее время все чаще раздаются заявления о том, что вину за конфликт с рохинджа несет Аун Сан Су Чжи.

Виратху — аббат монастыря, у которого насчитывается множество прихожан и последователей не только среди монахов, но и в правительстве, армии и среди гражданского населения страны. В 2003 Виратху получил в Мьянме тюремный срок 25 лет за разжигание антимусульманской розни. Но в 2010 году он вышел из тюрьмы по всеобщей амнистии. Ряд исследователей считает, что правительство использует Виратху и его организацию для исполнения того, что само не может сделать официально.

В июне 2012 года в Мьянме произошли погромы рохинджа. Поводом для них стало изнасилование и убийство местной жительницы — буддистки — несколькими рохинджа. В результате погромов погибли десятки человек, несколько тысяч были вынуждены покинуть страну. Было сожжено множество мечетей и жилых домов. Рохинджа не остались в долгу и в сентябре 2012 года устроили ответные погромы, уже в Бангладеш. Поводом для них стала анти-исламская фотография, выложенная на личной странице в фэйсбуке местным буддистом. Тогда в ходе погрома было уничтожено 22 буддистских храма.

В сентябре 2012 в Мьянме прошли митинги в поддержку предложенного президентом страны плана выслать из страны проживающих в Мьянме рохинджа. Активное участие в их организации принял Виратху. В итоге рохинджа из страны не выслали, но в 2015 приняли закон о народонаселении. Согласно этому закону, государство получает право контролировать рождаемость в отдельных регионах страны.

Таким образом, очевидно, что конфликту в Мьянме свойственны те черты застарелой межнациональной и межконфессиональной кровавой распри, которые превращают его в идеальный материал для управляемого конфликта, влияющего на значительную территорию. А бывают ли в наши дни конфликты неуправляемые? Вопрос риторический.

Список источников.

1. https://nz.news.yahoo.com/bangladesh-offers-myanmar-military-aid-162027442.html

2. Радикальный ислам. Взгляд из Индии и России. М.: МОФ-ЭТЦ, 2010. — 484 с.