Институт — это маленькое государство. И страшно становится, когда понимаешь, что тебя никто не защитит. Что ты ни к кому не можешь обратиться за помощью

Как уничтожают направление «Мюзикл, шоу-программы» в СПбГИК

Эдгар Дега. Русские танцовщицы. 1899
Эдгар Дега. Русские танцовщицы. 1899

1 июня в период дистанционного обучения в Санкт-Петербургском институте культуры была осуществлена реорганизация кафедры эстрадно-джазового искусства и мюзикла. Направление подготовки «Мюзикл, шоу-программы» было передано без ведома студентов и преподавателей кафедре режиссуры и актерского мастерства эстрады.

О возможных причинах передачи направления подготовки «Мюзикл, шоу-программы» кафедре, которая никак не связана с данным направлением, а также о том, чем такая реорганизация грозит студентам и преподавательскому составу рассказал один из преподавателей СПбГИК.

ИА Красная Весна: Как вы относитесь к тому, что направление обучения «Мюзикл, шоу-программы» передали кафедре режиссуре и актерского мастерства эстрады? И зачем, на Ваш взгляд, это сделано?

— В принципе, в тех условиях, в которых это все переносится — ужасно, конечно. Зачем сделано? Я могу рассказать то, что обсуждалось между преподавателями. На кафедре режиссуры и актерского искусства эстрады нет ни одного бюджетного места.

Прим. ИА Красная Весна: Ситуация с набором абитуриентов на кафедру режиссуры и актерского искусства эстрады обстоит следующим образом: режиссеров на бюджет не набирают с 2019 года. Актеров на бюджет никогда не набирали. Набор актеров на платной основе состоялся только два раза: в 2018 и 2019. При этом в 2018 году набрали около 10 актеров, а в 2019 году — одного, которого перевели обучаться на режиссера. В 2020 будет как минимум 10 бюджетных мест для актеров, но за счет направления «Мюзикл, шоу-программы», которое забрали у кафедры эстрадно-джазового искусства и мюзикла. Как отмечают студенты, на платные места для актеров на кафедру режиссуры и актерского мастерства эстрады перестали поступать из-за огромной стоимости обучения за семестр.

Насколько я знаю, с начала учебного года говорилось, что могут принять какой-то новый указ или что-то в этом роде, согласно которому не может существовать кафедра, на которой нет бюджетных мест. Соответственно, все это делается лишь для того, чтобы, грубо говоря, спасти кафедру режиссуры и актерского мастерства эстрады за счет кафедры эстрадно-джазового искусства и мюзикла. Точнее, за счет нашего направления.

ИА Красная Весна: Вы как преподаватель, как оцениваете последствия реорганизации на процессе обучения по профилю «Мюзикл, шоу-программы»?

— Вообще, если бы все это делалось с условием полного сохранения программы и некоторой независимости преподавателей направления в плане обучения, то всё было бы в принципе не так страшно на самом деле. Но суть в том, что, к сожалению, подход к образованию немножечко не с той стороны идет.

То есть мы понимаем, что актер мюзикла — это три составляющие: хореография, вокал и актерское мастерство. И преподавание на данной кафедре идет к тому, чтобы максимально развивать потенциал студентов именно в этих трех направлениях. В хореографии у них очень сильная подготовка. Существуют 6 направлений хореографии, которые изучают студенты для будущей своей работы по специальности. Развивается вокал.

Проблема в том, что на кафедре режиссуры и актерского мастерства эстрады немного другой подход. У этой кафедры подход чисто актерский. То есть и хореография, и вокал идут плюсом.

В то время как для направления «Мюзикл, шоу-программы» важен каждый из шести танцевальных стилей, которые там учат.

Понятно, что классика — это в принципе основа для каждого танцора и даже если человек никогда в жизни с ней не был связан, классика очень хорошо развивает тело. В плане осанки, выворотности, умении себя преподносить. Она более-менее статичная и вот именно в этой статичности в позах каких-то, в медленных переходах развивается грация. Что дает навык хорошо себя преподносить на сцене.

Если мы берем народный танец, народно-характерный, то в первую очередь, естественно, помимо того, что данный вид танца развивает мозг (в плане наличия движений, с которыми в принципе ранее студенты не сталкивались), это развивает также умение перевоплощаться в разные характеры на сцене. У нас есть, естественно, какие-то лиричные танцы: тот же самый хоровод, из которого можем резко перепрыгнуть в какую-нибудь там Испанию или гордую Венгрию с их народными танцами. Здесь очень разные характеры и студенты учатся показывать их на сцене. Для этого нам нужен народный танец.

Если мы берем джаз, тут вообще в принципе вопросов быть не должно. Он нам нужен, потому что джазовый танец образовался и развивался параллельно с мюзиклом. То же самое со степом. То есть все именно с этого и начиналось. Это та база, которую нужно знать, чтобы построить хорошую карьеру в плане актера мюзикла.

Танец модерн по сравнению с народным и классическим танцем раскрывает другие стороны, позволяет научиться подстраиваться, быть немножко более гибким. Опять-таки это еще и работа с актерским мастерством. Студенты в нем приобретают навык выражать какую-то мысль, чтобы вы могли не только стоять на сцене с прямой спиной, как будто проглотили кол, но если есть какие-то обстоятельства в сюжете, например, которые требуют сделать какую-то другую позировку, изобразить какого-то другого персонажа — здесь данный вид танца очень помогает.

И плюс к этому мы берем современный танец: это совершенно другое уличное направление типа хип-хопа и прочего. Профессиональный артист должен уметь танцевать то, что сейчас популярно, то, что сейчас известно. Очень часто это уже начинает использоваться в постановках. Поэтому важно держать руку на пульсе.

И вот представьте, что вот эти плюс-минус 10 пар хореографии, которые были на кафедре эстрадно-джазового искусства и мюзикла превращаются в одну-две, причем какой-то ритмики или бальных танцев, которые в принципе к мюзиклам имеют довольно опосредованное отношение. То есть сильно упрощается процесс образования.

То же самое можно сказать про вокал. На кафедре эстрадно-джазового искусства и мюзикла есть два часа индивидуальных занятий вокалом и плюсом к этому ансамбль. Кроме того, студенты учатся петь с листа: для этого им преподают сольфеджио и гармонию. Даже те, у кого есть какие-то проблемы с вокалом (бывает, что приходят не поющие люди) — они постепенно учатся хотя бы держать свой голос в ансамбле, а это уже проход в тот же самый кордебалет, а также в ансамбль, в который набирают подпевающих танцоров. Все мы видели, как это в мюзиклах происходит. Не все пойдут на главные роли, кто-то просто хочет танцевать в кордебалете, и нужно уважать их желание.

И вот представьте, что из этого всего вокала остается почти нисколько. Урок по вокалу на кафедре режиссуры и актерского искусства эстрады один, и то он близок к академическому вокалу. Опять-таки, если мы вспоминаем, что такое мюзикл, и как он развивался, то становится очевидно, что это ближе к эстрадно-джазовому вокалу.

К тому же многие педагоги эстрадно-джазового вокала преподают на кафедре эстрадно-джазового искусства и мюзикла на направлении «Мюзикл. Шоу-программы». И иногда сотрудничают с направлением инструментов эстрадно-джазового оркестра, что тоже дает незаменимый опыт для студентов.

Вот вы идете в мюзик-холл на спектакль, они там поют вживую и под живую музыку. То есть работать с инструментами и живым исполнением — это тоже очень важно.

Главное, что до реорганизации на кафедре все жили в симбиозе, что позволяло студентам приобретать неоценимый опыт взаимодействия, и это очень важно для их дальнейшей профессии, работы. И вот представим, что вот эти огромные составляющие учебного процесса мы убираем и оставляем только актерское мастерство.

Студенты не знают, насколько хорошие педагоги на той кафедре, на которую их перекинули. Возможно, они гениальны. Но смогут ли они перекрыть все вот эти направления, которые названы выше? Это очень хороший вопрос. И, скорее всего, так не будет. Скорее всего, качество образования пострадает. И они выйдут такими специалистами, которые не пройдут ни один кастинг, потому что, будем честны, подпевающий актер — это уже другая специальность, которой обучают на кафедре другого факультета.

ИА Красная Весна: 21 мая на сайте института было опубликовано сообщение, в котором сказано, что все останется по-прежнему, только будет другая кафедра для этого. Насколько это объективная информация? Как реорганизация может отразиться на абитуриентах, поступающих на направление «Мюзикл, шоу-программы»?

— Думаю, что поступающих это касается в той мере, в которой мы обсудили выше. Это видно и по новому формату вступительных экзаменов. Ранее нужно было подготовить актерскую песню плюс танец, либо общий вот такой номер. Вместо этого абитуриентам сейчас уже нужно приготовить басню. То есть при чем тут басня и при чем тут актер мюзикла? Это абсолютно разные вещи.

Насколько мне известно, преподавателям профиля «Мюзикл, шоу-программы» никто ничего не говорил по поводу того, что сохранят всю программу и в следующем году они останутся работать. Думаю, что с почасовиками точно распрощаются. Поэтому в сохранении программы данного направления абсолютно нет уверенности.

К тому же у Аскольда Аркадьевича, который является заведующим кафедрой режиссуры и актерского мастерства, немножко другой подход к обучению. То есть он смотрит на это с точки зрения актерского мастерства. Как учатся актеры? Они играют отрывки, этюды и еще что-то в этом роде. Но они играют отрывки.

Я была свидетелем разговора, когда он говорил с преподавателем народно-характерного танца, что это все, конечно, здорово, но можно же на примере народного танца учить кусочек из «Оклахомы». («Оклахома» — это мюзикл про ковбоев, про фермы, вот про те времена.)

То есть вместо того, чтобы это было действительно обучение, которое идет из точки А в точку Б, нам предлагают просто выучить отрывок, который не будет полезным. Если вы, допустим, придете на прослушивание или кастинг, где, например, кто-то придумает какое-то гениальное решение, что можно сделать мюзикл, основанный на народных каких-то наших особенностях, например русскую народную сказку, и сделать из этого очень хорошую стилизацию. Такое тоже может быть, это в принципе, как бы то, чего еще пока что не касались еще наши режиссеры.

И вот приходят на этот кастинг будущие выпускники, где просят исполнить самую простую комбинацию в том же самом русском характере, и они ее просто не могут сделать. Они не могут сделать элементарную дробь просто потому, что у них не было этого предмета. Наверняка на этом кастинге будут хореографы, которые учат классике и народному танцу, и где-нибудь сами для себя занимаются в студии — и всё: и выпускники проиграли. Хотя у них в дипломе написано «актер мюзикла».

ИА Красная Весна: Преподавателей как-то предупреждали о том, что будет реорганизация? Ставили в известность?

— Вся эта история началась еще в начале учебного года. Еще тогда все было уже полностью решено. Была назначена даже встреча с Коновичем. Особенно ничего информативного там не было. Там были какие-то, с моей точки зрения, пустые обещания о том, что все останется как было. Говорилось, что, по крайней мере, этот год мы посмотрим, а дальше уже будем думать, что и как делать.

И вот здесь уже начинается проблема того, от кого идет все это управление. Это все зависит от взгляда Аскольда Аркадьевича. Его взгляды, как по мне, не совсем соответствуют именно кафедре мюзикла, для эстрадного актера может быть, но не для мюзикла. Поэтому перемены, возможно, начались как раз с этого учебного года. То есть год дали на какую-то такую передышку, чтобы успокоить студентов, и после этого всё реорганизовали.

ИА Красная Весна: Что говорят преподаватели на бывшей кафедре эстрадно-джазового искусства и мюзикла о реорганизации?

— Ну смотрите, много теорий ходит. Во-первых, если смотреть с такой точки зрения реорганизации как таковой. А в чем разница, по сути? Если они говорят, что направление остается направлением, ни с чем не соединяется, только как бы переходит от одной кафедры к другой. То от перемены мест слагаемых сумма не меняется. То же самое и остается. Просто за счет наших бюджетных мест спасается другая кафедра.

Во-вторых, ходят разные слухи по поводу направления мысли нашего ректора и всем известно, что кафедра эстрадно-джазового искусства и мюзикла — не главные фавориты, он больше любит кафедру народного хора, например.

Также есть предположение, что, может быть, это способ уничтожения факультета эстрады: у одного направления отщипнули, второе куда-то растворилось и так вот и не будет у нас больше факультета эстрады. Это, конечно, просто одно из предположений, и так нельзя наверняка утверждать.

Но основная причина, как убеждены большинство преподавателей, за счет кафедры эстрадно-джазового искусства и мюзикла пытаются спасти кафедру режиссуры и актерского мастерства эстрады.

ИА Красная Весна: Чего ожидают преподаватели направления «мюзикл, шоу-программы»? Есть же какие-то специальные преподаватели, которым грозит не только сокращение часов, но и, как следствие, увольнение?

— Да, на кафедру хореографии. Такая информация есть. Но опять-таки, почасовиков никуда не отправят, потому что, скорее всего, новый договор подписывать не будут после реорганизации.

Конечно же, преподаватели, которые находятся в штате, их будут пытаться каким-то образом куда-то распределить, но вы должны понимать, что одно дело, когда у вас 3-4 курса нагрузки, примерно 2 раза в неделю, то эти часы просто некуда раскидать. Это нереально. Поэтому естественно, что если кого-то смогут перевести на кафедру хореографии, то в любом случае через год, через два, скорее всего, этих преподавателей уже не будет в институте, потому что все часы не компенсировать.

ИА Красная Весна: Было два видеообращения студентов, в которые были записаны 28 мая. Есть ли какой-то отзыв со стороны ректора? В целом какой-то отклик со стороны руководства вуза?

— Насколько я знаю, прямого конкретно ответа нет. Единственное, я знаю, что как раз руководителя кафедры эстрадно-джазового искусства и мюзикла Бениамина Ашотовича сняли с должности. Это сделали потому, что он не может своих студентов держать в узде.

ИА Красная Весна: Сейчас что-нибудь происходит на кафедре или на факультете? Какие-нибудь действия со стороны ректора или все затихло?

— В приказе о реорганизации было написано, что с 1 июня руководство института должно всех педагогов оповестить, сказать, что все будет хорошо и успокоить, а также сообщить дальнейшие действия.

Мне не известно, было ли это осуществлено. Поэтому, скорее всего, что руководство института просто втихую все сделало, пока у них была возможность. Потому что в прошлый раз у них это не вышло. Потому что педагоги сказали: нет, мы не будем работать на таких условиях. Это была середина года. То есть прошел месяц-полтора.

Естественно, что, если все педагоги уходят в середине семестра, у них там коллапс огромный случается и поэтому они притормозили реализацию своего решения.

Но когда такая ситуация случается в конце семестра, это выглядит так, что они всё втихую, пока они имеют такую возможность, всё это дело проводят и никакие аргументы, никого не слушают.

То есть выше мы с вами обсудили, почему важно каждое направление хореографии, которое есть у этой кафедры и направления «Мюзикл, шоу-программы». Надо спокойно объяснить это тому же ректору, если бы, конечно же, он захотел говорить со своими коллегами, если бы он захотел их слушать. Но сейчас никто не захотел выслушать преподавателей этой кафедры, их аргументацию. То, почему важно именно на кафедре эстрадно-джазового искусства ставить мюзикл, а не передать его актерам.

ИА Красная Весна: Чтобы Вы сейчас хотели сказать ректору, преподавателям и студентам кафедры и направления «Мюзикл, шоу-программы», которые подверглись реорганизации?

— Вообще, я понимаю, что на той кафедре, в принципе, ребята, которые учатся на режиссуре, я видела несколько их работ, не учебные, а которые в виде практики, где-то в городе или что-то в этом роде, и как режиссеры они хорошие, вопросов нет. Я понимаю, что да, наверное, было бы очень жалко, если в принципе толковые режиссеры не смогли бы закончить свое обучение. Но я не понимаю, почему нельзя просто поделить эти бюджетные места. Я честно этого не понимаю. Направлению в этом учебном году добавили два бюджетных места. У правления «Мюзикл. Шоу-программы» их стало 12, было 10. Почему ректор не может отдать те же 6 мест и оставить у нас 6 мест? Почему никому в голову это не пришло? Зачем столько крови?

Меня сильно беспокоит эта ситуация. Институт — это маленькое государство. И страшно становится, когда понимаешь, что тебя никто не защитит. Что ты ни к кому не можешь обратиться за помощью. И что к каким-то твоим просьбам наверху все остаются глухи. Это плохо. Я ставлю себя на место студентов той кафедры и направления. У многих из них мир рушится. Кому-то там действительно очень нравится учиться.