Спутниковая технология Lynk может быть использована для контроля человека
В последние годы много говорят о «разрушающих технологиях». Разрушающими называются такие технологии и инновации, которые вытесняют «традиционные», устоявшиеся технологии, делая их устаревшими. Например, смартфоны, вытеснившие проводные телефоны.
Разрушающие технологии создают новые возможности для бизнеса — за счет создания новых продуктов, открытия новых рынков, а также создания новых способов ведения бизнеса. Так, смартфоны и мобильный интернет не только вытеснили проводные телефоны, но и создали множество новых возможностей для ведения бизнеса. Среди них — не только новые потребительские возможности (геопозиционирование, заказ товаров и услуг через смартфон т. д.). Но и коренное изменение бизнес-моделей ряда секторов экономики, например — СМИ. Больше того, смартфоны изменили «структуру повседневности» современного человека — за счет внедрения в нашу жизнь соцсетей и т. п.
Читайте также: Создание технологии Lynk
Получается, что технология Lynk по связи спутника и телефона очевидным образом претендует на звание разрушающей технологии. Именно из-за этого началась всемирная гонка в освоении технологии прямой связи телефона со спутником. В нее уже включились крупнейшие производители смартфонов, такие как Apple или Samsung. В разных странах мира появились десятки компаний, пытающихся воспроизвести технологию связи телефона со спутником Lynk.
Но за что именно идет борьба?
Да, действительно, технология Lynk позволяет связываться спутнику с обычным телефоном. Но с ее помощью передавать можно лишь СМС-сообщения. Ни позвонить по телефону, ни тем более посмотреть видео в интернете не получится. Кому же можно массово продавать такие услуги? Причем продавать настолько массово, чтобы «отбить» стоимость развертывания и постоянного обновления спутниковой группировки из нескольких тысяч спутников? Заведомо ясно, что на альпинистах в горах или заблудившихся грибниках столько не заработать.
Кто потребитель новой технологии?
В феврале 2023 года Миллер заявил, что Lynk собирается начать оказывать коммерческие услуги весной этого года. У Lynk уже есть коммерческие соглашения с 27 наземными операторами из 41 страны. Первоначально, услуги будут включать оповещения о чрезвычайных ситуациях, периодический обмен текстовыми сообщениями и подключения к «интернету вещей».
«Интернет вещей» — это инфраструктура для подключения множества физических объектов к интернету для обмена данными. Пример из повседневности — датчик протечки воды в квартире, сообщающий владельцу о потопе. Но такие датчики, как правило, подключаются через Wi-Fi сеть. Технология Lynk позволяет подключать подобные датчики через спутник. Что позволяет использовать их, например, для нефтепроводов, проходящих через незаселенные территории, в которых нет обычной связи.
Уже существует ряд компаний, создающие спутники для обслуживания «интернета вещей». Например, компания Swarm (основана в 2016 в Новой Зеландии, была выкуплена американской SpaceX в 2021) продает терминалы передачи данных в УКВ-радиодиапазоне по цене $120 (9,1 тыс. руб.) за штуку. Тарифный план — $5 (380 руб.) в месяц за скорость передачи данных один килобит в секунду. Сигнал принимает и передает потребителю группировка, состоящая из 150 микроспутников (масса спутника — около половины килограмма). Очевидное применение данной технологии — метеорология и т. д. А также — средство связи и наблюдения за грузом при перевозках в отдаленных районах (в авторефрижераторах и не только).
Есть также, например, разработки буев для слежения за косяками промысловых рыб в океане. Отметим также, что российская государственная программа «Сфера» нацелена, в том числе, на развертывание глобальной спутниковой системы «интернета вещей».
Минусы системы Swarm, которые позволяет преодолеть технология Lynk, — отсутствие постоянной связи (терминал ждет момента, когда над ним будет пролетать спутник), а также необходимость использования специализированных и достаточно дорогостоящих терминалов связи.
Другой, и гораздо более важный для Lynk рынок, — автомобили и сельхозоборудование. «Автомобили сходят с конвейера со встроенными сотовыми чипами. Мы отработали технологию подключения к автомобилям с помощью сотовых чипов, встроенных в них. Теперь они будут на связи везде. И все это — без каких-либо изменений вашей машины. Когда мы получим возможность продажи своих услуг в Соединенных Штатах, у нас будет прекрасная возможность обратиться к американским автомобильным и тракторным компаниям и предложить им свои услуги», — прокомментировал планы компании Миллер в феврале 2022 года.
Концепция «ограниченной собственности» на вещи
Массово устанавливать сотовые чипы на новые автомобили начали около десяти лет назад. Первоначально технология «смартфона на колесах» продавалась как то, что создает дополнительные удобства для водителя. А именно — обеспечивает интернет-подключение там, где телефон не ловит (за счет более мощной антенны в автомобиле). Позволяет слушать музыку, смотреть видео, прокладывать маршрут автомобиля с учетом пробок и т. д. Вслед за этим появились технологии автоматической оплаты автомобилем различных услуг, которые, как заявляют автопроизводители, «способствуют удобству водителей и пассажиров».
Затем встроенную систему мобильной связи начали использовать для автоматического вызова экстренных служб. В связи с этим с 2018 года европейских производителей обязали оснащать новые автомобили технологией eSIM.
Автопроизводителям технология прямой связи спутника и телефона Lynk интересна в контексте развивающейся тенденции «ограниченной собственности» на вещи. Ее идея в том, что устройство или автомобиль теперь не принадлежит покупателю. Он не может использовать все его функции, самостоятельно его ремонтировать, использовать по своему усмотрению и т. д. В обмен на это потребитель якобы получает некоторую экономическую выгоду.
Автопроизводители продают подписки на «дополнительные опции» автомобиля. В качестве таковых Tesla пытается продавать своим клиентам встроенный навигатор. А BMW планировала продавать включение таких функций, как подогрев сидений. Кроме того, все большее распространение получает «подписка на автомобиль» — пользование автомобилем с ежемесячной абонентской платой, не предполагающее переход машины в собственность потребителя.
Идею ограниченной собственности автомобилей у коммерческих компаний подхватили и государственные структуры. С июля 2022 года на всех новых автомобилях, которые производят в Европе, должна стоять система автоматического (не зависящего от водителя) ограничения скорости — Intelligent Speed Assistance (ISA) (система, гарантирующая, что скорость автомобиля не превышает безопасной или установленной законом скорости). Реализация этой технологии требует хотя и низкоскоростной, но предсказуемой и повсеместной беспроводной связи. Поскольку ISA преподносится как технология обеспечения безопасности, необходимо, чтобы технологии связи, используемые для ее реализации, обеспечивали связь во всем мире. Сделать это можно только с помощью спутниковых технологий. Lynk предлагает такое техническое решение.
А летом 2021 года Конгресс США в рамках «инфраструктурного пакета» выдвинул требование к автопроизводителям: найти высокотехнологичный способ удержать пьяных людей от вождения. Согласно законопроекту, системы мониторинга для остановки пьяных водителей должны внедряться во все новые транспортные средства начиная с 2026 года, после того как департамент транспорта определит наилучшую технологию. Почему не предположить, что наилучшей технологией окажется принудительная дистанционная остановка автомобиля полицейским?
Во время объявленной всемирной пандемии ковида невообразимых ранее масштабов достигли многочисленные и произвольные ограничения прав людей. В ряде стран людям не разрешалось даже посещать похороны близких родственников. С темой ограниченной собственности на автомобили непосредственно связана история канадского «Конвоя свободы».
Год назад, в феврале 2022 года, в Канаде кипели страсти вокруг «Конвоя свободы» — акций протеста водителей грузовиков против принудительной вакцинации от ковида. Власти страны любыми способами пытались остановить это общественное движение. Дело дошло до невиданных ранее мер — до блокировки банковских счетов людей, поддерживающих «Конвой свободы». Кто-то сомневается, что если бы власти Канады имели возможность остановить автомобили дальнобойщиков «Конвоя свободы» нажатием кнопки — они бы этого не сделали?
Нет никаких сомнений, что технология прямого подключения мобильного телефона к спутнику, разработанная компанией Lynk, — выдающееся достижение современной науки и техники. Но технологии не существуют сами по себе, в отрыве от общества. Технология не может быть доброй или злой, вопрос в том, для чего ее используют. Ядерной энергией можно питать города, давать им свет и тепло. А можно стирать эти города с лица Земли. К сожалению, в текущей ситуации технология прямого подключения спутника к мобильному телефону может стать только еще одним шагом к глобальному глубокому контролю за человеком.