Киев стал заложником своих европейских устремлений, превращаясь в вечного исполнителя чужой воли

Украина мечтает стать великой европейской державой. Но какова реальность?

Изображение: Сергей Анашкин © ИА Красная Весна
Евроинтеграция Украины
Евроинтеграция Украины
Евроинтеграция Украины

В столице Литвы Вильнюсе 7–8 июля проходит 4-я Международная конференция по вопросам реформ на Украине. Киев, в очередной раз, отчитывается о проведении реформ и напоминает о своем желании получить членство в ЕС и НАТО. Европа, в свою очередь, опять настаивает на активизации реформаторского процесса на Украине и при этом не спешит давать обещания.

Реформы как главное условие на пути Украины в ЕС и НАТО

Запад имеет обыкновение давать властям Украины советы (часто в форме жестких требований), что и как им делать со своей страной. Не стала исключением и конференция в Вильнюсе.

Так, президент Литвы Гитанас Науседа заявил, что Украина нуждается в конкретных конечных целях, к которым она должна стремиться. «Международное сообщество ожидает гарантий продолжения стабильного и последовательного процесса реформ», — сказал он. Также Науседа отметил, что благополучие жителей Украины может быть достигнуто путем развития рыночной экономики, укрепления демократии, активизации европейской и евроатлантической интеграции, главенства закона, борьбы с коррупцией.

В свою очередь, госсекретарь МИД Германии Мигель Бергер заявил, что реформы на Украине не будут успешными, «если всеобъемлющая судебная реформа будет иметь успех как можно скорее». Он уточнил, что именно нужно сделать Киеву в первую очередь: а именно, установить антикоррупционную структуру, усилить принцип верховенства права, провести деолигархизацию.

В свою очередь, президент Украины Владимир Зеленский пытался убедить западных партнеров, что сделано уже немало. На совместном с президентом Литвы брифинге он подчеркнул, что страна находится «на финальной стадии всех этих реформ». Кроме этого, в ходе конференции украинский президент заявил о желании Киева уже сейчас «получить исчерпывающий перечень реформ, выполнение которых позволит перейти к следующему этапу интеграции с Альянсом».

Зеленский не первый раз заявляет о намерениях украинских властей как можно быстрее двигаться к членству в ЕС и НАТО. Однако, как показывают высказывания европейских высоких политиков, в частности, сделанные на конференции, Запад может до бесконечности ставить Киеву условия. В этой ситуации власти Украины становятся заложниками своих европейских и евроатлантических устремлений, превращаясь в вечного исполнителя чужой воли.

Деньги — тоже отличный способ держать Киев на крючке

Следует отметить, что проведение Киевом реформ, выгодных Европе, является не только условием продвижения Украины на пути к членству в ЕС и НАТО, но и условием получения страной траншей Международного валютного фонда. Еврокомиссия называет такой режим «конструктивным взаимодействием с МВФ».

На форуме «Украина 30», который проходит в Киеве с 5 июля, украинский министр экономики Алексей Любченко выразил надежду, что в 2021 году в страну поступит транш от МВФ в размере порядка $0,7 млрд по программе stand by, добавив, что «отказываться от дешевых денег — это бессмысленно». При этом Любченко подчеркнул, что ради этих денег, Киев уже провел ряд «институциональных изменений».

Следует отметить, что программа stand-by для Украины была принята еще в июне 2020 года. После выделения $2,1 млрд первого транша Киев ждал получения еще двух траншей по $700 млн до конца 2020 года, но эти ожидания не оправдались.

В конце 2020 года миссия МВФ начала первый пересмотр программы, который завершился в феврале без рекомендации о выделении второго транша. При этом глава представительства Фонда в Украине Йоста Люнгман заявил о необходимости дополнительных дискуссий и большего прогресса со стороны Украины, а директор пресс-офиса МВФ Джерри Райс подчеркнула необходимость дальнейшего изучения политики экономического развития и проведения реформ на Украине.

Что касается сегодняшнего дня, то пока вопрос транша остается открытым. При этом в Киеве понимают, что без этих денег им придется туго. Понимает это и ЕС, используя финансовый крючок для требований от украинских властей ускорения реформ.

Украина как придаток Польши — это реальность?

На полях 4-й Международной конференции по вопросам реформ в Украине состоялось еще одно небезынтересное событие, а именно, встреча министров иностранных дел Украины, Польши и Литвы: Дмитрия Кулебы, Збигнева Рау и Габриелюса Ландсбергиса. Стороны подписали Дорожную карту дальнейшего взаимодействия, намечающую основные направления сотрудничества, так называемого, «Люблинского треугольника» — трехсторонней платформы для партнерства между Украиной, Польшей и Литвой.

При этом Кулеба заявил, что «Люблинский треугольник» в Восточной Европе «по сути, представляет альтернативу „русскому миру“».

Член комитета Госдумы РФ по международным делам Елена Панина, давая РИА Новости комментарий по поводу этого высказывания, заметила, что «Люблинский треугольник» на самом деле является альтернативой тому «европейскому будущему», которое обещали жителям Украины на Майдане.

«В этом сценарии Украина — не „великое европейское государство“, а вассал и экономический придаток периферийных стран Восточной Европы», — добавила она.

Панина также подчеркнула, что от госпереворота на Украине в 2014 году и разрыва связей Украины с Россией экономическую выгоду получила Польша. Она получила приток дешевой украинской рабочей силы и напомнила, что во времена Речи Посполитой Польша была метрополией, Литва — автономией, а Украина — колонией. По ее мнению, «Люблинский треугольник» вызывает в памяти именно этот образ.

Надо отметить, что образ, действительно, сильный и небезосновательный. Польше и Литве выгодно превратить Украину в экономический и политический придаток, как выгодно это и всему совокупному Западу, который отнюдь не горит желанием видеть Украину полноправным членом своей семьи, но совсем не прочь сделать из нее бессубъектного проводника своих интересов.