Нефтедолларовый пакт между Саудовской Аравией и США от 1974 года, который сделал доллар главной мировой валютой, окончил свое действие

Саудовская Аравия избавилась от нефтедолларовых обязательств. Или нет?

После выпускного вечера. Норман Роквелл
После выпускного вечера. Норман Роквелл
После выпускного вечера. Норман Роквелл

9 июня истек срок действия двустороннего соглашения Саудовской Аравии с США, по которому торговля арабской нефтью могла осуществляться только в долларах. Эр-Рияд не стал продлевать соглашение, и отныне саудиты имеют возможность продавать ресурс в любой валюте.

Впервые идея создания «нефтедолларов» возникла во время нефтяного шока в 1973 году.

Тогда малоизвестная и довольно влиятельная группа банкиров из Атлантики, представителей нефтяных транснациональных корпораций, американских и европейских правительственных чиновников (всего около 84 отобранных членов) собралась на сверхсекретном заседании в гранд-отеле Saltsjöbaden, который принадлежал богатой шведской семье Валленберг. Именно в этом месте в мае 1973 года Бильдербергский клуб обсуждал вопрос мировой нефти.

На секретном заседании, куда не допускалась пресса, обсуждалось грядущее 400%-ное повышение цен на нефть ОПЕК. Вместо того чтобы обсудить возможность избежать бедственного положения мировой экономики путем дипломатических переговоров с Саудовской Аравией, Ираном и остальными восточными нефтяными странами ОПЕК, участники заседания сосредоточились на обсуждении того, как можно «вторично переработать» прогнозируемый четырехкратный рост стоимости черного золота.

Американский экономист и журналист Уильям Энгдаль в своей книге «Столетие войны» пишет, что «англо-американский отказ от привязки доллара к золоту в августе 1971 года привел к вынужденной 400%-ной инфляции в ценах на нефть, а большинство населения земного шара, живущего в развивающихся странах — к катастрофе».

Развивающиеся страны, оказавшись под угрозой потери доступа к дальнейшим кредитам Всемирного банка и частных банков промышленных стран, были вынуждены пускать драгоценные фонды на погашение дефицита «баланса платежей». Странам пришлось брать краткосрочные заимствования, чтобы оплатить увеличивающиеся счета за импорт нефти, а единственными крупными кредиторами, которые готовы были предоставить такие ссуды, были американские и британские банки, пустившие свои огромные новые нефтедолларовые прибыли во вторичную переработку. Стоит отметить, что частные банки США и Европы бросились на помощь этим странам лишь затем, чтобы «сбалансировать» систему платежей, разрушенную англо-американским нефтяным шоком.

Так, в 1974 году, в разгар мирового финансового кризиса, Америка сделала Саудовской Аравии предложение, от которого было сложно отказаться. Нефтедолларовое соглашение предусматривало, что Саудовская Аравия будет устанавливать цены на свой нефтяной экспорт исключительно в долларах США и инвестировать свои излишки нефтяных доходов в казначейские облигации США. Взамен США оказывали королевству военную поддержку и защиту. Такая договоренность была беспроигрышной для обеих сторон: США получили стабильный источник нефти и захваченный рынок для своего долга, в то время как Саудовская Аравия обеспечила свою экономическую и общую безопасность.

Помимо версии о выгодности соглашения для обеих сторон, некоторые эксперты отмечают, что пакт был навязан королевству.

В 1973 году США фактически вмешались в войну Судного дня на стороне Израиля, это спровоцировало нефтяное эмбарго со стороны арабов и рост цен на нефть в четыре раза за несколько месяцев, что сильно ударило по Европе. Дождавшись очередного повышения цен, на сцену вышли США, объявив о готовности «спасения мира», не исключая вторжения в Саудовскую Аравию, чтобы завладеть ее нефтяными скважинами.

США в 1974 году пошли на переговоры с саудитами, в результате чего возникло известное соглашение: Саудовская Аравия продает нефть сугубо в долларах и инвестирует долларовые излишки в американский долг. Взамен США готовы продавать оружие, не признавать Иерусалим столицей Израиля и вернуть его к границам 1948 года. Последнее, однако, выполнено не было.

В итоге соглашение оказалось очень выгодным для Америки, а точнее — для американского доллара, финансовых институтов Нью-Йорка и лондонского рынка евродолларов. Отныне весь мир вынужден был с определенной регулярностью покупать огромные количества долларов для оплаты нефти. Соглашение повысило статус доллара как мировой резервной валюты и оказало большое положительное влияние на экономику США. Глобальный спрос на доллары для покупки нефти помог сохранить валюту сильной, сделав импорт относительно дешевым для американских потребителей.

Согласшение было рассчитано на 50 лет, и срок его действия истек. Из-за отказа саудитов продлить соглашение доминирование нефтедоллара может ослабнуть, а мировой финансовый порядок — перетерпеть большие изменения.

Отметим, что новость об этом отнюдь не стала неожиданной, поскольку еще в январе 2023 года министр финансов Саудовской Аравии Мохаммед Аль-Джадаан ошеломил всех на Всемирном экономическом форуме в Давосе тем, что впервые за 48 лет страна готова для торговли валютой помимо доллара США.

Отказ королевства от продления договора с США имеет несколько причин. Во-первых, США имеют колоссальный государственный долг и постоянный дефицит бюджета и торгового баланса, создает риски обесценивания доллара в долгосрочной перспективе. Во-вторых, Саудовская Аравия уже давно не является слабым региональным игроком, а стала ключевым нефтяным экспортером, чьи решения значимы в рамках ОПЕК. В-третьих, Эр-Рияд весьма негативно воспринял антироссийские санкции и «милитаризацию» доллара Вашингтоном.

Отныне Саудовская Аравия может продавать нефть за любую валюту. С одной стороны, для саудитов этот отказ является выгодным решением, поскольку теперь они могут диверсифицировать свою торговлю нефтью, а параллельно укрепить связи, например, с Китаем, продавая нефть за юани.

О более тесном сотрудничестве Саудовской Аравии с Китаем говорит присоединение королевства к mBridge — трансграничному проекту с цифровыми валютами центральных банков (CBDC). Проект был запущен в 2021 году между центральными банками Китая, Гонконга, Таиланда и ОАЭ.

Стоит также отметить, что большую часть экспортируемой нефти Саудовская Аравия поставляет именно в Китай. Например, в США саудиты отправляют 350–500 тысяч баррелей в сутки (в феврале — 348, в марте — 373). А в Китай — 1,6–1,8 миллиона баррелей в сутки (86 миллионов тонн в 2023-м).

Но не стоит забывать, что саудовский риал привязан к доллару, и большая часть его валютных резервов хранится в долларах США и их эквивалентах. Поэтому не стоит думать, что саудиты в ближайшее время полностью откажутся от доллара. Во-первых, все эти действия Саудовской Аравии с большой вероятностью вызваны желанием подстраховаться на случай ослабления экономики США и их геополитического влияния. Во-вторых, до полного отказа от валюты должны пройти еще многие годы, а то и десятилетия, поскольку доминирование американской валюты очень долго складывалось, и от него сложно отказаться.

Кроме того, США и Саудовская Аравия в преддверии выборов президента США и на фоне войны в Газе очень активно обсуждают новое «взаимовыгодное» военное (и не только) соглашение, которое может включить в себя и нечто гарантирующее для США сохранение доминирования доллара.

Точно можно сказать одно — решение Эр-Рияда прекратить нефтедолларовое соглашение с Америкой знаменует собой завершение важной эпохи в истории мировой финансовой системы. Данное событие даже может ослабить глобальные позиции доллара, открыв новые возможности для альтернативных центров силы.