Инфантилизация как инструмент воплощения проекта «Великий Инквизитор» — 2
Часть 2. Что такое взрослость и когда люди перестали взрослеть.
В предыдущей статье мы коснулись событий на Украине и обратили внимание на то, как они разделили общество. Представляется важным, что линией разделения тут выступает не разное отношение непосредственно к началу специальной военной операции и даже не разное отношение к войне, а разный тип отношения к реальности и взаимодействия с ней.
В связи с этим мы уже обратили внимание на то, что взращивание инфантила-потребителя — это не просто следствие естественного хода вещей, а проект, на реализацию которого нацелен Запад. И что общество таких людей достаточно красочно описано небезызвестным политологом Френсисом Фукуямой в его книге «Конец истории и последний человек», вышедшей в далеком 1992 году.
Конечно, могут возникнуть возражения. Ведь далеко не все противники спецоперации — именно инфантилы-потребители, кто-то выступает против, исходя из своих мировоззренческих установок. Эта ситуация крайне сложна. И очерченные нами признаки — не универсальны, так что мы, как говорится, «натягиваем сову на глобус».
Поэтому важно оговорить, что таковы, действительно, не все в обозначенных группах людей. Например, последовательных русофобов «со стажем» вряд ли стоит обвинять в инфантильности. Мы же пытаемся исследовать некую группу внутри этой более широкой среды, которая, и это очевидно всем, есть.
Кто же такой инфантил, и какие конкретно инструменты используются для его создания? Такие вопросы, конечно, больше подходили бы для многолетних исследований, а не для коротких статей, но поскольку они становятся бытом современной жизни, то не задаваться ими уже невозможно.
Казалось бы, ответ очевиден: инфантил — это человек, который по каким-то причинам ведет себя как ребенок, он не повзрослел. Однако в уточнении определений может возникнуть дурная бесконечность: а что такое тогда «взрослый человек»? Приходится объяснять одно понятие через другое: инфантил — это не взрослый. Тогда надо разобраться с тем, каковы признаки взрослости.
Признаки взрослости
Можно ли назвать любого человека, достигшего определенного возраста, по-настоящему взрослым? Вопрос не так прост. Если рассматривать только юридический аспект, то законодательно в разных странах мира по достижению определенного возраста у человека появляются некие права. Но в разных странах этот возраст разный. В России по достижении 14 лет человек получает паспорт. С 18 лет он считается дееспособным, и теперь он может голосовать и водить машину.
Помимо прав, с возрастом у человека появляется больше ответственности перед законом. Так, за одно и то же преступление он с 18 лет может быть наказан более строго, чем ранее. Помимо ответственности, в нашей стране у мужчин появляется воинская обязанность в случае призыва. При этом надо отметить, что возраст дееспособности, юридических прав и ответственности разнится от страны к стране. В общем, юридический критерий является хотя и важным, но недостаточным — условным маркером-разграничителем.
Эту сложность в объективной оценке того, что такое взрослость, по-своему отражает появление в современном научном лексиконе понятия «кидалт» (от соединения двух английских слов «kid» — ребенок и «adult» — взрослый). Кидалты — это люди, взрослые по возрасту (т. е. юридическая взрослость ими достигнута), но во многом ведущие себя как дети, не желающие взрослеть. И это состояние близко к тому, что мы можем назвать «инфантилизмом».
Слово «кидалт» появилось во второй половине ХХ века. В 1963 году социологи Отто Ларсен, Льюис Грей и Геральд Фортис использовали его в своем исследовании для классификации телевизионных программ по типам аудитории. Тогда они этот термин использовали для обозначения программ, которые смотрят и дети и взрослые.
В 1985 году колумнист газеты New York Times Питер Мартин использовал термин «кидалт» для описания взрослых, которым нравится быть частью молодежной культуры, сохранять и демонстрировать определенные элементы детской непосредственности.
А поскольку явление приобрело довольно массовый характер в XX и XXI веке, ученые, философы, психологи, социологи стали уделять больше внимания вопросу «А что же такое взрослость?». Одни исследователи полагают, что человек взрослый только тогда, когда он сам так себя характеризует, а другие, наоборот — только когда так считают другие. То есть исследуется внутреннее чувство взрослости, оценка окружающих и т. д.
Некоторые современные социологи проводят исследования, интересуясь тем, считает ли сам человек себя взрослым. При этом, например, анализируются возраст, наличие образования, собственного жилья, отношение к браку, наличие детей и другие объективные факторы.
Чтобы хотя бы приблизиться к ответу на этот непростой вопрос, давайте посмотрим, как изменялся взгляд на понятие взрослости со временем.
Изменение взглядов на взрослость в истории
В древности взрослость прямо связывалась с прохождением мальчика через определенные обряды инициации. Причем взрослым после этого считал себя не только он сам, но и его соплеменники. Отголоски этой традиции встречались и позднее. Например, в рамках крестьянского уклада мужчина становился взрослым и наделялся определенными правами только после женитьбы.
В философии интерес к взрослости с древности имеет собственный ракурс. Философы начали анализировать разные периоды жизни человека. Так, например, Аристотель (384–322 до н. э.) выделял три таких периода: «Возраст — это юность, зрелый возраст и старость». Описывая разные возрасты по их признакам, философ при этом фактически противопоставляет юность старости: то, что характерно для юности, для старости неприемлемо, и наоборот.
Однако в античной философии вопросу впадения взрослых в детство не уделялось внимания, и тем более не предполагалось, что это явление приобретет массовый характер. Более того, считалось, что человек обязательно проходит все стадии. Например, Пифагор (около 570–490 годов до н. э.) был твердо уверен, что юность и старость приходят в определенном возрасте и сравнивал это со сменой времен года.
Диоген Лаэртский так пишет о Пифагоре: «Жизнь человеческую он разделял так: „Двадцать лет — мальчик, двадцать — юнец, двадцать — юноша, двадцать — старец. Возрасты соразмерны временам года: мальчик — весна, юнец — лето, юноша — осень, старец — зима“. (Юнец у него — молодой человек, юноша — зрелый муж.)»
Проблема взрослости не слишком беспокоила мыслителей в эпоху классической философии, т. е. стиля мышления, сформировавшегося в рамках классического рационализма периода XVII–XIX веков. Доктор философских наук, автор современных учебных пособий Нина Игнатова утверждает: «Как философское понятие „взрослость“ не получило свою теоретическую разработку в классической философии». Тогда неявно предполагалось, что «человек вообще — это человек взрослый».
Напротив, в неклассической философии — философии конца XIX–XX вв. — этот вопрос был уже поставлен. Игнатова подчеркивает, что исследование взрослости в неклассической философии осуществлялись в двух основных направлениях:
1. Обоснование взрослости как результат восприятия Другим. То есть «ты являешься взрослым, если тебя таким считают другие».
2. Обоснование взрослости как результат самовосприятия и ощущения «чувства взрослости».
Уже в середине XIX века в мировой литературе авторы начали описывать некоторых взрослых, которые ведут себя как дети. Таким «взрослым ребенком» является Гарольд Скимпол из романа «Холодный дом» Чарльза Диккенса (1812-1870). В момент повествования Скимпол уже был стариком, хотя и хорошо сохранился внешне. У него имелись жена и трое детей, что не мешало ему сохранять собственное необычное мировоззрение. Ранее он получил медицинское образование и даже какое-то время был домашним врачом у немецкого князя. Когда князь заболевал и вызывал к себе, Скимпол «обыкновенно лежал навзничь в постели и читал газеты или рисовал карандашом фантастические наброски, а потому не мог пойти к больному». В итоге князь его выгнал.
Скимпол говорил, что не знает, что такое время и ничего не понимает в деньгах. «Поэтому он никогда никуда не являлся вовремя, никогда не мог вести никаких дел и никогда не знал, сколько стоит то или другое». В его жизни всегда находились люди, которые одалживали ему деньги или платили за него.
Он просит не мешать ему жить, что он младенец, и просит общество удовлетворить его потребности: «читать газеты, беседовать, слушать музыку, любоваться красивыми пейзажами, дайте ему баранины, кофе, свежих фруктов, несколько листов бристольского картона; немножко красного вина, и больше ему ничего не нужно».
Скимпол неоднократно про себя говорит, что он как дитя: «Вот я совсем по-детски принимаю все, что выпадает мне на долю, и ни о чем не беспокоюсь!» Он также просит дать ему заниматься, чем он любит и «качаться на его игрушечной лошадке!».
Он говорит, что не знает, что такое принципы и не стремится их получить. По поводу ответственности он говорит: «Никогда в жизни я не возлагал на себя ответственности и никогда не возложу». При этом он неоднократно подчеркивает: «Вы же знаете, что я не могу отвечать за свои поступки, нисколько на это не претендую. И никогда не мог».
Отметим, что слова и принципы жизни Скимпола удивительным образом похожи на то, что описывал Фукуяма в своей книге.
В современную нам эпоху исследование понятия «взрослости» перестало быть задачей только философов, и в нем всё большее участие стали принимать социологи, психологи и психотерапевты.
Многие современные социологи проводят исследования, где спрашивают, считает ли сам человек себя взрослым. При этом анализируются различные аспекты: возраст, наличие образования, собственного жилья, отношение к браку, наличие детей и другие объективные факторы. Кроме того, оценивают такие субъективные факторы, как ответственность, самостоятельность, независимость, способность контролировать эмоции.
Например, Фонд общественного мнения в 2014 году опросил людей в России по поводу «что такое взрослость». Первые пять самых популярных групп ответов были «Ответственный, способный отвечать за свои поступки, за близких, заботиться о них» (30%), «Самостоятельный, независимый» (23%), «Работает, сам обеспечивает себя, семью» (20%), «Рассудительный, с жизненным опытом, серьезным отношением к жизни» (12%) и «Семейный, есть дети» (5%). На каждую остальную группу ответов приходится 3% и менее процентов.
В Канаде социолог Харвей Кран совместно с другими авторами из университета Альберты в 2017 году провел исследования взросления канадцев. Они сопоставили сроки, последовательность и продолжительность «первого этапа» — перехода от молодежи к взрослым (уход из дома, окончание формального образования, получение работы на полный рабочий день) и «второго этапа» — переход от молодежи к взрослой жизни (брак, отцовство, владение домом). Исследователи отметили, что «хотя переходы от молодежи к взрослым стали менее стандартизированными и более индивидуализированными, особенно для переходов на первом этапе, эти переходы по-прежнему достаточно структурированы и по-прежнему зависят от пола и социально-экономического статуса семьи».
Исследователи университета «Высшая школа экономики» Екатерина Павленко и Анастасия Якубовская в 2020 году анализировали подобные объективные и субъективные оценки восприятия взрослости старшими школьниками и студентами колледжей. Согласно их исследованию, основные интерпретации: «взрослость как определяемая средой иерархическая категория, взрослость как умение контролировать себя, как умение брать на себя ответственность и принимать самостоятельные решения, как финансовая независимость».
При этом ряд ученых отмечают сложность определения взрослости по критериям, как это делалось ранее. Так, кандидаты психологических наук Ольга Тихомандрицкая и Александр Рикель в исследовании 2022 года утверждают, что взрослость «перестает обладать объективными психологическими маркерами и критериями, ибо в глазах представителей разных поколений эти маркеры и критерии могут быть различны». Эти авторы предлагают использовать модель поколенческой относительности оценки взрослости, которая учитывает не только определенные объективные факторы (вступление в брак, появление первого ребенка, карьерные и события, связанные с образованием и т. п.) и субъективные (различные переживания, утраты, значимые события), но и как это оценивается в обществе и меняется в зависимости от различных поколений.
С другой стороны, PhD Харри Блаттерер (Harry Blatterer) из университета Маккуори, Австралия, (Macquarie University) в работе 2007 года говорит об изменчивости критериев взрослости. Он отмечает проблемность модели взрослости, которая возникла после Второй мировой войны и считает, что «взрослую жизнь необходимо переосмыслить таким образом, чтобы она была соизмерима с обстоятельствами современной современности». Исследователь призывает продолжать обращать внимание на самоидентификацию индивидов. При этом он подчеркивает, что считает важным критерием взрослости признание другими: «признание индивидов полноправными членами общества, как я утверждал, является значимой константой взрослости; это общий знаменатель стандартной модели, а также развивающихся форм».
Как видно из последних приведенных высказываний современных авторов, признание человека взрослым, кроме всего прочего, исчисляется из его готовности соблюдать текущие установки сообщества. А это уже явление двоякое: ведь какие установки — такое и сообщество. Могут быть и негативные. И что тогда будет взрослостью, подчинение или сопротивление? Вопрос извечно трагический. И особенно для людей, переживших перестройку.
Понятие зрелости
Далее, не столь очевидное понятие «взрослости» было дополнено другим понятием — «зрелости». По оценкам одних исследователей, эти понятия часто используются как синонимы или для объяснения одного через другое, в то время как нужно различать их, иначе происходит именно та путаница, которая описана выше. А так как мы рассматриваем взрослость не как достижение определенного возраста (юридическая взрослость), то воспользуемся далее более конкретным понятием «зрелости».
Один из первых, кто ввел понятие зрелости, был выдающийся американский психолог Гордон Олпорт (1897–1967), который считается создателем психологии личности. Изначально Олпорт выделил три критерия психологически зрелой личности, но в дальнейшем расширил их до шести.
Доктор психологических наук Дмитрий Леонтьев, который перевел книги и статьи Олпорта на русский язык, описывает их так: «Во-первых, психологически зрелый человек имеет широкие границы Я. Зрелые люди заняты не только сами собой, но и чем-то за пределами себя, активно участвуют во многом, имеют хобби, интересуются политическими или религиозными вопросами, тем, что они считают значимым».
Если первый критерий говорит о том, что зрелый человек не только замкнут на себя, но и интересуется чем-то вне себя, то следующие два относятся к чувствам и способностям контролировать эмоции:
«Во-вторых, им присуща способность к близким межличностным отношениям. В частности, в этой связи Олпорт упоминает дружескую интимность и сочувствие. Дружеский интимный аспект отношений — это способность человека выказывать к семье, близким друзьям глубокую любовь, не окрашенную собственническими чувствами или ревностью. Сочувствие отражается в способности быть терпимым к различиям в ценностях и установках между собой и другими людьми.
Третий критерий — отсутствие больших эмоциональных барьеров и проблем, хорошее самопринятие. Зрелые люди способны спокойно относиться к собственным недостаткам и к внешним трудностям, не реагируя на них эмоциональными срывами; они умеют справляться с собственными состояниями и, выражая свои эмоции и чувства, они считаются с тем, как это повлияет на других».
Далее идет важный для нас критерий, что зрелый человек не живет с «розовыми очками», и у него есть чувство реальности: «Четвертый критерий — зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, а также реалистичные притязания. Он видит вещи такими, какие они есть, а не такими, какими он хотел бы их видеть». Трудно переценить важность такого критерия в условиях идущей СВО, не правда ли?
Последние два критерия относятся к жизненной философии человека: «В-пятых, зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и философскому чувству юмора — юмора, направленного на самого себя. В-шестых, зрелый человек обладает цельной жизненной философией. Каково содержание этой философии, принципиальной роли не играет — наилучшей философии не существует».
Отметим, что сказано именно о «цельной жизненной философии». Как мы увидим в дальнейшем, ряд специалистов будут включать в критерий зрелости то, что личность должна быть целостна, что перекликается с этим критерием.
Другую характеристику зрелости давал психотерапевт и основатель школы логотерапии Виктор Франкл (1905-1997). Его ученик, психотерапевт, доктор медицины Альфрид Лэнгле пишет:
«Виктор Франкл вновь и вновь указывал на то, что это характерная, даже генуинная (т. е. врожденная, природная — ИА Красная Весна) задача человеческого духа — озадачиваться вопросом о смысле, запрашивать смысл и не удовлетворяться заранее заготовленными ответами. Именно в том и проявляется зрелость и самостоятельность способного к осмыслению человека, что он сам ищет смысл и следует своей первичной мотивационной силе — врожденной „воле к смыслу“».
То есть по Франклу и Лэнгле, зрелость человека, которая в нашем понимании относится и к взрослости, проявляется, когда он взыскует к смыслам. Кроме того, данное высказывание ясно указывает на гуманистический оптимизм Франкла: воля человека к смыслу в приведенном фрагменте обозначена как врожденная. А это далеко идущее утверждение, ведь воля к смыслу плохо совместима с обсуждавшимся выше обывательством.
По мнению советского психолога, доктора психологических наук Павла Якобсона (1902-1979), основная составляющая зрелости человека — это социальная зрелость: гражданская, идейно-политическая, моральная и эстетическая. То есть осознание человеком своего долга перед Родиной, народом, обществом, и, наконец ответственности за результаты своего труда.
Такой человек понимает, принимает и реализует определенные нормы морали, у него развито чувство совести, у него есть способность любить и чувство ответственности в построении семьи и за ее будущее. Такой человек, по Якобсону, имеет развитую способность воспринимать прекрасное в разных областях, будь то в быту, искусстве или в природе.
Стоит отметить, что в данном подходе неоднократно появляется слово «ответственность». Есть ответственность как за свою жизнь, так и за жизнь близких. Получается, что речь идет о некой социальной ответственности.
А вот австрийский философ Людвиг Витгенштейн (1889-1951) считал, что взрослость сопряжена с мыслью о том, что мир не имеет по отношению к нам никаких намерений. Проще говоря, взрослый человек смотрит на мир по принципу «Что я могу сделать по отношению к нему», в то время как ребенок всегда находится в позиции «Что этот мир делает по отношению ко мне». То есть взрослость в представлении философа предполагает субъектность действия.
Неслучайно, когда мы видим, что человек воспринимает всё происходящее вокруг него на свой личный счет, мы говорим «Что ты как ребенок воспринимаешь все на свой счет!». Это позиция эгоцентрика и, в то же время, объекта чужого действия, готового яростно возмущаться переменам, сопряженным с необходимостью выйти из состояния детской расслабленности. И эту реакцию легко узнать в описанной нами в первой части волне негодования из-за закрытия магазинов.
Политолог и философ Сергей Кургинян тоже связывает взрослость с субъектностью: «Нас интересует эта взрослость сегодня, как никогда. Эта серьезность, эта способность быть и действовать. И это возвращение себе полноты бытия, которая и делает тебя субъектом подобного действия».
Выводы
Понятно, что в короткой статье нам удалось лишь прикоснуться к вопросу о том, как понимают взрослость авторы, исследовавшие человеческое сознание в рамках той или иной дисциплины. И все-таки даже такой краткий осмотр помогает понять, что взрослый человек — это личность, которая меняет реальность сообразно своим смыслам и имеет внутренний стержень. Такой человек не отрывается от реальности и не убегает от нее в свои иллюзии. Взрослый человек обладает полноценным бытием. Он понимает, что сам отвечает за свои действия, то есть является субъектным. Он серьезен, осознает ответственность перед своими близкими и обществом, что воплощается в реальном действии.
Обсудив критерии взрослости, а значит и инфантильности, перейдем к вопросу, который имеет свои корни в ХХ веке, но теперь приобретает не только новую актуальность, но и новый трагизм. Это вопрос о том, как осуществляется на практике формирование инфантила-потребителя.