Работая так, как должен работать журналист, Патрик Бааб приехал в ДНР

Кому нужна правда? История немецкого журналиста, приехавшего в Донецк

Рафаэлли Жан-Франсуа. Свежая газета. 1879
Рафаэлли Жан-Франсуа. Свежая газета. 1879
Рафаэлли Жан-Франсуа. Свежая газета. 1879

Патрик Бааб — немецкий политолог, писатель и журналист, который сделал себе имя на журналистских расследованиях, в том числе и на расследовании политических убийств. Бааб много лет проработал редактором немецкой телерадиокомпании Norddeutscher Rundfunk (NDR), но недавно оказался в центре скандала, про который крупные немецкие СМИ не писали.

Все дело в том, что писатель осмелился поехать в ДНР, чтобы посмотреть на происходящие события своими глазами, так как решил написать об этих событиях книгу. Журналиста сразу же обвинили в том, что он легитимирует «убийства, пытки и нарушения международного права». Кстати, Бааба ранее уже предупреждали о том, что он рискует остаться не у дел.

В январе 2022 года писатель издал книгу Recherchieren (Расследование), в которой рассказал начинающим репортерам о том, как должен работать журналист, как журналист может сделать предметом своего исследования элиту и писать о том, что эта элита скрывает.

В своей книге Бааб утверждает, что современная неолиберальная журналистика мнений превратилась в картель молчания, что пресса стала обслуживать политиков и навязывает обществу картину мира «без альтернатив».

Не всем позиция Бааба пришлась по душе. Например, профессор журналистики гамбургского университета Фолькер Лилиенталь заявил, что любому, кто пишет подобные вещи, нельзя позволять обучать начинающих журналистов. После того как Бааб съездил в ЛДНР, пожелания Лилиенталя исполнились.

Бааб пытался объяснить, что ездил в ДНР и ЛНР в рамках своей работы над новой книгой. Однако он оказался в ДНР во время проведения референдума о присоединении республик к России. Бааб утверждал, что это было совпадением, что он не стремился попасть на референдум.

Однако объяснения журналисту не помогли. Реакция университетов, в которых преподавал Бааб, не заставила себя ждать. Берлинский университет средств массовой информации, коммуникации и экономики (HMKW) первым отстранил журналиста от работы. Затем то же самое сделал Кильский университет.

Бааб подал на Кильский университет в суд и попытался оспорить свое отстранение от преподавания — безрезультатно. Адвокат писателя пытался доказать, что его подзащитный является преданным ФРГ журналистом, что он не был наблюдателем на референдуме в ДНР.

«Истец, будучи журналистом, который стремится вести репортажи на месте, а не издалека, как другие СМИ, предпринял крайне рискованное расследование, чтобы реально воспринимать и освещать ситуацию, используя свой журналистский опыт», — заявлял адвокат.

С точки зрения защитника Бааба, опытного журналиста и писателя нельзя вот так вот запросто лишить работы и вышвырнуть из университетов, в которых он долгое время преподавал и пользовался авторитетом. Но оказалось, что можно.

Дело в том, что Бааб не учел главное правило игры: желающие вписаться в официальные крупные немецкие СМИ журналисты должны описывать события так, как это необходимо их владельцам. В этой связи необходимо отметить, что в Германии с 1945 года нет свободных СМИ как таковых.

Еще тогда все немецкие газеты, журналы, радиостанции и телевидение стали подконтрольны США, Великобритании, Франции и СССР. Лицензии получали только благонадежные издания с нужными людьми на руководящих должностях. С тех пор изменилось немногое — СМИ на бывшей территории ГДР попали под контроль США.

Как утверждает редакция новостного портала Apolut, который заявляет о своей независимости и публикует материалы выкинутых из системы журналистов, СМИ рисуют заранее сфабрикованную картину событий. Ту картину, которая поддерживает уже сформированные в обществе взгляды, оценки и представления или формирует новые строго заданные тренды.

То есть СМИ формирует в голове обывателей нужную картину мира, вбивает в сознание необходимую кому-то интерпретацию событий. На эту, созданную в информационном пространстве, картину мира посягать нельзя.

Правда, какая-то там объективная реальность никого не должна интересовать. Чтобы писать о событиях в ДНР и ЛНР, не нужно туда ехать и чго-то там пытаться понять. Не разбираться надо, а формировать в головах обывателей заданное понимание событий.

Агрессивным формированием нужных представлений о событиях на Украине занимались раньше и занимаются сейчас все крупные СМИ Германии. К примеру, университет Майнца провел исследование, проанализировав содержание около 4300 отдельных статей, опубликованных восемью ведущими газетами и телеканалами страны: FAZ, Süddeutsche Zeitung, Bild, Spiegel, Zeit, ARD Tagesschau, ZDF Heute и RTL Aktuell по украинской теме в период с 24 февраля по 31 мая 2022 года.

Выяснилось, что все эти СМИ работали на поддержание конфликта, буквально препятствовали любым попыткам заговорить о необходимости его урегулирования. Публиковались почти повсеместно предвзятые, антироссийские материалы. Украина была представлена положительно в 64% всех материалов, президент Украины Владимир Зеленский — в 67%.

О России писали почти исключительно негативно — в 88% случаев, при этом о президенте России Владимире Путине писали негативно — в 96%. Почти во всех репортажах — 93% вина за происходящие на Украине события возлагалась исключительно на Путина и Россию.

Редакторы платформы Apolut, то есть те, кто сам раньше в этих СМИ работал и знает внутреннюю кухню, утверждают, что СМИ в Германии отличаются не только двойными стандартами, они все уже имеют свое четкое и определенное отношение к тем или иным событиям.

Все происходящие в стране и мире события немецкие СМИ описывают в определенном, строго заданном ключе, с готовой оценкой. Так обстоит дело с Украиной, с Россией, также обстояло дело с пандемией коронавируса и с вакцинацией.

СМИ не могут уже вести дискуссии, они не могут искать истину. Они стали инструментом формирования общественного сознания. СМИ создают информационное зеркало событий так, чтобы все в этом зеркале видели реальность, как это нужно субъектам, которые эту новую реальность формируют.

Современные СМИ находятся в прочной связке с политической элитой и даже больше: они задают тренды и для политических функционеров. То есть они продвигают уже сформированные в тех или иных мозговых центрах концепции, политиков направляют по намеченным в рамках реализуемых концепций траекториям.

Это означает, что свободная пресса умерла. Отдельные группы журналистов и публицистов, которые остались на задворках общественных процессов, разбросаны по маленьким информационным площадкам. Эти журналисты пишут статьи и публикуют книги, однако на текущие в мире процессы никак не влияют.