Поборы в сельской школе Саратовской области подтвердили сами чиновники
23 октября состоялось отчетное собрание чиновников перед родителями школьников из с. Терновка Энгельсского района Саратовской области, которые обратились к общественникам из «Родительского Всероссийского Сопротивления» (РВС) и журналистам Общественного телевидения России (ОТР), чтобы разобраться с поборами в школе. После визита представителя РВС и журналистов ОТР в школу 14 октября, родители приняли решение обратиться еще и в приемную президента в Саратовской области, прокуратуру, областное Министерство образования и к депутату Госдумы Ольге Баталиной. Свои подписи под обращением поставили 46 родителей, у многих из которых в школе учатся двое, трое детей, общее число учащихся порядка 150. Как только проблемы школы вышли за пределы Терновки, директор школы Юрий Бирюков поспешил сложить полномочия по собственному желанию.
Первое собрание, где чиновники уточняли претензии родителей, состоялось 16 октября, фактически сразу после визита журналистов и общественников. На исправление ситуации они взяли неделю и, спустя отведенное время, готовы были отчитаться. На протяжении этого времени в учительской и родительской среде разгорался раскол, одни требовали покончить с поборами и навести порядок, другие отстаивали «поруганную честь», покинувшего школу директора. С их точки зрения в СМИ некорректно отразили ситуацию в школе.
Итак, на отчетном мероприятии 23 октября присутствовали заместители главы администрации Энгельсского района Саратовской области Александра Стрелюхина, а именно: зам. по социальной сфере Татьяна Ванина, руководитель аппарата районного собрания депутатов Ринат Каримов, председатель комитета по образованию Раиса Косенко. А также глава Терновского муниципального образования Татьяна Шабанова.
Чиновники бодро рапортовали, что в школьной столовой теперь не привозная, а, приготовленная на месте пища. На ремонт спортивного зала в 2018 году Транснефть выделит 500 000 руб. А в 2019 году по плану в школе проведут капитальный ремонт кровли. Имеет ли смысл вкладываться в спортивный зал до ремонта кровли? Хочется верить, что деньги все же будут потрачены с умом. В «Отчете о результатах самообследования школы за 2016–2017 уч. год» сказано, что «Здание школы, системы водоснабжения, канализации, вентиляции, электроснабжения требуют капитального ремонта». То есть обещания чиновников кардинальным образом разрешить проблемы школы на поверку являются не более, чем попыткой остудить родителей, которые пошли «с открытым забралом». К тому же чиновники лишь дали обещание на словах, никаких документов или хотя бы ссылок на таковые, предоставлено не было.
Директора школы Юрия Бирюкова, под овации его защитников, вернули на должность. Теперь он совсем с другой энергией принялся отвечать на вопросы родителей. По вопросу нехватки учебников пояснил, что как только коммерческая фирма исполнит заказ, детям все будет выдано. На замечание о том, что в «Отчете о результатах самообследования» указано, что процедура закупки по недостающим учебникам должна была пройти еще 2 месяца назад, ответа не последовало. Что еще раз подчеркивает, главная задача усыпить бдительность родителей, а не исполнить требования законодательства.
Также без ответа осталось и замечание по «Плану финансово-хозяйственной деятельности», который был размещен на сайте школы, мало того, что он датирован 2015 годом, так еще и в абсолютно нечитаемом виде. Это один из ключевых документов по которому родители могли бы отследить, как и на что идет финансирование школы. Интересно было бы посмотреть и «Акт приемки образовательного учреждения» на текущий учебный год. В школе должны быть и еще более интересные документы, такие как результаты экспертизы мебели и классов. Опираясь на них, парты, стулья, и прочую мебель, которая числится на балансе, либо списывают, либо подтверждают пригодность к эксплуатации. Здесь же возникает вопрос, соответствуют ли СанПиНам купленные родителями парты и ремонт в классах?
Все эти вопросы повисли в воздухе, несмотря на визит районных чиновников и бодрый рапорт. Стоит напомнить, что вся ситуация в Терновке началась с вопросов родителей по поборам — покупкам учебников и парт, а также ремонтов классов за родительский счет. Чиновники старательно решали проблемы не те, которые озвучивали родители, а проблемы, связанные с невозможностью изменить мнение родителей. Вот уперлись они в поборы и всё тут. Чиновников, которые приезжали уговаривать родителей, мало волнует реальность.
Данный вопрос ведет нас к еще одной пикантной детали, которая имеет косвенное отношение к поборам в школе. Но касается муниципалитета, на территории которого находится школа. В конце сентября в Терновке на взятке попался Виктор Корниенко — заместитель главы муниципального образования Татьяны Шабановой. Во время визита общественников и журналистов в школу, Шабанова всячески прикрывала директора школы Юрия Бирюкова. Отвечала на вопросы вместо директора, успокаивала родителей, предлагала перенести разговор на другой день и т. д. У родителей нашлись претензии к Татьяне Шабановой. На вопрос, «С какой стати детей сняли с уроков географии, и почему они должны были слушать ее доклад о благоустройстве села вместо занятий?», Татьяна Шабанова ответила, что это было необходимо в рамках «Европейской недели самоуправления». Казалось бы, причем тут село Терновка, где-то в Саратовской области и какое-то европейское самоуправление?
Обратимся к первоисточнику: «Европейская неделя местной демократии — это добровольное движение, которое координируется Конгрессом местных и региональных властей и проводится каждый год на неделе 15 октября — годовщине открытия для подписания Европейской хартии местного самоуправления в 1985 года, то есть более 30 лет тому назад. Во время ЕНМД местные и региональные власти, а также их ассоциации по всей Европе организуют различные мероприятия для поощрения участия граждан в процессах принятия решения на местах и для повышения уровня их информированности о работе публичных органов власти».
Терновка оказывается уже в Европе, прямо как Украина? Координация таким самоуправлением или «местной демократией» идет напрямую из Совета Европы в Страсбурге, методичка на русском языке выложена на официальном сайте Совета Европы.
Быть может именно по причине применяемых технологий демократизации и широкого круга заинтересованных лиц на местах бывает крайне трудно разобраться с тем, что такое поборы в школах? Давайте на примере Терновской школы попробуем расставить хоть какие-то точки над «i».
20 октября на сайте саратовского ИА Четвертая власть вышла публикация, посвященная первой встрече чиновников и родителей 16 октября:
В школе Терновки начали решать проблемы родителей после их обращения.
«Факты поборов денежных средств и предоставления школьных помещений в аренду не нашли своего подтверждения. На встрече родители задавали вопросы по обеспечению обучающихся учебно-методической литературой, косметическому ремонту спортивного зала, повышению качества питания...»
Информацию о том, что поборы не подтвердились распространила администрация района. Попробуем опровергнуть ее позицию реальными фактами. Но обо всем по порядку, прежде выясним, что реально понимают под поборами?
ПОБО́РЫ -ов; мн. (ед. побо́р, -а; м.).
1. Ист. Сбор деньгами или натурой (в пользу государства, помещика и т. п.).
2. Неодобр. Взимание определенной платы за что-л. в чью-л. пользу. Поборы с автомобилистов, с владельцев собак. Устать от поборов. Он поборами промышляет. Сколотить капиталец на поборах.
(Энциклопедический словарь.)
Поборы, факт № 1.
С детей собирали денежные средства за проезд в школьном автобусе на соревнования, которые были организованы Комитетом по образованию и молодежной политике Энгельсского района (КОМП ЭМР), на что имеется соответствующий приказ за подписью председателя Раисы Косенко. О чем 16 октября 2017 года рассказал директор школы Юрий Бирюков в ходе общешкольного собрания в присутствии Раисы Косенко.
Для большей точности и корректности, стоит привести стенограмму встречи с родителями:
Раиса Косенко: «Действительно на спортивные соревнования мы сейчас возим детей в город на спартакиаду среди сельских школ, но вопрос: Почему собираются деньги на проезд? Мы выделяем транспорт, издаем приказ по школе, Юрий Иванович в чем нужда?».
Юрий Бирюков: «Все выезды до этого осуществлялись за счет спонсорской помощи…. Здесь уже родители сдавали деньги. Сейчас перед этим приказом, мы тоже собрали деньги, чтобы выехать…. И когда уже вышел приказ…. Просто деньги находятся у водителя, все кто сдал, мы раздаем и всё».
Раиса Косенко: «То есть деньги вернутся родителям?»
Юрий Бирюков: «Вернутся конечно!»%br.
И эти деньги действительно вернули. Но только благодаря тому, что родители подняли шум, иначе бы все происходило так же как и ранее. Неспроста ведь директор называет родителей «спонсорами». А спонсорам деньги возвращать не принято. Вернули ли деньги детям из с. Узморье, которые тоже ездили на те соревнования, не известно.
Поборы, факт № 2.
Как мы видели из определения энциклопедического словаря, поборы могут быть не только в денежном, но и в натуральном эквиваленте: парты, стулья, а также ремонт в классах вполне под это определение подпадают.
При наборе детей в 1-й класс выяснилось, что парт и стульев на всех детей не хватает. Эта дилемма поставила родителей в ситуацию, когда одни дети будут сидеть за новыми партами, а другие за старыми. Родители понимали, что это скажется на взаимоотношениях между детьми и на их первом впечатлении от школы. Администрация школы эту проблему проигнорировала.
Именно поэтому на родительском собрании 1-го класса было решено докупить новую мебель. Были собраны средства, на которые купили 6 парт и 12 стульев, имеется чек от 13.06.2017 г. на сумму 20 520 руб.
Затем было следующее решение администрации школы, которое вновь поставило родителей перед дилеммой. В августе решено было разделить класс на две параллели из-за большого количества первоклашек. Но второму классу достался класс со старыми обоями, с отвалившейся штукатуркой на потолке, старыми окнами. Вновь возникла ситуация, когда одни дети оказываются в худших условиях. И вновь администрация школы умыла руки и не предложила никаких решений. Подставив тем самым родителей, они вновь были вынуждены за свой счет создавать одинаковые для всех детей условия. Родители скинулись на стройматериалы, приобрели их, что подтверждают чеки от 9–26 августа 2017 года на сумму 9 728 руб. и вместе сделали ремонт.
Однако в Отчете о результатах самообследования от 1 сентября 2017 года сказано:
VII. Материально-техническая база
...
«Здание школы, системы водоснабжения, канализации, вентиляции, электроснабжения требуют капитального ремонта. Ежегодно проводится текущий ремонт классных комнат, фойе-коридоров».
То есть то, что сделано за счет родителей, в классах выдается как результат работы директора и коллектива школы. Это и называется — поборы натурой, в дополнение к денежным о которых сказано выше.
Поборы, факт №3.
В «Отчете о результатах самообследования школы от 1 сентября 2017 года» сказано:
п.6.3. Библиотечно-информационное обеспечение.
...
Учебниками обучающихся 1–4 классов обеспечены 100%., обучающихся 5–11 классов обеспечены на 98%.
Ожидается поступление к началу нового учебного года учебников на сумму:
— издательство «Просвещение» на сумму 53 886,25 руб.;
— издательство «Вентана» 8 556 руб.;
— издательство «Дрофа» 12 816 руб.;
— издательство «Бином» 3 940 руб.
Несмотря на то, что учебный год уже наступил, а учебников все еще не хватает, в конце первой четверти на собрании 16 октября председатель комитета по образованию Раиса Косенко решила посчитать вместе с директором скольких учебников не хватает. Вновь обратимся к стенограмме:
Раиса Косенко: «Сколько у нас потребность в поставке учебников чтобы родители не закупали их?»
Юрий Бирюков: «На данный момент 1 класс обеспечен, 2 комплекта еще имеется…. 3 учебника букваря получили со Старицкого комплекта, часть учебников была закуплена родителями, я даже могу перечислить… Среднее звено обеспечено на 100%, кроме…. это начинается с 9 класса...не хватает отдельных учебников...»
В итоге оказалось, что необходимо приобрести в общей сложности 55 учебников:
«Обществознание 9 класс — 9 шт;
Английский язык 9 класс — 14 шт;
Английский язык 10 класс — 5 шт;
Английский язык 11 класс — 6 шт;
Информатика 5 класс — 18 шт;
Информатика 8 класс — 3 шт.»
Если считать среднюю стоимость учебника около 600 руб., то родители должны были выложить порядка 33 тысяч рублей. Стоит отметить, что на родительском собрании присутствовали не все родители, т. е. недостающих учебников может быть больше.
С уверенностью можно утверждать, что в «Отчете о самообследовании» данные по учебникам сфальсифицированы. При этом директор школы, со слов вышестоящего руководства в лице Раисы Косенко, не предоставил информацию в Комитет. Раиса Косенко, оказывается, почти 2 месяца не знала, что учебников не хватает и родители вынуждены покупать их за свой счет. Остается загадкой, были ли закуплены те недостающие экземпляры, указанные в самообследовании. Проводились ли тендеры и прочие сопутствующие процедуры? Как вообще можно подавать информацию о нехватке учебников 1 сентября? Всё уже должно быть куплено и отдано детям.
Получается, что на протяжении всей первой четверти никому из администрации школы и комитета по образованию не было дела до того, что дети не обеспечены учебниками. И, более того, на письменное обращение родителей 9 класса еще в мае никто не отреагировал. Часть родителей смирилась с таким положением дел и предпочла самостоятельно, по своей инициативе и за свой счет, обеспечить своих детей учебниками.
Это и есть поборы «натурой», факт которых установлен, зафиксирован, признан и вот-вот будет исправлен. Некоторые недостающие учебники уже были привезены в школу и на сегодняшний день их передали детям.
Вновь зададимся вопросом, их так оперативно закупили через тендеры или же они были в наличии и из-за недостоверной информации от директора, вовремя не попали к детям? Или их забрали у других детей? Или появился спонсор, который с легкой руки решил проблему?
Факты аренды помещений якобы тоже не подтвердились, что ж, смотрим.
На собрании 16 октября Председатель КОМП ЭМР Раиса Косенко сообщила: «школьные помещения на самом деле сдаются в аренду. Питающая организация берет на себя ответственность. Берет вот ваш пищеблок для чего? Полностью возмещает тепло, свет, воду, то есть коммунальные услуги за это помещение, полностью отвечает за оснащение этого помещения всем необходимым, технологическим оборудованием посудой и так далее. То есть в этот момент снимаем с себя финансовую нагрузку. И они еще за школу платят арендную плату в бюджет Энгельсского района за то что они арендуют вот эти вот помещения и полностью его оснащают».
Вопрос, откуда питающая организация берет на это деньги, если источниками их дохода являются платежи родителей за питание и тендеры, поставку продуктов по которым оплачивает бюджет района. Значит арендная плата, а также прибыль питающей организации складывается из платежей родителей и дотаций из бюджета района. Почему родители должны оплачивать их прибыль вместо того, чтобы бюджет платил только за коммунальные услуги, а повар, в уже оснащенной всем необходимым столовой, готовил для детей?
Тогда бы ничего не понадобилось сдавать в аренду, а деньги родителей и деньги района шли только на зарплату персонала и только на коммунальные услуги.
По спортзалу Раиса Косенко ответила следующее: «Мы спортивные помещения предоставляем в безвозмездное пользование нашим спортивным клубам, секциям и т. д. для того, чтобы обеспечить а) занятость детей после уроков и б) занятость населения. И у нас договоренность с главой МО в данном случае Татьяной Владимировной [Шабановой], что она помогает населению, чтобы школьный спортивный зал был постоянно занят. Чтобы люди могли заниматься своим оздоровлением не выезжая в город. Если вы против этого, мы закроем этот вопрос и в школьный спортивный зал никто не будет приходить».
Вполне логично, чтобы зал таким образом использовался, и если даже взимается арендная плата, она должна абсолютно прозрачно расходоваться на его содержание и развитие. Родители сообщают, что в зале проводились платные занятия по Кудо, но на каких условиях неизвестно. Если в данный момент залу требуется капитальный ремонт, в том числе и системы вентиляции в нем, вопросы аренды стоит отложить до окончания ремонта. Чтобы обвалившийся от протечек потолок ненароком кого-либо не покалечил.
В школе проходило еще одно собрание с визитерами из Министерства образования Саратовской области. На встрече 20 октября начальник отдела контроля качества Елена Нерозя еще раз подтвердила слова председателя комитета по образованию Раисы Косенко о том, что школа внесена в план-график ремонта на 2018 год. И пояснила, по какой причине провести ремонт спортивного зала невозможно: «... если мы не сможем реализовывать учебный предмет физкультура — штраф от 50 000 руб. за реализацию не в полном объеме программы на школу. Для того, чтобы реализовывать ее где-то, это учреждение должно перевести или организовать обучение на базе другого спортзала. Вы знаете эта школа не выплывет. Если все делать в рамках правового поля на базе другого спортзала, школа не выплывет… Сейчас вывести из образовательного процесса спортзал — это не реально. Поэтому с учетом того какой он сейчас, как бы для занятий, он скажем так пригоден, если что-то откроется (после сильного ливня) мы будем уже реагировать. Ваша школа стоит на 2019 год по замене всей кровли». (Стенограмма составлена по аудиозаписи собрания с представителями Минобра Саратовской области от 20.10.2017 г.).
Как видно выше, речи о том, что родители просили провести косметический ремонт не шло, более того, проводить ремонт даже косметический во время учебного процесса запрещено. И опять же, какой смысл проводить ремонт если течет крыша... Получается, со слов представителя областного минобра, спортзал де юре использовать можно, но де факто дети занимаются в актовом зале. И чиновников эта проблема мало интересует. Заявление, что для них главное — это интересы детей, не более чем дежурная фраза из всё тех же европейских методичек для усыпления бдительности родителей. Визитеры из Минобра прибыли с единственной целью — скорректировать мнение родителей о проблемах.
Неумолимые факты говорят об одном — поборы подтвердились, как минимум, тремя эпизодами, а школьные помещения действительно сдавались в аренду. Наверняка такое положение дел не является уникальным, как в Саратовской области, так и по стране в целом. Некогда лучшая в мире образовательная система на глазах уходит в небытие. Содержание образования при отсутствии образа будущего — это очень странная вещь. Всесторонняя коммерциализация образования на западный манер добивает не только содержание образования, но и инфраструктуру.