К чему ведет новый скачок противостояния между Ливаном и Израилем?
Последние 10 дней мы наблюдаем скачок напряженности в арабо-израильском, а точнее, в шиито-израильском противостоянии. Ситуация вокруг танкеров Mercer Street и Asphalt Princesse, в покушениях на которые обвиняется Иран и против которого развернута мощная информационная кампания на Западе, дошла до достаточно высоких пределов.
Так, повсеместно прозвучали заявления о готовности к горячему противостоянию. Но США пока не готовы вести его своими руками — для этого у них есть Израиль (который тоже побаивается). Но и Иран, хоть и попавший в некую западню, не стремится начинать новую войну.
А вот ослабший Ливан и ливанская организация «Хезболла», очень прочно связанная с Ираном, кажется, для этого подходят. Являются ли взаимные обстрелы Ливана и Израиля, начавшиеся 4 августа, смотром сил и могут ли они перерасти в нечто большее?
ИА Красная Весна публикует перевод статьи из Jerusalem Post «Израильская армия больше не сдерживает „Хезболлу“».
Когда «Хезболла» (шиитская ливанская организация, контролирующая часть Ливана) выпустила свой самый большой ракетный залп по Израилю за 15 лет, стало ясно, что граница с Ливаном превратилась в еще один фронт, на котором в любой момент может вспыхнуть конфликт.
Ракетный огонь 6 августа утром удивил тысячи израильских туристов, которые наслаждались летними каникулами, катаясь на каяках по реке Иордан или путешествуя по десяткам троп через холмы Галилеи и Голанские высоты.
Чистое голубое небо было прервано дождем ракет, которые были перехвачены системой противоракетной обороны «Железный купол» прежде, чем они смогли нанести какой-либо вред.
Ракетный огонь произошел всего через несколько дней после того, как неназванные палестинские боевики выпустили три ракеты по городу Кирьят-Шмона, на что израильская армия (ИДФ) ответила тремя мощными артиллерийскими выстрелами. Затем последовали авиаудары по месту запуска и дороге, по которой перемещались боевики шиитской организации.
«Хезболла» смогла засесть и принять более 100 артиллерийских снарядов, выпущенных ИДФ в ответ на ракетный обстрел, что является пятым подобным инцидентом с мая. Но удар по дороге нанес ущерб «Хезболле».
Многие возможности и инфраструктура «Хезболлы» переплетаются с гражданской инфраструктурой Ливана. И хотя Израиль воздерживался от нанесения ударов по ливанской инфраструктуре во время Второй ливанской войны 2006 года, израильские официальные лица неоднократно предупреждали, что гражданская инфраструктура теперь является законной целью для ударов ВВС.
«То, что произошло несколько дней назад, было очень опасным явлением, которого не происходило в течение 15 лет», — сказал генеральный секретарь «Хезболлы» Хасан Насралла в своем выступлении 7 августа вечером, имея в виду израильские авиаудары.
«Было необходимо, чтобы ответ на израильский авиаудар был быстрым, иначе он потерял бы свою ценность», — продолжил он, добавив, что ракетный обстрел «был направлен на укрепление механизма сдерживания».
По словам Насраллы, это означало нацеливание на районы без гражданских лиц, как это делали израильские ВВС. Группа нацелилась на пустые поля, потому что Насралла не хотел обострять ситуацию с Израилем, заявил пресс-секретарь ЦАХАЛа бригадный генерал Ран Кохав после ракетного обстрела.
Кохав добавил, что ракетная атака «показывает сдерживание Хезболлы, поскольку она стреляла по открытым территориям».
Но Насралла видит это не так. «Мы не стремимся к войне, но мы готовы к ней и не боимся ее», — пригрозил он.
Ни Израиль, ни «Хезболла», ни Ливан точно не жаждут войны в ближайшее время. Никто этого не хочет, и никто не может себе этого позволить.
Израиль переживает новую волну коронавируса, а Ливан переживает самый разрушительный экономический и социальный коллапс. И, несмотря на то, что говорит Насралла, «Хезболла» не застрахована от краха.
Армия обороны Израиля долгое время считала, что любая вспышка насилия с шиитской армией приведет к тотальной войне, но в оценке военной разведки, опубликованной в феврале, говорится, что вместо этого они ожидают, что могут быть более ограниченные раунды насилия, как в случае с сектором Газа.
Но эти ограниченные раунды насилия всегда могут привести к тотальной войне в случае гибели мирных жителей или даже солдат.
А за 15 лет, прошедших после Второй ливанской войны, и Израиль, и «Хезболла» значительно увеличили свои возможности, что нанесет неисчислимый ущерб и приведет к значительным жертвам для обеих сторон.
С помощью Ирана группировка восстановила свой арсенал с 2006 года, и, по оценкам, «Хезболла» имеет от 130 000 до 150 000 ракет, многие из которых могут достигать глубины Израиля, включая баллистические ракеты с дальностью действия 700 километров.
Считается, что в следующей войне «Хезболла» будет пытаться выпускать около 1500-3000 ракет в день до последнего дня конфликта. Для сравнения, при последнем крупном столкновении Израиля и ХАМАС в мае, за 11 дней из сектора Газа было выпущено около 4000 ракет.
Но любой короткий конфликт с «Хезболлой» будет гораздо опаснее, чем с группировками в секторе Газа.
И как боевые действия на юге заставляют жителей Тель-Авива и даже Иерусалима прятаться в укрытиях, так же будет происходить и в случае с боевыми действиями с «Хезболлой». Израильтяне по всей стране должны быть к этому готовы.
Потому что «Хезболла» ясно дала понять, что они будут продолжать бросать вызов Израилю, несмотря на реальный риск перерастания в полномасштабную войну.