Реакция общества на инцидент показала: доверие к власти вообще и к силовым структурам в частности уже сейчас крайне низкое и продолжает падать

Стрельба в «Эребуни-плаза» — досадная случайность или бездарная постановка?

Изображение: Сергей Кайсин © ИА Красная Весна
Стрельба
Стрельба

Одним из громких событий января 2020 года в Армении стала стрельба в торговом центре «Эребуни-плаза» в Ереване. Во-первых, потому что Ереван — не приграничная деревушка в Арцахе, а сейчас — не 90-е годы, и инцидент с применением огнестрельного оружия является редким сам по себе. А во-вторых, в происшествии так много странностей, что оно закономерно вызвало целый шквал предположений и интерпретаций.

Сначала восстановим хронологию событий, пользуясь публикациями в прессе и доступными в сети видеозаписями.

Днем 23 января в полицию Еревана поступил вызов. Звонившие сообщили, что в здании бизнес-центра «Эребуни-плаза» произошла стрельба. Вооруженный мужчина, напавший на бизнес-центр, взял заложников.

Как выяснилось позже, преступником оказался Артур Торосян 1987 года рождения. Торосян попытался попасть в расположенный в этом же здании офис экс-президента Армении Роберта Кочаряна.

Однако делал он это весьма странно: вместо того, чтобы просто позвонить по телефону и подняться на лифте — начал кричать, стрелять, угрожая оружием, захватил заложников.

Оружие, которое сначала на видеозаписи многие приняли за автомат, оказалось охотничьей винтовкой «Сайга-12». Как сообщается, оно было заряжено мелкой дробью, то есть убить или даже серьезно ранить человека из него было бы достаточно проблематично.

На место происшествия сразу выехали полицейские во главе с исполняющим обязанности начальника полиции Армении Арманом Саргсяном. Сюда же прибыли министр юстиции Рустам Бадасян и исполняющий обязанности главы СНБ Эдуард Мартиросян, благо — центр Еревана и ехать недалеко.

Люди, за исключением захваченных в заложники, были быстро эвакуированы.

В оцепленный полицией бизнес-центр вошла группа спецназа и лично и. о. начальника полиции Арман Саргсян для переговоров.

На видео видно, как Саргсян общается с террористом. Преступник спокойно говорит с полицейским, складывает оружие, потом оба идут к дивану, на котором продолжают разговор. Тогда-то и звучит впервые имя Торосяна.

«Я обещаю, что мы вдвоем, не будем на тебя надевать наручники, чтобы тебя кто-нибудь заснял. Служба безопасности проводит, на моей машине, вдвоем поедем. Я и ты — вдвоем. Больше никого не будет. Смотри, я доверяю тебе свою жизнь», — уговаривает террориста Саргсян.

На видео попал и момент посадки нападавшего в полицейский автомобиль. На кадрах видно, что мужчина действительно идет без наручников и садится вместе с Саргсяном в его машину.

На этом инцидент закончился. Жертв, к счастью, не было.

Суд Еревана постановил поместить Артура Торосяна под стражу сроком на два месяца. Против него возбуждено уголовное дело по статьям «незаконное ношение оружия», «захват заложников, совершенный в отношении двух или более лиц с применением оружия и насилия, опасного для жизни или здоровья», а также «умышленное уничтожение или повреждение имущества». По этим статьям «стрелку» грозит тюремный срок до десяти лет.

Примечательно, что столь странно и нелогично действовавший преступник, оказавшись в полиции, весьма здраво отказался говорить без адвоката. Позже от адвоката Торосяна — Эдуарда Агаджаняна, стало известно, что обвиняемый не согласен со статьями обвинения. В частности, он считает, что квалификация совершенных им действий по ч. 2 ст. 218 — захват заложников с применением оружия, не соответствует действительности.

По его мнению, в данной ситуации подходит ч. 4 ст. 218 — «лицо, отказавшееся от своих требований и добровольно освободившее заложника, освобождается от уголовной ответственности, если его действия не содержат иного состава преступления», поскольку он добровольно отпустил захваченных им людей и сдал оружие.

В то же время Агаджанян обратил внимание на странности в поведении Торосяна. И предложил провести его подзащитному судебно-медицинскую экспертизу на предмет вменяемости.

Впрочем, странности Торосяна были замечены еще раньше. Как только стало известно имя стрелка, быстро была найдена его страница в Facebook. Страница, которая велась всего несколько месяцев — с июля по сентябрь 2019 года, в целом производит странное впечатление. Она содержит странные сообщения, в основном — в поддержку Кочаряна, но и не только. Например, здесь опубликовано фото обложки книги известного мистика XIX века Елены Блаватской.

Журналисты пообщались с родственниками, соседями и бывшим начальником Торосяна. Выяснилось, что Артур Торосян был человеком спокойным, в целом производил приятное впечатление. Несмотря на два высших образования, последним местом его работы была должность охранника в ЧОП «Беркут», но и с этой работы он некоторое время назад ушел.

И сам инцидент, и личность преступника, и страница Торосяна стали предметом бурного обсуждения в интернете.

Разного рода сторонники действующей власти возликовали, усмотрев связь террориста с Кочаряном. Жена премьер-министра Армении Никола Пашиняна Анна Акопян разместила у себя на странице в Facebook снимок экрана с личной страницы Торосяна с подписью «Да ладно!, кто бы мог подумать)))), клоуны))», имея в виду посты Торосяна в поддержку Роберта Кочаряна.

Очень большой резонанс вызвал тот факт, что преступника задержали крайне мягко и перевозили без наручников. На это обратили внимание как простые пользователи сети, так и журналисты.

Особенно ярким стал контраст с тем, как задерживали различных оппозиционных активистов как до, так и после инцидента в «Эребуни-плаза». Разъяснения полиции, что отсутствие наручников было условием добровольной сдачи ничуть не смягчило критику.

«После недолгих переговоров террорист отдал свой автомат одному из полицейских, в сопровождении всего одного сотрудника полиции без наручников вышел во двор, сел в машину… начальника Полиции Армении и уехал, — пишет журналист Георг Хачатурян. — Что весьма странно, если вспомнить, как арестовывали Нарека Мутафяна, всего лишь задавшего вопрос судье Анне Данибекян. Как Муллу Омара, бен Ладена и Шамиля Басаева вместе взятых», — выразил свое недоумение журналист Георг Хачатурян.

Многие предполагают, что всё происшествие — провокация силовиков.

Публицист Артак Варданян считает, что провокация могла быть просто громким информповодом, призванным отвлечь внимание общества от более насущных проблем:

«Однозначно — бездарная спецпостановка силовиков. Но вот с какой целью: создания ложной инфо-повестки, или прикрытия другой спец. операции в том же здании — не могу сказать определённо».

Обсуждается, что проведена она либо с целью так или иначе опорочить Кочаряна, либо вообще с некими посторонними целями, например, установить в помещениях центра аппаратуру для «прослушки», дать возможность отличиться и. о. начальника полиции (о наличии такой версии сообщает публицист Лана Мшецян в «Голосе Армении») и так далее.

Она винит и «атмосферу ненависти», созданную в обществе с подачи нынешней власти.

«Жить в Ереване стало страшно. Что ни день — ЧП. Вчера — выстрелы по окнам судьи, сегодня — стрельба в бизнес-центре „Эребуни-плаза“, ранее — то ли убийства, то ли самоубийства экс-глав силовых структур. Про бесконечные аресты известных людей из числа „бывших“, уже и не говорим»,— пишет Лана Мшецян и добавляет, что всё происходящее влияет на людей и создавшаяся атмосфера сама по себе могла толкнуть Торосяна на преступление. «А когда атмосфера ненависти зашкаливает, удивляться ежедневным чрезвычайным происшествиям не стоит», — пишет Мшецян.

Ситуация, когда оппозиционеров, действующих в рамках закона, задерживают с применением силы, а настоящие террористы из «Сасна Црер» не только бродят на свободе и создают свою политическую партию, и ведут долгие частные беседы с самим премьер-министром, не может не привести к наращиванию насилия, соглашаются другие журналисты.

«Есть прецедент безнаказанности за вооруженный захват военизированного объекта, убийство и удержание заложников, так почему бы не повторить подобное, если в итоге отделаешься задушевной беседой с и. о. начальника Службы полиции?» — пишет публицист Марина Мкртчян в «Голосе Армении».

«Если террористы, расстрелявшие полицейских, остаются на свободе, им разрешают формировать политическую партию и участвовать в парламентских выборах, то ничему уже не следует удивляться», — излагает сходное мнение журналист Георг Хачатурян.

Многие считают, что, независимо от того, по личной инициативе Торосян пошел на теракт или же ему подсказали, в дальнейшем его вполне могут использовать против Кочаряна и вообще против оппозиции.

«И под это дело начнутся аресты истинных сторонников второго президента. Арест в декабре из-за какого-то бреда владельца 5-го канала Армена Тавадяна — наглядный тому пример», — предсказывает Георг Хачатурян.

«Не удивлюсь, если после задушевной беседы с и. о. начальника Службы полиции Арманом Саркисяном хозяин винчестера тоже „добровольно“ сделал признание в том, что принадлежит к числу сторонников второго президента, — пишет Марина Мкртчян. — Не удивлюсь, если отныне все преступники будут в порядке живой очереди давать признательные показания не по факту нарушений закона, а по части политических симпатий к Кочаряну. Таким нехитрым способом власть пытается внушить „безграмотным погосам“, что все плохое в наши дни исходит от сторонников Кочаряна…»

Трудно сейчас сказать что-то о причинах этого странного преступления, не имея других фактов, кроме публикаций в прессе. Зато можно с уверенностью говорить о другом. Реакция общества на инцидент показала: доверие к власти вообще и к силовым структурам, в частности, уже сейчас крайне низкое и продолжает падать. В этом нет ничего удивительного.

За полтора года все уже как-то привыкли, что органы правопорядка беззастенчиво задействуются для давления на политических оппонентов, что террористы оказываются на свободе, а людей, не нарушавших закон, по сто раз в год вызывают на допросы и приводят в полицию с применением силы.

Такая ситуация не может не привести рано или поздно к общественному взрыву. Тем более что силовикам она тоже надоела.