Что думают в Японии об особой экономической зоне на Курилах?
В преддверии Восточного экономического форума (ВЭФ), который прошел со 2 по 4 сентября, российские власти заговорили об «уникальных и беспрецедентных» предложениях экономического характера, чтобы привлечь японских инвесторов на Курильские острова. В ходе ВЭФ президент РФ Владимир Путин заявил о готовности создать весьма привлекательные условия для иностранных инвесторов. Однако это тот случай, когда инвесторам из Страны восходящего солнца сделали предложение, на которое они не смогут согласиться.
Во второй половине июля Путин заявил, что Москва подготовит «беспрецедентные» предложения по привлечению Японии в совместное экономическое развитие Курильских островов. Премьер-министру РФ Михаилу Мишустину поручили проработать данный вопрос, а в августе стало известно, что российское правительство готовится сделать на Курилах практически «офшор».
Так, полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев заявил, что налогов на Курильских островах почти не останется, а инвесторы, которые планируют заняться коммерческой деятельностью на островах, могут на 10 лет забыть о проверках. Также в правительство РФ поступили предложения о создании на Курильских островах свободной таможенной зоны.
Разговоры о совместной экономической деятельности на Курильских островах идут уже не первый год. В декабре 2016 года Москва и Токио достигли предварительных договоренностей о совместной хозяйственной деятельности на Южных Курилах. Бывший премьер-министр Японии Синдзо Абэ предложил свой план этой деятельности, и российская сторона его учла. Однако данная инициатива успехом не увенчалась. В 2018 году российская сторона отклонила визит японской делегации на Курилы по причине отсутствия реальных предложений по проектам в области ветроэнергетики, тепличных хозяйств, утилизации мусора.
В 2021 году на ВЭФ Путин предложил создать особую экономическую зону на Курильских островах. Это предложение вызвало негативную реакцию со стороны японских властей и рядовых граждан страны. Так, генсек кабинета министров Кацунобу Като выразил сожаление по поводу того, что Россия планирует внедрить систему регионального экономического развития на основе своих законов и постановлений. Като отметил, что ранее страны договорились вести совместную экономическую деятельность на спорных островах, не подрывая правовых позиций обеих сторон, предполагая, что Токио продолжит переговоры с Москвой.
Свою правовую позицию по Курилам в Токио выразили в 2018 году после внесения некоторых поправок в закон «О специальных мерах по содействию решению проблемы северных территорий» от 1982 года. Согласно этим поправкам, совместная хозяйственная деятельность на Курилах будет проводиться на «японских северных территориях». Речь идет об островах Курильской гряды — Шикотан, Хабомаи, Итуруп и Кунашир.
В 2020 году Россия дала понять, что не потерпит нарушения своего суверенитета. В Конституцию внесли поправку о недопустимости отчуждения части территории. Другими словами, Япония может рассчитывать на совместную хозяйственную деятельность на островах южной Курильской гряды только в рамках российского законодательства.
Не только Като, но и рядовые японские читатели портала Yahoo News Japan решили выразить свое неудовольствие по поводу создания особой экономической зоны на Курилах. В Токио считают, что таким образом Москва стремится «установить эффективный контроль» над Курильскими островами. Ведь чем более экономически развитыми станут Курилы, тем меньше возможностей останется у Японии, чтобы разыграть свою экономическую карту.
«Создайте портовый город, чтобы управлять рыбной промышленностью, и сделайте так, чтобы город находился под полной защитой Сил самообороны», — заявил читатель под ником tak, комментируя статью «Россия усиливает эффективный контроль над налоговыми льготами на всех северных территориях», опубликованную Yahoo News Japan.
По мнению tak, совместная экономическая деятельность Японии и России на Курилах должна выглядеть подобным образом. Япония говорит о том, что хочет развивать Курилы в рамках своего законодательства. А что если это законодательство предполагает развертывание японского военного контингента?
Пока одни японские читатели призывают занять более жесткую позицию в отношении России по вопросу о Курильских островах, другие выражают обеспокоенность тем, что российскими предложениями может воспользоваться не Япония, а Китай и Южная Корея, то есть ее прямые конкуренты.
«Если Россия создаст особую экономическую зону, Южная Корея и Китай выйдут на рынок…. Япония должна в данном случае выступить против Южной Кореи и Китая, обвинив их в серьезном нарушении суверенитета Японии. Мы также должны рассмотреть возможность разрыва дипломатических отношений с Южной Кореей», — пишет читатель Ямато Такеру.
В некоторых комментариях читатели призывают Японию не давать денег России и занять выжидательную позицию. Токио призывают подождать, пока в России не начнутся беспорядки или развал государства, на фоне которых вопрос о спорных островах можно будет решить радикальным способом.
«Японии не нужно тратить зря деньги на Россию. Маловероятно, что северные территории удастся вернуть. Их можно будет занять или в случае новой войны или чего-то вроде распада бывшего Советского Союза», — пишет читатель под ником ty1.
Токио настаивает на том, что Россия должна вернуть Японии острова Шикотан, Хабомаи, Итуруп и Кунашир и только после этого можно будет рассмотреть вопрос о подписании мирного договора, который стороны так и не заключили после окончания Второй мировой войны. Однако в рамках Московской декларации 1956 года Япония, в случае подписания мирного договора, может рассчитывать только на возврат двух островов: Хабомаи и Шикотан. Причем одного мирного договора недостаточно. Япония должна доказать, что она достигла нейтрального внеблокового статуса. В этом заключается базовый принцип Московской декларации.
Японские власти не смогут убедить Россию в нейтральном статусе Токио, пока действует Договор о взаимодействии и безопасности между США и Японией, подписанный в 1960 году. Этот договор исключает саму возможность начала переговоров о передаче островов Хабомаи и Шикотан, даже в случае подписания мирного договора с Москвой, поскольку военный контингент США останется на территории Японии.
Япония считает, что острова южной Курильской гряды — Шикотан, Хабомаи, Итуруп и Кунашир, являются ее северной территорией, и развивать эти острова Токио готов только на основе своего законодательства, как собственную территорию, а не территорию другой страны.
Согласие с условиями России и принятие, по заявлению Москвы, «беспрецедентных» инвестиционных предложений означает для Японии признание закрепленного в Уставе ООН российского суверенитета в отношении Курильских островов. Возможно, что для Токио это даже страшнее, чем подписание мирного договора с Москвой.
В этом случае зачем вообще России подписывать мирный договор с Японией, если и так все хорошо: Япония признает спорные острова российскими и инвестирует средства в их развитие — крупная дипломатическая победа одной стороны и поражение другой.
Однако не нужно исключать возможности того, что китайские или южнокорейские инвестиции в развитие экономики Курильских островов заставят Токио занять более мягкую позицию в рамках своих территориальных претензий.