Комиссия по стратегической политике описала ситуацию с ядерным оружием в США как ужасающую

Для чего США возобновили производства плутониевых ядер для атомного оружия?

Изображение: Открытые источники
Боеголовка, боевая часть ракеты SRAM II
Боеголовка, боевая часть ракеты SRAM II

Национальное управление ядерной безопасности (NNSA) министерства энергетики США сообщило об изготовлении первого полностью готового плутониевого ядра для термоядерной боеголовки W87-1, которую разрабатывают для перспективной межконтинентальной баллистической ракеты Sentinel, которые по планам Пентагона должны заменить устаревшие наземные МБР Minuteman III к 2039 году.

Плутониевое ядро (англ. plutonium pit) является критически важным элементом конструкции термоядерных боезарядов. Оно обеспечивает первичный ядерный взрыв, инициирующий реакцию синтеза термоядерного взрыва.

Возобновление производства плутониевых ядер — это долгожданное событие в американской военной ядерной индустрии, поскольку в промышленных количествах они не производились уже давно, примерно с 1989 года. По данным американского журнала National Security Science на декабрь 2014 года Лос-Аламосская Национальная лаборатория произвела всего 29 плутониевых ядер с 1989 по 2013 год. При этом за последние два десятилетия она дважды приостанавливала работу отдела (Los Alamos Natonal Laboratory Plutonium Factory 4), занимавшегося обслуживанием, тестированием и созданием плутониевых компонент, из-за обнаружения значительных проблем с безопасностью.

Это происходило с июля 2004 по май 2005 и с 2013 года по 2016 год. Так, в 2013 году отдел был закрыт из-за проблем с безопасностью и низкой квалификацией персонала (не хватало почти половины положенных по штату инженеров по ядерной безопасности). В ноябре 2018 сменилась компания, которая управляла LANL, но проблемы с безопасностью остались.

Важным обстоятельством, которое в связи с секретностью тематики остается не вполне прозрачным и понятным при открытом обсуждении в СМИ, является тема деградации плутониевых ядер. С одной стороны, известны физические процессы, которые должны приводить к этому явлению, проявляющемуся в ухудшении качеств плутониевого ядра и потенциальном снижении мощности при взрыве.

С другой стороны, достоверно известно, что этот компонент является одним из тех в боеголовках, которые должны регулярно проходить техническое обслуживание и проверки. Но с течением времени, величина которого является секретной информацией, свойства плутониевых ядер могут деградировать настолько, что требуется производство новых ядер, поскольку использование старых не отвечает требованиям надежности и эффективности применения.

В начале XXI века военно-политическое руководство США осознало необходимость дальнейшего поддержания и развития своего ядерного потенциала, и оно начало с оценки состояния своей ядерной отрасли и подготовки программ и планов по ее восстановлению, включая программы по модернизации и развитию ядерного вооружения. Например, была разработана программа переоснащения МБР Minuteman III на новую боеголовку W87-1 вместо старой W78 и использования новой боеголовки в перспективной ракете.

Основные проектные решения по новой боеголовке были приняты в 2010 году. Затем программу приостановили в 2014 году, так как выяснилось, что производственные возможности в технологических цепочках за 15 лет отсутствия массового производства компонентов ядерных вооружений сильно деградировали и необходимо предпринять серьезные усилия для их восстановления.

Так, руководитель плутониевой программы признал, что поскольку после ограниченного производства ядер для последней производимой боеголовки W88 с 2007 по 2012 г. не было заказов на продукцию в течение нескольких лет, то пришлось сокращать персонал и какие-либо комплексные планы по модернизации производства отсутствовали.

Программа производства боеголовки W87-1 была возобновлена в 2019 году, тогда же, когда было принято решение, что просто заменой старой боеголовки на новую в старых ракетах Minuteman III обойтись сложно и требуется производство полностью новых ракет — перспективных МБР LGM-35A Sentinel. Кроме этого, было принято решение, что сначала новые боеголовки пойдут на оснащение новых ракет Sentinel и лишь затем на переоснащение Minuteman III. При этом программа производства боеголовки W87-1 продолжает сталкиваться с рядом существенных проблем. Одним из составляющих этой программы является производство плутониевых ядер.

Несмотря на постоянное превышение бюджетов и сдвигание сроков вправо, NNSA одобрило в январе 2023 года два критических решения, касающихся проекта по производству плутониевых ядер в национальной лаборатории Лос-Аламоса. Речь идет о проекте под названием Los Alamos Plutonium Pit Production Project (LAP4) и его части, известной как 30 Base Equipment Installation. Были одобрены критические решения CD-2 и CD-3, что дало возможность приступить к дальнейшим этапам работы. Подпроект 30 Base Equipment Installation — один из пяти подпроектов, в рамках которого должны быть спроектированы, изготовлены и смонтированы специализированные горячие камеры и другое оборудование, необходимое для выхода на объем производства 30 ядер в год с 2026 года.

В рамках этой же программы по производству плутониевых ядер планируется и воссоздать производственную площадку на территории комплекса «Саванна-Ривер» (англ. Savannah River Site, сокращенно SRS), находящегося в ведении министерства энергетики США, и занимающегося на данный момент в основном хранением и переработкой ядерных материалов. В первоначальном плане предусматривалось, что на этой площадке начнут производиться 50 плутониевых ядер в 2030 году. Но независимое исследование, проведенное в марте 2019 г. Институтом оборонного анализа США, показало, что это вряд ли будет достижимо к 2030 году даже при самых благоприятных обстоятельствах.

Известна оценка ситуации вице-адмиралом ВМС США Джонни Вулфом, являющимся директором программ стратегических систем, которая была приведена в статье Грега Хэдли 9 февраля 2022 года в журнале военно-воздушных сил США (airandspaceforces.com). NNSA поставила цель производить 30 плутониевых ядер в год к 2026 году и 80 к 2030 году. «Я думаю, NNSA с готовностью признает, что они могут не выполнить это требование», — тем не менее сказал Вулф.

«Нам придется провести очень жесткие дискуссии о том, если мы не сможем получить необходимое количество ядер, которые нам нужны для боеголовок в будущем… в какой-то момент нам придется провести жесткую дискуссию о том, как много ядер мы можем использовать повторно? И если мы будем использовать их повторно, что это будет значить для (надежности) изделий?» — добавил он.

Таким образом, Вулф как лицо, хорошо ознакомленное с состоянием дел в этой области, сомневается в реализуемости текущего плана-графика и ставит вопрос о том, можно ли будет в действительности повторно использовать плутониевые ядра из старых, снимаемых с вооружения боеголовок.

Несмотря на ряд существенных проблем с возобновлением массового производства вторичных узлов и деталей конструкции боеголовок, общая оценка ситуации с ними в целом оптимистична — NNSA считает, что они так или иначе смогут с этим справиться и не будут сильно отставать от графика. Главной проблемой с производством новых боеголовок остается производство плутониевых ядер в требуемые сроки.

Как показывает анализ данных NNSA, если не удастся вовремя выйти на запланированные показатели производства на обеих площадках (LANL и SRS), то будет невозможно выдерживать график производства самих боеголовок W87-1. Например, если площадка SRS не сможет производить ядра к 2030 году или в течение нескольких лет после этой даты, то программа W87-1 должна будет опираться исключительно на заряды производства LANL.

Так, один из руководителей NNSA Майкл Томпсон напоминает, что требование о производстве 80 ядер ежегодно к 2030 году было выставлено военными, и поэтому NNSA делает для его удовлетворения «все возможное». Тем не менее Томпсон согласен с утверждениями, что выполнить требование о 2030 годе не получится. «Мы не выбрасываем полотенце на ринг, но при этом мы реалисты», — говорит Томпсон. По его словам, из текущих планов NNSA отметка «2030 год» уже убрана, и теперь стоит задача обеспечить ежегодное производство 80 ядер в год, включая 50 ядер в Саванна-Ривере в начале 30-х годов.

В этом случае программа W87-1 не будет иметь к 2033 году достаточного количества ядер W87-1 для начала серийного производства боеголовок. Если же начать производить их с имеющимся к тому моменту количеством ядер, то к 2038 году как году завершения производства серии боеголовок W87-1 для ракет Sentinel, количество готовых боеголовок будет существенно меньше необходимого для оснащения ракет.

Кроме того, существует обоснованное опасение, что производство в LANL может не выйти на запланированный показатель 30 ядер в год, а сможет поддерживать лишь выпуск 10 или 20 ядер в среднем в год. Тогда завершение перевооружения на новую ракету сдвигается на середину 40-х годов, если не далее, что ставит под вопрос эффективность наземной ядерной компоненты стратегических сил США как фактора сдерживания. Так как к этому моменту старые МБР Minuteman III могут критично устареть физически, несмотря на программы модернизации.

В 2022 году конгресс США сформировал Комиссию по стратегической политике — двухпартийную группу из 12 тщательно отобранных экспертов, которые будут консультировать Конгресс и правительство США о том, что делать с ядерным оружием. В своем заключительном отчете от октября 2023 года эта комиссия описала ситуацию как ужасающую. «А новая глобальная обстановка принципиально отличается от всего, что было в прошлом, даже в самые мрачные дни холодной войны», — заявили они.

В настоящее время остается неясным, насколько успешно проходит подготовка к возобновлению производства в Лос-Аламосской лаборатории. Изготовление первого плутониевого ядра говорит лишь о том, что работа идет. Может быть это всего лишь реализация имеющихся возможностей по производству штучных количеств, как это было прежде.

Индикатором успешности проекта по масштабированию выпуска изделий будет количество ядер, изготовленных к концу 2025 года. Их должно быть произведено не менее 10 штук, чтобы можно было говорить, что проект не пробуксовывает на месте и не слишком отстает от графика, так как целью является выпуск 30 ядер уже в 2026 году.

В целом можно констатировать и то, что в 2030-е годы ядерный потенциал США будет сокращаться по причине отставания производственных возможностей от количественных и качественных требований к перевооружению, несмотря на активизацию правительственных программ в этом направлении. Вероятно, это обстоятельство имеет существенную значимость как фактор, влияющий на решения сторонников глобальной войны среди американской элиты.

В том смысле, что, если они стремятся ее непременно развязать, то тогда им оптимальнее сделать это не позднее начала 2030-х годов, так как потом начнется заметное проседание ядерной мощи США. Которое по факту уже началось, но идет пока относительно медленными темпами.