Для правящего «Священного союза» священным оказалась информация о зарплате депутатов парламента

Оппозиция ДР Конго начала «разминку» перед президентскими выборами

Уильям Хогарт. Выборы в парламент. Агитация. 1753-1754
Уильям Хогарт. Выборы в парламент. Агитация. 1753-1754

Несколько дней назад все внимание общественности Демократической Республики Конго сосредоточилось на депутатах Национальной ассамблеи. Причиной этого стало заявление одной из оппозиционных партий, что парламентарии получают баснословные гонорары. Такое заявление спровоцировало бурю негодования среди оппозиции и понятно почему. ДР Конго — богатая природными ресурсами страна, входящая в число самых бедных государств на планете.

30 августа глава партии «Приверженность гражданству и развитию» (ECIDE) Мартин Фаюлу, занявший второе место на президентских выборах 2018 года, заявил, что «был глубоко возмущен, узнав, что доход национальных депутатов вырос с января 2022 года до $21 000 в месяц, это является грубым нарушением закона о бюджете».

Фаюлу подчеркнул, что конголезским парламентариям «платят больше, чем в богатых странах, таких как Франция и США», после чего потребовал распустить Национальную ассамблею.

«Эти астрономические зарплаты депутатов возмутительны по сравнению с тем, что зарабатывают врачи, профессора университетов или государственные служащие», — сказал Тресор Кибангула из Исследовательского института управления «Ebuteli» при Нью-Йоркском университете.

Глава ECIDE заявил, что не понимает, почему в такой стране, как ДР Конго, «в которой 70% населения живет менее чем на два доллара в день, депутату платят в 15 раз больше, чем профессору университета, в 30 раз больше, чем врачу и в 200 раз больше, чем государственному судебному приставу».

Изображение: © ИА Красная Весна
Демократическая Республика Конго
Демократическая Республика Конго

После этого пресс-релиза конголезские депутаты стали делать противоречащие друг другу заявления о размере своей заработной платы. Цифры варьировались от $4 тыс. до $16 тыс. Одни парламентарии решили поддержать Фаюлу, другие обвинили его в «популизме».

Стоит отметить, что базовая зарплата депутатов до сих пор не известна общественности, поскольку существуют многочисленные скрытые механизмы всевозможных надбавок, как в денежном выражении, так и в виде услуг.

Позицию Фаюлу поддержал депутат Национальной ассамблеи и президент политической партии «Энвол» Делли Сессанга. По его словам, зарплата народного депутата может достигать $21 тыс. за счет скрытых механизмов надбавок.

«Правда заключается в том, что депутат получает по условиям вознаграждения $8 000. Но у вас еще есть надбавки к зарплате в виде поддержки, бонусов, которые в сумме могут дать $21 000», — заявил Сессанга.

Сессанга добавил, что прошло четыре года с тех пор, как он просил уменьшить зарплату депутатов. В тот момент зарплата депутатов составляла $13 000, что ниже уровня, заявленного сегодня.

«Я просил уменьшить зарплаты до $4 000. На меня обрушились с руганью и назвали популистом», — заявил Сессанга.

Фаюлу не просто озвучил «астрономическую» цифру, он также заявил, что готов представить все необходимые доказательства и дать детальную информацию. В частности, он утверждает, что до 2022 года конголезский парламентарий зарабатывал $13 564,8, включая различные премии. Но с января 2022 года, в связи с увеличением доходов, страховые взносы выросли более чем на $1 613,8, а депутаты также получили возможность повысить свою зарплату за счет так называемых парламентских резервов. По словам Фаюлу, каждый депутат Национальной ассамблеи получает из парламентских резервов более $5 214,5.

Помимо прочего, конголезские парламентарии имеют право на получение $3 тыс. дважды в год, добавил лидер ECIDE. Однако ряд депутатов поторопились опровергнуть эту информацию.

При этом расчеты Фаюлу не учитывают многие «невидимые» бонусы, которые депутаты из правящего лагеря получают вне обычной схемы оплаты труда. Например, депутаты могут рассчитывать на медицинскую страховку, дипломатические паспорта и и дорогие автомобили.

Так, в 2021 году президент ДР Конго Феликс Чисекеди взял и подарил членам Национальной ассамблеи 500 внедорожников. Тогда вокруг «подарка» поднялось много шума, акцию назвали «коррупцией средь бела дня». Тогда же в интернете появилась аудиозапись речи спикера парламента Кристофа Мбозо, который заявил о том, что президент подарил депутатам внедорожники якобы за то, что большинство нижней палаты парламента забыло про свою лояльность экс-президенту Жозефу Кабиле и присоединилось к коалиции Чисекеди.

Конечно, власти опровергли эту информацию, заявив, что внедорожники купили не на бюджетные средства, а благодаря частному спонсору. Машины взяли в кредит, который депутаты будут выплачивать из собственной зарплаты.

«Покупка 500 джипов — это коррупция средь бела дня… Нас просто тошнило, мы это осудили. Но время эмоций прошло. Теперь пора действовать. Обращаться в суд», — заявил президент Наблюдательного совета государственных расходов (ODEP) Флоримон Мутеба.

Мутеба призвал установить, поступили ли деньги на покупку автомобилей из бюджета на 2021 год, в котором не было предусмотрено таких расходов, или же они поступили с личного счета президента.

Как бы там ни было, Чисекеди все-таки заполучил поддержку со стороны парламентского большинства для продвижения своих реформ, в частности реформы независимой национальной избирательной комиссии и закона о выборах.

Интересное совпадение, в июне 2021 года Национальная ассамблея поддерживает законопроект о реформировании Независимой национальной избирательной комиссии (CENI), а чуть позднее, примерно через десять дней после поддержки законопроекта, 500 депутатов нижней палаты конголезского парламента получают 500 внедорожников. Представители оппозиции заявили, что реформа CENI позволит правящему лагерю усилить свой контроль над избирательной комиссией.

С другой стороны, Фаюлу заявил, что в январе 2022 года зарплата парламентариев увеличилась до $21 000, а в мае того же года Национальная ассамблея поддержала законопроект о внесении поправок в закон о выборах. Голосование прошло при отсутствии представителей оппозиции, некоторые из которых демонстративно покинули заседание нижней палаты парламента. Критики Чисекеди заявили, что правящий лагерь сделал все, чтобы не позволить сделать выборы более прозрачными.

Похоже, так устроен конголезский парламент. Принятие ключевых законопроектов в ДР Конго происходит на фоне информации о том или ином вознаграждении. И размер вознаграждения парламентариев имеет тенденцию к росту.

Не менее интересна реакция Национальной ассамблеи, последовавшая после заявления Фаюлу. Спикер парламента Кристоф Мбозо заявил, что данные о заработной плате народных избранников «священны» и не могут быть раскрыты по «этическим» соображениям. Слова о том, что информация о зарплате парламентариев «священна», звучат забавно, если вспомнить, что возглавляемая Чисекеди правящая коалиция называется «Священный союз». Помимо прочего, некоторым депутатам пригрозили санкциями за поддержку заявления Фаюлу.

«В отношении народных депутатов, которые делают вид, что поддерживают клеветнические заявления о зарплате депутатов в $21 тыс., не имея доказательств этого, будут применены санкции», — заявил Мбозо.

Если бы депутатам нечего было скрывать, они просто предоставили бы доказательства того, что заявление Фаюлу и слова поддержавших его парламентариев, не соответствуют действительности. Было бы достаточно уличить депутатов во лжи, а не грозить санкциями, что лишь усиливает подозрения.

На самом деле заявление о коррумпированности Национальной ассамблеи примечательно тем, что кто-то озвучил вслух то, о чём все и так догадываются. Например, по данным опроса, проведенного Исследовательской группой Конго (GEC) Нью-Йоркского университета и организацией Berci, только 9% опрошенных конголезцев говорят, что они полностью удовлетворены действиями Мбозо. При этом, по мнению респондентов, конголезская национальная полиция занимает первое место среди высококоррумпированных учреждений, за ней следуют суды (45,7%) и парламент (45,6%).

Изображение: (cc) launedekeg.wordpress.com
Выборы
Выборы

Конечно, заявления конголезской оппозиции о коррумпированности парламента не существуют сами по себе — они направлены против Чисекеди и являются частью предвыборной кампании президентских выборов 2023 года. Давление на «Священный союз» со стороны оппозиции продолжит нарастать по мере приближения даты выборов, особенно учитывая возможность переноса сроков голосования.

Оппозиция уверена, что Чисекеди может попытаться перенести выборы, например, заявив, что проблемы с безопасностью на востоке не позволяют своевременно организовать выборы в провинциях Итури, Северное и Южное Киву. Любые намеки на то, что Киншаса может перенести выборы, приведут к обострению противостояния между оппозицией и правящей группой.

Во второй половине июля 2022 года экс-президент ДР Конго и глава оппозиционной платформы Общий фронт Конго Жозеф Кабила заявил, что любая отсрочка выборов станет поводом для объявления войны администрации Чисекеди.

Политик знает, о чем говорит. Будучи президентом, Кабила сделал все возможное, чтобы сорвать запланированные на 2016 год президентские выборы, которые в итоге состоялись только в 2018 году. Таким образом, можно с полной уверенностью сказать, что главные политические схватки еще впереди.