К статье С. Е. Кургиняна «Купол» в № № 289–290
В этой статье Сергей Ервандович говорит о том, что «выморочной системе начинает мешать общество, от которого ей хотелось бы освободиться». И в данном сочинении я хотел бы поделиться своими наблюдениями о состоянии этого самого общества, которые сделал в процессе сбора подписей под Обращением к президенту против пенсионной реформы.

Создание информационного снаряда

В этой статье Сергей Ервандович говорит о том, что «выморочной системе начинает мешать общество, от которого ей хотелось бы освободиться». И в данном сочинении я хотел бы поделиться своими наблюдениями о состоянии этого самого общества, которые сделал в процессе сбора подписей под Обращением к президенту против пенсионной реформы.

Текущий сбор подписей это, на мой взгляд, самый массовый «выход в народ», который произошел в ростовской ячейке «Сути времени» с момента кампании по сбору гуманитарной помощи Донбассу в 2014–2015 году. За прошедшие несколько недель на улицах города удалось пообщаться с сотнями его жителей и гостей города. При этом имевшиеся стереотипы оказались уничтожены полностью. Самыми активными гражданами оказались молодые девушки и кавказцы. А самыми пассивными, как ни странно, люди предпенсионного возраста и мужчины средних лет. Практически полностью игнорируют сбор подписей или выступают за реформу уже состоявшиеся пенсионеры.

За прошедшее время мы опробовали самые разные места для сбора подписей. Среди них прогулочные улицы, парки, митинги, рынки, футбольные матчи, концерты и крупные остановочные комплексы. И, соответственно, имели возможность контакта с разнообразными слоями населения.

Как я уже сказал выше, охотнее всего проявляют свою гражданскую позицию девушки в возрасте от 18 до 30 лет, они и сами останавливаются, когда видят плакат о сборе подписей, и лучше реагируют на призывы подписать Обращение. Некоторые из них соглашаются взять подписной лист для сбора подписей среди своих знакомых, родственников и коллег. При этом часто они не просто подписывают Обращение, но и задают вопросы о самом законопроекте, нашем движении и перспективах протеста. При этом если молодая девушка идет с парнем, то крайне часто она подписывает, а он отказывается по разным надуманным поводам, и это, на мой взгляд, очень характерная черта современного общества.

Вторая из самых «живых» категорий граждан — это кавказцы, которые в Ростове представлены в основном выходцами из Дагестана и Чечни. Если я вижу в потоке группу кавказцев, то целенаправленно иду к ним, т. к. опыт показывает, что в 90 % случаев они все подпишут Обращение и поблагодарят за нашу активную позицию.

Также к активным гражданам я бы отнес сотрудников Пенсионного фонда России (ПФР), так как практически все они настроены против реформы, а одна из бывших сотрудниц данного учреждения даже добровольно присоединилась к сбору подписей под нашим Обращением.

Самой апатичной и «нивочтоневерящей» категорией граждан, по моему опыту, оказались продавцы на вещевом рынке. При этом многие из них на словах выражали свою поддержку нашему начинанию, но подписывать Обращение отказывались.

Равнодушные люди на улицах в целом делятся на три категории. Первая это те, кто в упор тебя не замечают и проходят мимо. Вторая — это те, кто на призыв подписаться отвечает, что это не поможет и тоже не снижает скорости. И третья — это люди, которые отвечают, что они пенсионеры и им уже наплевать на все пенсионные реформы. Никакие призывы подумать о своих детях и внуках на них не действуют, т. к. дальше собственного носа их сознание, видимо, не распространяется.

Из активных противников нашего сбора подписей можно выделить старушек, которые пали жертвой пропаганды по центральным каналам. Часто они достаточно активны и кричат на всю улицу разные услышанные по ТВ штампы, мешая сбору подписей. За прошедшие 3 недели в нашей ячейке произошел только один случай, когда противник нашего Обращения напал на сборщика и вырвал у него с планшета часть заполненных бланков. Но, получив отпор от стоявших рядом граждан, он с позором ретировался.

Первый опыт столкновения с полицией у меня произошел, когда собирали подписи в потоке людей с футбольного матча «Ростов — Рубин». Полицейские требовали от нас уйти и не мешать проходу людей, не создавать вокруг себя толпу. При этом никаких законных оснований они предъявить нам не смогли. Но в процессе диалога выяснилось, что они тоже против пенсионной реформы, и в результате они, выразив большой скептицизм по поводу нашей инициативы, просто ретировались.

В целом хотелось бы отметить, что большинство граждан, которые подписывают Обращение, очень благодарны за наш труд. И когда начинаешь с ними общаться, то видно, что надежда на возможность гражданского протеста в их сердцах еще не умерла.

Если говорить о состоянии активистов СВ, то я вижу и сам чувствую, что каждый заряжается энергией от людей, которые нас поддерживают. Скажу о себе: когда я иду собирать подписи уставший после работы, то после его завершения меня переполняют эмоции, и я нахожусь в состоянии крайнего возбуждения и драйва. Это очень мощное чувство, которое очень важно транслировать своим товарищам для включения их в работу.

А если говорить о самом сборе подписей, то лично я воспринимаю его как создание информационного снаряда, которым Сергей Ервандович сможет оперировать в информационном пространстве для борьбы с нашими политическими врагами. А раз это так, то я считаю своим долгом сделать этот снаряд как можно более увесистым.