Если Россия хочет продолжить жить, то она не может проиграть Арктику

Битва за Арктику. США открыли новый фронт против России

Уильям Брэдфорд. Захватчики Арктики
Уильям Брэдфорд. Захватчики Арктики

В последние годы НАТО взяло явный курс на увеличение своего военного присутствия в Арктике. И хотелось бы понять, а с чем связана такая высокая военная активность блока в регионе, который ранее был зоной только политических баталий и территориальных споров.

В конце октября — начале ноября 2018 года в Норвегии, с задействованием территорий Швеции, Финляндии и Исландии, прошли одни из крупнейших со времен окончания холодной войны учений НАТО Trident Juncture — 2018. В маневрах было задействовано до 50 тыс. человек, 10 тыс. единиц боевой техники, 150 самолетов и вертолетов, 65 кораблей и судов обеспечения.

Среди «приглашенных на мероприятие гостей» особое внимание на себя обратил своей статью и свитой гость из Америки, атомный авианосец ВМС США «Гарри Трумэн». Впервые с 1991 года авианосец НАТО пересек полярный круг и вошел в Арктику.

Известно, что авианосец по морю один не ходит, «Гарри Трумэн» прибыл в Арктику как главная, но не единственная составляющая авианосной ударной группы (АУГ), которая собственно состоит из самого авианосца, нескольких кораблей охранения (ракетных крейсеров, эсминцев, подводных лодок), судов обеспечения и авиационного крыла, которое может в своем составе насчитывать до 90 самолетов и вертолетов.

Сценарий учений Trident Juncture — 2018 отрабатывал отражение союзниками по НАТО в Арктике внешней агрессии в рамках статьи 5 устава о коллективной обороне альянса, которая гласит, что нападение на одну из стран НАТО считается нападением на все страны блока.

Очень интересно, какая страна рассматривалась на этих учениях агрессором? Вопрос, конечно, риторический. Из пяти собственно арктических стран — Норвегии, США, Канады, Дании и России — все, кроме России, являются членами НАТО.

Далее последует еще одно событие, которое тоже случится впервые со времен окончания холодной войны, когда в мае 2020 года, впервые с 80-х годов прошлого века, надводные корабли НАТО появятся в Баренцевом море для проведения учений.

А в марте 2022 года в рамках учений «Холодный ответ» за полярный круг заглянет еще один авианосец НАТО. На это раз им будет корабль Королевских ВМС Великобритании «Принц Уэльский».

Изображение: Finnish Defence Forces / Ville Multanen
Учения НАТО Trident Juncture•— 2018
Учения НАТО Trident Juncture — 2018

Началась современная «битва за Арктику» на десять лет раньше — еще в 2008 году Геологическая служба США опубликовала свой доклад под названием «Оценка ресурсов Арктики: оценка неразведанных запасов нефти и газа к северу от полярного круга».

По данным американских геологов, на шельфе Арктики может находиться почти четверть (22%) мировых запасов нефти и газа, причем из прогноза Геологической службы США исключены возможные нефтегазовые месторождения, залегающие на глубине свыше 3 км.

Арктика по количеству нефти и газа может стать Ближним Востоком XXI века, настолько она ими богата. И Арктика богата не только нефтегазовыми ресурсами. Здесь сосредоточено до трети запасов пресной воды планеты. Есть здесь и запасы редкоземельных металлов, других минеральных ресурсов. А таяние арктических льдов вскоре сделает доступными для освоения огромные богатства Арктики.

На следующий год после доклада Геологической службы, в январе 2009 года президент США Джордж Буш — младший подписал директиву № 66 «Об Арктической политике США», в которой была сформулирована новая стратегия США в Арктике.

Во времена холодной войны во главу угла ставилось военно-стратегическое противоборство с СССР — кратчайший путь американских ракет и стратегических бомбардировщиков для нанесения ударов по территории Советского Союза проходил через Северный полюс, а под толщей льда Северного Ледовитого океана было удобно прятаться американским подводным лодкам.

Теперь США в качестве своей стратегической цели в Арктике заявляют о претензии на доминирование в регионе с целью военного обеспечения экономической деятельности и контроля за морскими путями.

Это все требует гораздо больших сил, средств и инфраструктуры, их обеспечивающей, чем сил для нанесения ракетного удара и предупреждения о ракетном нападении. Флот контроля за морскими путями и военного обеспечения экономической деятельности гораздо больше, чем флот нанесения ракетного удара.

По сути, в данной директиве США объявили территории за полярным кругом зоной своих стратегических интересов и заявили о своей готовности действовать в Арктике в одностороннем порядке с опорой на военную силу за пределом каких-либо юридических ограничений.

В настоящее время правовой статус арктических территорий на международном уровне не определен, что позволяет рассчитывать на решение спорных вопросов с позиции силы.

Для примера: четыре арктических державы — Россия, Норвегия, Дания и Канада — присоединились к Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года и распространили ее действие на свои арктические территории, а США данную конвенцию даже не подписали.

И поэтому США в своей политике в Арктике заинтересованы в наибольшей свободе экономической деятельности и свободы мореплавания. Высшим национальным приоритетом США в Арктической доктрине от 2009 года названа свобода трансарктических перелетов и свобода мореплавания применительно ко всей Арктике, включая Северный морской путь, который проходит вдоль территории России.

И то, что мы сейчас наблюдаем в плане постоянного наращивания военной активности НАТО в регионе, есть результат последовательной реализации стратегии США в Арктике, сформулированной в 2009 году.

Далее эта стратегия будет уточняться в 2013 году администрацией Обамы и совсем недавно, в 2022-м, администрацией Байдена. Во исполнение данной стратегии ВМС США будут принимать так называемые дорожные карты по увеличению количества военно-морских операций в Арктике. Будут приняты «Дорожная карта 2009 — 2014» и «Дорожная карта 2014 — 2030». Но суть в том, что НАТО последовательно, год за годом будет увеличивать свое военное присутствие в Арктике.

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Противостояние в Арктике
Противостояние в Арктике

Дело в том, что Россия по-прежнему остается арктической державой номер один. И в случае продолжения таяния арктических льдов и повышения доступности разработок месторождений на арктическом шельфе Россия, имея в Арктике города, порты, ледокольный флот, который по количеству и мощности превосходит все ледоколы в мире, суверенитет над Северным морским путем (СМП) в мирном и добрососедском освоении Арктике имеет неоспоримые преимущества.

Те же США, Канада и Дания (Гренландия) имеют слабо развитую арктическую инфраструктуру для освоения богатств Арктики, это потребует от них огромных вложений и времени. А вот стратегия сдерживания России с использованием военной силы с целью не дать освоить нашей стране арктические богатства вполне может быть реализована. Здесь совокупный флот НАТО имеет большое преимущество по количеству и мощи кораблей над российским флотом.

За оформлением стратегических документов вскоре последовали практические действия как военного, так и инфраструктурного характера.

В 2018 году США объявили о воссоздании Второго оперативного флота США, в зону ответственности которого в годы холодной войны входила Северная Атлантика, а основной задачей являлось сдерживание Северного флота СССР.

Второй флот США во время холодной войны был самым крупным флотом ВМС США. К слову, атомный авианосец «Гари Трумэн», который в 2018 году посетил с визитом Арктику, теперь входит как раз в состав недавно воссозданного Второго флота США.

В 2019 году в США было начато строительство ледоколов по программе Polar Security Cutter. Первый из трех ледоколов должен быть спущен на воду в 2024 году, а два других — в 2027-м. Без ледоколов слова о каком-либо доминировании в Арктике так и останутся словами. Это в США хорошо понимают.

В 2020 году было создано два органа управления НАТО: Объединенное командование тыла Объединенными вооруженными силами (ОВС) НАТО в Ульме (Германия) и Объединенное командование ОВС НАТО «Атлантика» в Норфолке (США). Собственно, в Норфолке, на главной морской базе США в Атлантическом океане и базируется Второй флот, главной зоной действия для которого в самом ближайшем будущем и станет Арктика.

Что касается командования ОВС НАТО «Атлантика», то, как в случае со Вторым флотом США, здесь имеет место не создание заново, а воссоздание ранее действующего военно-морского командования, в зоне ответственности которого находилась Северная Атлантика и Северный Ледовитый океан. Это ранее существующее командование в годы холодной войны в случае возникновения конфликта с СССР отвечало за переброску личного состава, вооружения и техники из США в Европу.

На 2021 год в арктическом регионе у НАТО было 19 баз — восемь американских, пять норвежских, пять датских и одна исландская. В 2021 году США подписали с Норвегией соглашение о создании еще пяти новых военных баз. Трех воздушных в Ригге, Соле и Эвенесе и двух морских в Рамсунде и Тромсё.

Надо отметить, что Норвегия, обладающая наиболее развитой арктической инфраструктурой среди всех стран НАТО, становится форпостом наращивания военного присутствия блока в Арктике, и, как можно заметить, приняла она на себя эту роль с видимым удовольствием.

В этом же 2021 году Инженерной службе армии США будет одобрен бюджет в $1 млрд на реконструкцию порта в Номе (Аляска), который станет способен принимать и обслуживать глубоководные арктические суда. Это уже развитие инфраструктуры на Тихом океане, на другом арктическом фланге.

В 2022 году Финляндия и Швеция подали заявку на вступление в НАТО, и если эти страны вступят в НАТО, в чем существует мало сомнений, то к 19 существующим военным базам в арктическим регионе НАТО получит еще девять.

НАТО начало битву за Арктику со всей обстоятельностью и серьезностью. Разработана, как и положено, стратегия, под реализацию которой проведены организационные мероприятия по созданию силовой компоненты, органов управления и обеспечения, начаты работы по созданию дополнительной военной инфраструктуры, баз и аэродромов.

Наполнить всё это людьми, вооружением, кораблями, самолетами — не сказать, что простая задача, но она, конечно же, будет НАТО решена. Если понадобится, то Второй флот ВМС США вновь, как и в годы холодной войны, станет самым крупным флотом американских ВМС.

В чем не надо сомневаться, так в том, что масштабные учения НАТО в Арктике продолжатся и будут проходить с еще большим привлечением личного состава и техники, и в Арктику зайдет еще не один авианосец НАТО, а их только в составе Второго флота ВМС США в 2018 году числилось четыре.

У НАТО пока нет такого опыта действия в суровых условиях Арктики, как у России, и сейчас они изучают возможности своей техники в этой климатической зоне, отрабатывают действия в условиях сурового арктического климата, прежде всего своих кораблей и самолетов. Но опыт будет получен, осмыслен, а выводы сделаны, что надо — построено, а что надо — изменено или создано заново, и в этом тоже ни у кого не должно быть никаких сомнений.

Россия выстрадала свой Север. Она его осваивала несколько веков и делала это героически. Она героически осваивала Арктику в конце XIX и начале XX века. В советское время. Обживала ее, строила за Полярным кругом города и заводы, некоторые прямо с нуля, как Норильск и Апатиты.

Если Россия хочет продолжить жить, то она не может проиграть битву за Арктику. Точно так же, как не может проиграть идущую сейчас специальную военную операцию на Украине. А значит, и арктический вызов, который уже на самом деле брошен нам в полный рост, потребует своего цельного и всестороннего ответа на всех уровнях. Включая, конечно, и военный.