Молдавия быстро сменила нейтралитет на антироссийскую политику. Что дальше?
21 февраля 2022 года произошел исторический перелом событий в Донбассе — президент России Владимир Путин подписал указ о признании независимости Донецкой и Луганской народных республик.
Президент Молдавии Майя Санду осудила признание Россией ДНР и ЛНР, заявив, что это нарушает международное право. Эту позицию продублировали в МИД республики и правые политики. Такая реакция властей Молдавии была ожидаемой, потому что у нее самой есть нерешенный территориальный вопрос — Приднестровье. Ранее Молдавия не признала Косово, Абхазию, Южную Осетию. Молдавия не признает и воссоединение Крыма с Россией.
24 февраля президент России сообщил о проведении специальной военной операции на Украине по денацификации и демилитаризации. На это Санду публично заявила, что Молдавия будет соблюдать свой нейтральный статус и не поддержит никакие санкции против России. Также Санду заявила, что республика не будет вмешиваться в проведение военной спецоперации на Украине.
Однако официальные декларации власти Молдавии о соблюдении нейтралитета — это одно, а фактические действия — это совсем другое. На спецоперацию на Украине официальный Кишинёв отреагировал совсем не нейтрально, он на всех уровнях в резкой форме высказал свое неприятие спецоперации по демилитаризации и денацификации Украины и осудил Россию за ее проведение, обвинив ее в нарушении суверенитета Украины.
В связи с этими событиями на Украине правительство Молдавии объявило 60-дневный режим чрезвычайного положения, который позволяет, в том числе, координировать работу СМИ, контролировать подачу информации населению, а также позволяет проводить борьбу с фейковыми новостями. Кроме этого в стране введен запрет на уличные акции и создание военизированных организаций.
Далее комиссия по чрезвычайным ситуациям приняла решение ограничить судебную деятельность в республике — приостановлено рассмотрение гражданских и уголовных дел, с некоторыми исключениями.
Молдавская власть, прикрываясь режимом ЧП, опираясь на положение о борьбе с фейками, начала ограничивать работу русскоязычных молдавских и российских СМИ. А поставщиков медиауслуг вынудила приостановить трансляцию и ретрансляцию всех программ, изначально произведенных в странах, не ратифицировавших Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении, исключение — контент произведенный в ЕС, США и Канаде. По всей видимости, этот шаг сделан для дальнейшего полного запрета трансляции российских СМИ.
На этом молдавские власти не остановились. 26 февраля Служба информации и безопасности (СИБ) (спецслужба Молдавии) приказом № 13 заблокировала сайты русскоязычных информационных агентств Sputnik.md и Gagauznews.md как «подстрекающих к ненависти» в условиях ЧП.
2 марта Совет по телевидению и радио Молдавии принял решение оштрафовать телевизионные каналы, которые ретранслируют российские телепрограммы — «Первый в Молдавии», «НТВ Молдавия» и «RTR Молдавия». Одна из претензий к телеканалам — неверная интерпретация событий на Украине.
Но самое главное — начали давить на сотрудников русскоязычных СМИ, запугивать их, терроризировать, мешать выполнению работы. Журналистам запретили делать политические программы. Поступают угрозы, что в интернет будут «слиты» личные данные журналистов и их семей, адреса и телефоны.
Однако провластные, правые СМИ освещают события в соседней стране только в антироссийском ракурсе, распространяя западную пропаганду. Эти СМИ, как правило, финансируемые из западных фондов, регулярно выпускают материалы с сильной эмоциональной окраской, которые направлены на формирование резкого негативного отношения к России и в частности к ее спецоперации на Украине. Эти СМИ не стесняются транслировать откровенные фейки по поводу действий российских военных во время спецоперации.
Крайнюю антироссийскую позицию транслируют не только подконтрольные власти СМИ, но и правые проевропейские, прорумынские политики Молдавии. Они регулярно призывают правительство и президента к радикальному решению вопроса с оппозицией, в частности с социалистами и коммунистами. Они требуют ликвидировать партии, арестовать лидеров, ликвидировать весь сегмент русскоязычных и пророссийских СМИ в республике. В республике прокатилась волна осквернений памятников, посвященных воинам Великой Отечественной войны, постаменты раскрашивают в желто-синие цвета украинского флага.
Вместе с этим Санду подала заявку о вступлении в ЕС и заговорила о выходе из СНГ. Конечно, справедливо будет сказать, что это больше популистский ход, чтобы поддержать ей свой рейтинг иллюзией движения в ЕС, но тем не менее, это находится в рамках антироссийского поведения Молдавии. Здесь вопрос не в движении в ЕС, а в целенаправленной работе на полный разрыв с восточными партнерами. Тем более, что этот разрыв нанесет огромный удар по экономике республики.
Отдельно нужно сказать об энергетике. Санду пытается разорвать все энергетические связи с Россией, Молдавия в тестовом режиме уже вышла из общей электроэнергетической системы, которая связана с Россией и другими странами бывшего СССР. Дальше Молдавия планирует подключаться к европейской электросети ENTSO-E. Экономически переход в систему ENTSO-E Молдавии не выгоден, цена на электричество для населения значительно увеличится, а значит это политический вопрос — разрыв связи с Россией.
Что касается газового вопроса, то Молдавия уже начала переговоры с Азербайджаном на поставку газа. Конечно, этот процесс длительный, но выполнимый. Особенно, если этим проектом заинтересуется Турция, которая давно заинтересовалась Молдавией.
Даже в экономическом секторе Молдавии видна организованная антироссийская направленность в работе — многие коммерческие банки отказались принимать для обмена российские рубли, несмотря на то, что экспорт молдавской продукции в Россию занимает значительную долю от всего экспорта республики. Пусть даже из-за событий на Украине он временно приостановлен из-за логистических трудностей.
В гуманитарной и культурной сферах Молдавии также проводится антироссийская русофобская политика. Проевропейская власть откровенно ущемляет права русскоязычного населения, занимается дерусификацией страны, выдавливает русский язык из всех сфер молдавского государства. Одним из первых действий Санду после победы на президентских выборах стала отмена закона о статусе русского языка.
А вишенкой на политическом торте под названием «молдавский нейтралитет» занимают взаимоотношения Молдавии с НАТО и военное сотрудничество со членами североатлантического альянса. В молдавских силовых структурах, в том числе и в армии, работают американские и европейские инструктора и советники, которые поэтапно переводят вооруженные силы Молдавии на стандарты НАТО. Молдавия ежегодно участвует в военных учениях с США и Румынией, а также в международных миротворческих операциях, где молдавские военнослужащие учатся взаимодействовать с вооруженными силами стран членов НАТО. К тому же США начали поставку оружия и техники для перевооружения молдавской армии. Кроме того, между Молдавией и Румынией подписано соглашение о военном сотрудничестве и совместной обороне.
Из всего вышесказанного становится ясно, что официально проевропейская молдавская власть заявляет о нейтралитете, но на деле государственная внешняя и внутренняя политика становится все более антироссийской. Санду и ее команда последовательно продвигает в Молдавии антироссийскую повестку, обостряет отношения с Приднестровьем, зачищает медиапространство от русскоязычных СМИ. Эти действия показывают, что Молдавия присоединилась к организуемой Западом гибридной войне против России.
Нет никакой гарантии, что после полной зачистки информационного поля Молдавии от русскоязычных медиаресурсов под «благовидным» предлогом спецоперации на Украине, молдавские власти не займутся политическим террором, разгоном оппозиции, которая выступает за дружбу и сотрудничество с Россией.
Президент Молдавии — сторонница интеграции Молдавии в состав Румынии и ликвидации Молдавии как независимого государства. После президентских и парламентских выборов Санду удалось поставить под контроль все политические институты и силовые структуры республики. Такой полноты власти в Молдавии еще ни у кого не было. В связи с тем, что Россия начала спецоперацию по демилитаризации и денацификации Украины, Санду, видимо, очень боится прихода к власти подлинно промолдавской и прорусской оппозиции, поэтому торопится избавиться от оппонентов.
Рискнет ли НАТО ввести свои войска в Молдавию через территорию Румынии? Вопрос этот остается открытым. В любом случае как НАТО, так и Румыния должны понимать всю ответственность этого шага.
Напомним, спецоперация РФ по демилитаризации и денацификации Украины была вызвана наступлением вооруженных сил Украины (ВСУ) в Донбассе и планами НАТО и руководства националистического режима в Киеве разместить на территории Украины ядерное оружие.
24 февраля Россия начала военную спецоперацию. Основные боестолкновения российская армия ведет с подразделениями украинских националистов, которые после государственного переворота 2014 года стали частью ВСУ.
Именно националистические подразделения несут ответственность за геноцид мирного населения в Донбассе. В ходе операции по денацификации украинские националисты используют мирное население Украины в качестве живого щита, размещают установки залпового огня в жилых кварталах крупных городов.
(теги пока скрыты для внешних читателей)