Политолог раскрыл некоторые неочевидные и разноплановые моменты в протестах в Казахстане, которые дают целостное представление о происходящем в республике

Юрий Бялый о специфике протестов в Казахстане

Эжен Делакруа. Фанатики Танжера. XIX в.
Эжен Делакруа. Фанатики Танжера. XIX в.

Сразу после Нового года в Казахстане вспыхнули массовые протесты. Формальным поводом или триггером протестов стало двукратное повышение цены на газ. Однако социально-экономическая повестка практически мгновенно превратилась в политическую.

Позже протесты превратились в погромы, рейдерские захваты и убийства. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил, что в протестах участвуют хорошо обученные террористы.

Токаев обратился за помощью в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), и она ввела миротворческие силы. В настоящий момент в стране идет крупномасштабная антитеррористическая операция.

Вице-президент по научной работе Международного общественного фонда «Экспериментальный творческий центр» (Центр Кургиняна) Юрий Бялый дал серию комментариев ИА Красная Весна, в которых поделился своим взглядом на протесты в Казахстане.

Политолог раскрыл некоторые аспекты событий в Казахстане, в том числе такие, которые нечасто попадают в аналитические картины. Приведем самые главные моменты, характеризующие события в Казахстане, о которых рассказал Юрий Бялый.

Беспорядки в Казахстане — стихийный протест или хорошо подготовленный мятеж?

Факт того, что протесты быстро перекинулись на столицу Нур-Султан и крупнейший город Алма-Ату, говорит в пользу подготовки событий, отмечает эксперт.

Также примечательным является то, что триггерное событие протеста — повышение цены на газ — произошло в Атырау и Мангистауской области, которые являются «бедными», но, в то же время, «воинственными и традиционно антивластными» регионами.

Почему протесты вспыхнули именно сейчас?

При Назарбаеве оппозиция подавлялась его авторитетом. Кроме того, существовало табу, что «трогать высоких жузовых авторитетов нельзя». Однако приход Токаева «ослабил эти табу» и обострил противоречия между конкурирующими жузами, родами и кланами, которые, как отметил Бялый, «раздирали якобы единую страну на части уже не раз».

Однако это не значит, что этот межклановый конфликт стал причиной всех последних событий в Казахстане. Этот конфликт лишь подготовил подходящую почву. «Версии о том, что это „мятеж Назарбаева против Токаева“, повторю, практически крайне неубедительны»,  — подчеркнул Юрий Бялый.

Протестное ядро сложилось из огромных деклассированных масс казахской молодежи, считает Бялый. Эта молодежь не застала индустриальную пору Казахстана. Более того, молодежь не знает, что индустриализация Казахстана была проведена в значительной степени русскими или при помощи России. Вместо этого эту молодежь воспитали в русофобской атмосфере.

«За последние 30 „независимых“ лет Казахстан очень глубоко сдвинулся в направлении воинственного национализма и русофобии»,  — подчеркивает эксперт. Эти массы молодежи «очень легко разбудить слухами о „новой русской оккупации“ и сделать основным „рядовым составом“ мятежа».

Правда ли то, что в госперевороте заинтересованы другие страны?

Бялый отметил, что в Казахстане пересекаются интересы многих держав.

«Явно это может быть Турция, которая им недавно наобещала златые горы с „тюркским сообществом“. Может быть, и Китай, с которым Алма-Ата связана при Токаеве, как считают многие оппозиционеры, „чрезмерно прочно“. Могут быть, наконец, и британцы, американцы, японцы — у них всех в Казахстане немалые интересы, которым может мешать Токаев»,  — подчеркнул аналитик.

Также налицо информационная кампания «зарубежных (базирующихся на Украине, в Польше и странах Прибалтики) интернет-ресурсов» в поддержку переворота.

В то же время размах протестов, их организованность и спланированность говорят о том, что в ядро государственной власти, очевидно, были внедрены зарубежные спецструктуры, которые помешали вовремя отреагировать на масштабную подготовку переворота.

Протестуют одни только казахи или среди них есть иностранные граждане?

«Никакие внутриказахстанские кланы не располагают соответствующими боевиками и информационными внешними терминалами. То есть, расхожая версия „Токаев против Назарбаева“ явно не годится», — подчеркивает Бялый. Он отметил, что в страну проникло множество боевиков с Ближнего Востока, в том числе, вероятно, связанных с ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ).

«Разумеется, и „просачивание“ в Казахстан террористов, и организация информационно-пропагандистского сопровождения их нынешних акций в Казахстане были бы невозможны без использования разведсетей стран НАТО. Судя по характеру действий и центрам информационной активности, наибольшая роль в этом начинании, скорее всего, принадлежит британской разведке»,  — приходит к выводу Юрий Бялый. Протест был подпитан извне «и подготовленными боевиками, и командными штабными структурами, и спецсредствами связи».

Каков прогноз развития ситуации?

По мнению Юрия Бялого, действующий президент Казахстана удержит ситуацию.

«Мне кажется, что сейчас Токаев ситуацию удержит. Более того, не исключаю, что он сам и подтолкнул процесс, чтобы избавиться от ряда фигур в правительстве, хотя это опасно…», — заявил аналитик.

Бялый также считает, что неоднозначная позиция Киргизии в вопросе военной помощи Казахстану позволяет предположить, что «вскоре в Бишкеке и Оше следует ожидать событий, аналогичных алма-атинским».

Кроме того, Юрий Бялый отметил, что «Казахстану придется внимательно и предельно жестко разбираться с тем, когда и как в ядре госвласти могли сложиться, существовать и действовать такие „мятежные“ спецструктуры».

Аналитик добавил, что на данный момент, несмотря на некоторые успехи в сдерживании террористов, рано говорить о нормализации ситуации. «Пока же мятеж вовсе не завершен»,  — предупредил Юрий Бялый.