«Летучий уханец» в Дании

Изображение: (cc) Governor Tom Wolf
Тест на коронавирус
Тест на коронавирус

Спустя месяц после карикатур в старейшем издании Дании Jyllandsposten, всколыхнувших страну в острой дискуссии об уместности свободы слова, у журналистов и властей, защищавших их, пропало всякое желание смеяться над чужой бедой, так как та же самая беда накрыла Данию. Ее метко прозвали в народе «Летучим уханцем», но в то время, как Китаю уже удалось остановить распространение коронавируса, который пошел на убыль, Дания этим похвастаться не может. Даже закрыв границы и объявив в стране карантин, власти вынуждены констатировать, что принятых мер недостаточно и коронавирус продолжает распространяться.

Премьер-министр Метте Фредериксен на протяжении карантина обращалась к нации два раза, подробно разъясняя необходимость самоизоляции и правила ее соблюдения. С ее первым обращением произошел казус, о котором стоит упомянуть. Объявляя по Дании всеобщий карантин, она призвала сограждан «действовать, пока не поздно». Но дело в том, что в датском языке одно и то же слово имеет два значения: «действовать» и «покупать продукты», и в данном случае было непонятно, что конкретно имелось в виду. Поэтому все законопослушное население решило выполнить сразу обе рекомендации: боясь, что будет поздно, сначала кинулось в магазины, сметая товары с полок и создавая хаос и панику, а после магазинов поспешило действовать, то есть самоизолироваться.

Второе выступление перед нацией у премьер-министра оказалось более удачным. Объясняя необходимость ужесточения карантинных правил, она призвала граждан страны «сплотиться всем вместе, чтобы держаться подальше друг от друга». Ее слова быстро стали мемом в соцсетях, и, понимая опасность, граждане стараются им следовать, соблюдая все правила, предписанные властями.

Сейчас обстановка в стране напоминает съемочную площадку фильма-ужастика про зомби. Улицы городов опустели, одинокие прохожие, шарахаясь друг от друга, спешат в продуктовые магазины и обратно. В магазинах на входе выдают одноразовые перчатки для выбора товаров и антисептик. Общественный транспорт работает с обязательными билетами на места, которые автоматически выделяются таким образом, чтобы пассажиры сидели как можно дальше друг от друга. Столь популярные в стране кружки по интересам, а также увеселительные заведения, собирающие более 10 человек, закрыты, и широко празднуемый датчанами «День борьбы» 1 мая решено провести только в соцсетях. Граждане понимают необходимость принимаемых мер, но начинает казаться, что и у их хваленой толерантности, которой они так гордились, наступает предел.

Если борьба с распространением полностью зависит от соблюдения правил, рекомендуемых врачами, то есть от сознательности граждан, то борьба с самим коронавирусом зависит от действий властей. И вот тут уже начали возникать вопросы, показывающие всю неутешительность сложившейся ситуации. Дело в том, что даже если работающие над вакциной датские вирусологи и найдут средство от опасного вируса, то до граждан страны вакцина может не дойти. Вернее, она, безусловно, дойдет, но когда и в каком количестве — под большим вопросом.

Виной тому стала в 2015 году продажа датского производства вакцин Саудовской Аравии. Вирусная напасть, захватившая Данию, заставила обратить внимание властей на заключенную сделку, и выяснилось, что договор о поставках вакцин в Данию, заключенный при продаже, не дает гарантии поставок в форс-мажорных ситуациях, к каковой, конечно же, относится ситуация с коронавирусом. Иными словами, увлекшись в целях экономии выводом разного рода производств за пределы страны, забыли о национальной безопасности самой страны. Особенно удручает, что сделка продажи от начала и до конца была под полным контролем датских властей. Попутно выяснилось, что производственные мощности и право на производство вакцин, стоившие 1,85 миллиарда крон ($ 265 миллионов), были проданы всего за 15 миллионов крон ($ 2,15 миллиона) и, естественно, это не улучшает ситуацию.

Трагедия с коронавирусом, начавшаяся для властей так весело, с карикатур, обнажает многие проблемы в стране и похоже, что прежним мир уже не станет.