К ним кто-то приносит букеты цветов, и Вечный огонь зажигают
В последние несколько лет с символикой Великой Отечественной войны происходит нечто странное. После стилизованной под стрелки с запада на восток надписи «75» голуби нежно-голубого цвета представляются далеко не худшим вариантом. В связи с происходящим невольно задаешься вопросом, что должно символизировать это невероятно важное, даже не событие — явление в жизни страны.
В один из таких символов — братским могилам, я призываю всмотреться под тем, углом, который предложил Владимир Высоцкий в песне «На братских могилах».
На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.
Здесь раньше — вставала земля на дыбы,
А нынче — гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы —
Все судьбы в единую слиты.
А в Вечном огне — видишь вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.
У братских могил нет заплаканных вдов —
Сюда ходят люди покрепче,
На братских могилах не ставят крестов…
Но разве от этого легче?!
Когда я впервые услышал эту песню, Вечный огонь уже вошел в мою жизнь как отголосок войны в уже мирной жизни. Танки на постаментах, пушки, «Катюши», минометы — все это воспринималось как далекое прошлое, как уже плохо понимаемые нами ветераны войны, по возрасту наши деды. «На братских могилах» если не перевернула мое отношение к войне, то поколебала его, заставила задуматься над тем, что празднуется каждый год 9 мая.
Сама песня, как исполнял ее Высоцкий, казалось бы, разрывает кладбищенскую тишину, погружая слушателя в особую атмосферу. Автор заранее предупреждает, что такое погружение нужно «людям покрепче», чем плачущие вдовы.
Ключевую роль в этом погружении играет пламя Вечного огня. Перед тем как в него всмотреться, нужно зажечь этот огонь внутри себя, чтобы тем самым слить свою судьбу с судьбой… врочем, нужно вчитаться в текст песни.
Образ гранитных плит мне тоже представляется неслучайным. В другой песне Высоцкого поросль на каменных стенах замков предстает верхним пластом времени, под которым скрыта героическая эпоха:
Замок временем срыт, и укутан, укрыт
В нежный плед из зеленых побегов.
Но развяжет язык молчаливый гранит,
И холодное прошлое заговорит
О походах, боях и победах…
Братские могилы тоже укрыты цветами, но эти цветы приносят те, кто пришел всмотреться в языки Вечного огня. В огне перед слушателем предстают образы войны: и опустошения, которые она несет людям с глубокой древности, и непосредственно боевые столкновения, и справедливая кара врагам за разоренные города.
Но если перечисленные выше образы отражают суровую действительность войны, то «горящее сердце солдата» это метафора, знакомая каждому советскому школьнику по рассказу Горького — Данко. И если это так, то впору говорить о подвиге красноармейца, освободившего мир от фашизма, как о миссии. Впору говорить о спасении человечества от гибели во тьме и в болотных испарениях, о том, чтобы вывести людей к свету.
Возвращаясь к вопросу о том, что Высоцкий противопоставил персональной судьбе, можно сказать, что речь идет о судьбе мира. И отдельный вопрос, почему он заострил на этом внимание своих слушателей, включая фронтовиков. Можно лишь предполагать, и я считаю, что Высоцкий жаждал осмысления того, что произошло со страной.
Не будучи в состоянии тягаться с историками в подробности описания войны, он сделал для сохранения памяти то, что мог. Будучи из другого поколения, чем ветераны, поэт почувствовал главную проблему победителей — им не приходило смены.
Для преемственности очень важны символы, и Вечный огонь — один из важнейших среди них. Но он горит, пока есть люди, поддерживающие его в себе и передающие другим.