Администрация Байдена всерьез нацелилась на смену власти в России, поэтому «пощечина» в форме отключения России от SWIFT будет нанесена с тонким расчетом

Отключение SWIFT. Кто пострадает и чем утешится?

Михаил Врубель. Демон сидящий. 1890
Михаил Врубель. Демон сидящий. 1890

Львиная доля транзакций российских банков осуществляется через мирового монополиста SWIFT. Отключение России от SWIFT в качестве санкции за «плохое поведение» непредсказуемо может отразиться на финансовой системе страны, впрочем, как и на всем мире финансов в целом.

SWIFT — частная корпорация, формально не подчиняющаяся государственным институтам. Но и для частной компании могут найтись убедительные доводы и рычаги давления. Исполнят ли США и Евросоюз свои угрозы по отключению российских банков от SWIFT? Как отреагирует банковский мир и чем может ответить Россия?

История создания SWIFT

Международная система SWIFT была основана в Бельгии в 1973 году, однако первое сообщение в системе было отправлено лишь в 1977 году. Изначально в создании системы приняли участие 239 банков из 15 стран. К 2015 году к системе подключились свыше 11 000 участников из 200 стран, количество сообщений в системе составляло более 15 миллионов в сутки.

Сама по себе система SWIFT не является платежной. А в круг ее задач входит передача сообщений между финансовыми организациями на принципах целостности и конфиденциальности.

По сути, SWIFT подменяет собой такие способы передачи информации как почта, телеграф или телетайп вместе взятые. СССР вошел в международную структуру в декабре 1989 года, когда пользователем системы стал Внешэкономбанк. В настоящее время к SWIFT подключены порядка 600 российских банков.

Новый виток антироссийский угроз

Обещание перекрыть России доступ к важной части мировой финансовой системы не первый год является одним из рычагов давления на Москву.

С приходом к власти в США команды Джо Байдена и ростом напряжения в Донбассе из-за океана начали звучать «старые песни» о необходимости отключить Россию от ключевого глобального инструмента финансовых транзакций.

Вице-президент Международного общественного фонда «Экспериментальный творческий центр» (ЭТЦ) Юрий Бялый напомнил:

«[Угрозы отключить Россию от SWIFT звучали], в частности, в 2014 году, после возвращения Крыма в Россию. Были такие угрозы и в 2020 году, в связи с обвинениями России во вмешательстве в американские выборы», — сказал он ИА Красная Весна.

Эксперт напомнил, в Кремле предупреждали США, что «лучшего способа уничтожить во всем мире доверие к США, чем начать подобные игры», не существует.

«Были в 2018–2019 годах [в России] заявления о том, что независимая система межбанковских переводов есть, и испытана успешно. Однако даже если эта система есть, она, скорее всего, лишь внутрироссийская, и по этой причине отключение от SWIFT создаст для российских финансовых структур серьезные проблемы международных транзакций», — отметил Бялый.

Глава «Союза предпринимателей и арендаторов России», экономист Андрей Бунич в комментарии ИА Красная Весна пояснил, что ответом Москвы на новые санкции Запада, в том числе угрозы отключения, может стать только полностью суверенная финансовая система.

«Экономически нам точно хуже не будет… Они тем самым Путина толкают в сторону правильной дороги. Они тем самым наталкивают его на мысль, что надо создать свою независимую суверенную финансовую систему», — заверил эксперт.

Экономист сравнил последствия шантажа Запада с холостым выстрелом, а систему SWIFT — с анахронизмом, который «сам умрет».

Для того чтобы выжить и победить в обострившемся противостоянии, России нужны «другие темпы роста», кроме того, нужно реформировать свою финансовую систему, чтобы «нормально жить, финансировать промышленность, сельское хозяйство», заключил Бунич.

Вслед за США угрозы отключить Россию от SWIFT снова зазвучали из Европы.

29 апреля после дебатов депутаты Европарламента в своей итоговой резолюции «О России, деле Алексея Навального, наращивании ее военной мощи на границе с Украиной и российском нападении на Чешскую Республику» провозгласили новую, сдерживающую Россию стратегию, где наряду с другими санкциями, было рекомендовано в случае обострения ситуации на Украине отключить российские банки от платежной системы SWIFT.

Реакция России

Накануне спецпредставитель президента РФ по вопросам международного сотрудничества в области информационной безопасности, директор Департамента международной информационной безопасности МИД Андрей Крутских заявил, что Москва не считает заявления об отключении страны от системы SWIFT реальными.

«Пусть попробуют. Наш бронепоезд стоит на запасном пути, и, естественно, полная уверенность в силе и мощи ответной реакции несомненно присутствует», — подчеркнул Крутских.

Глава МИД РФ Сергей Лавров за день до голосования в Европарламенте поспешил заверить, что альтернатива SWIFT в России уже существует, и дело осталось за малым — обеспечить правительству и Центральному банку надежность и независимость аналога SWIFT во избежание ущерба, который «кто-то нам может постараться дополнительно нанести».

29 апреля депутат Госдумы Руслан Бальбек назвал принятый Европарламентом документ не резолюцией, а отчетом о проделанной работе американскому сеньору и предположил, что, хотя данный законодательный орган и «подвержен мании русофобии», в ЕС «не рискнут его исполнить».

Бальбека поддержал член Совета Федерации, первый замглавы международного комитета Совфеда Владимир Джабаров, который пошутил, что Евросоюзу в случае отключения России от SWIFT «платить за нефть придется наличкой в чемоданах».

30 апреля на заявления евродепутатов отреагировали представители ассоциации SWIFT в России, предупредив, что работа межбанковской системы лишь обеспечивает обмен финансовыми сообщениями и не нарушает законов о санкциях, поэтому «позиция SWIFT остается неизменной» и никто никого отключать не планирует.

Российский аналог SWIFT

3 мая официальный представитель МИД РФ Мария Захарова раскрыла подробности дооформления национального аналога SWIFT — «Системы передачи финансовых сообщений» Банка России (СПФС), которая в перспективе может быть сопряжена с альтернативными системами передачи — европейской SEPA, иранской SEPAM, китайскими CUP и CIPS.

О готовности банковской системы России к работе в условиях отключения от SWIFT глава ЦБ Эльвира Набиуллина доложила еще в марте 2017 года. 13 февраля 2020 года первый заместитель председателя Центробанка РФ Ольга Скоробогатова отчиталась о подключении к СПФС первых десяти иностранных банков. На конец 2020 года к российской системе подключились 23 банка из Армении, Белоруссии, Германии, Казахстана, Киргизии и Швейцарии.

Обещания станут реальностью?

31 мая Сергей Лавров в своем заявлении допустил, что Россию все-таки отключат от SWIFT. По словам главы МИД РФ, в ведомстве не знают, какие конкретно решения примут западные страны, но осознают, что «Евросоюз и Запад в целом уже не раз доказывал на конкретных делах, что партнер он ненадежный», а значит не исключено, что «совершенно на пустом месте будут приняты неправомерные решения».

В связи с этим, пояснил министр, на заседании межправительственного Евразийского экономического совета прорабатывался вопрос «перехода на валюты, которые не будут зависеть от доллара, чьим положением грубо злоупотребляют США на протяжении многих лет».

4 июня рейтинговое агентство Moody’s опубликовало доклад, в котором сообщалось об опасности отключения России от иностранных платежных систем.

Стоит ли переживать?

Высказывание Лаврова и прогнозы Moody’s породили всплеск новых высказываний.

«Я не верю в отключение SWIFT, потому что, чтобы нанести удар по нашему сектору, SWIFT не нужен», — заявил глава банка ВТБ Андрей Костин, пояснив, что такую возможность он не рассматривал «ни в 2014, ни 2018, ни в 2021 году».

По словам Костина, SWIFT является европейской компанией, поэтому США не смогут организовать отключение без вмешательства европейских правительств. При этом, пояснил банкир, США достаточно надавить на Россию, отключив российские банки «от долларовых расчетов с введением вторичных санкций в отношении европейских банков».

По мнению главы комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, санкции по SWIFT могут нанести удар по финансовой устойчивости страны на период адаптации, пока партнеры не войдут в созданный Россией аналог, а SWIFT, отключив РФ, «фактически выстрелит себе в ногу».

Заместитель министра иностранных дел РФ Александр Панкин напомнил, что международная система SWIFT является добровольной, и поэтому «драконовские меры» по отключению России прежде всего негативно отразятся на самой системе, владельцы которой понесут материальные и имиджевые потери.

«В России очень много пользователей, канал SWIFT много используется для внутрироссийских платежей, для внешних, они завязаны на выплаты по задолженностям, по товарным потокам и так далее», — напомнил Панкин.

Экономист Сергей Хестанов сообщил ИА Красная Весна, что агентство Moody’s описывает крайне маловероятный сценарий.

«В материалах рейтинговых агентств традиционно указывают все виды рисков, в том числе — и очень маловероятные. Именно к таким рискам относится отключение России от зарубежных платежных систем», — пояснил Хестанов.

Выводы

И все же есть основания полагать, что в этот раз угрозы США и ЕС могут воплотиться в жизнь. Если администрация Байдена всерьез нацелилась на смену власти в России, то лучшей моральной «пощечины» западноориентированному банковскому бизнесу не придумать.

Расчет состоит в том, чтобы ударить по имиджу России и ее банкиров, что должно отбросить представителей финансового сектора на задворки вожделенного западного мира. Это, в свою очередь, заставит прозападные силы активизироваться, использовав «обиженный» бизнес в своих интересах.

И SWIFT, конечно, понесет репутационные и экономические потери в случае отключения России. Только не факт, что принятие соответствующего решения будет зависеть исключительно от них.