Российских химовоз попал в заголовки СМИ как «американский танкер», на борту которого произошел «хлопок газо-воздушной смеси». Хлопнуло так, что палубу вырвало напрочь.

Взрыв танкера Zaliv Amerika в Находке. Новые подробности

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Взрыв на танкере в Находке
Взрыв на танкере в Находке
Взрыв на танкере в Находке

Открылись новые подробности аварии на танкере «Залив Америка» в порту Находка. Первоначально в СМИ появилась информация о «хлопке газо-воздушной смеси», однако судя по многочисленным фотографиям и видео с места происшествия на судне произошел настоящий взрыв. Палубу судна разворотило как консервную банку, разрушены судовые технологические трубопроводы и якорные устройства.

Примечательно, что первоначально некоторые СМИ сообщили о взрыве «на американском танкере Залив Америка». Действительно существует океанский танкер с одноименным названием Zaliv Amerika. Но это огромный танкер дедвейтом 100 тыс. тонн, он ходит под флагом Либерии и сейчас перевозит нефть где-то в районе Сингапура. С ним все в порядке.

Российский Zaliv Amerika — это мелкое старое судно-бункеровщик дедвейтом 3,3 тыс. тонн. Масштабы разрушений, жертв и экологических последствий в случае аварии на супертанкере были бы куда серьезнее.

В результате аварии погибли трое членов экипажа. Тела двоих моряков обнаружены, третий утонул на глазах экипажа, его тело до сих пор ищут. В момент взрыва некоторые члены экипажа находились на палубе и их выбросило за борт ударной волной.

Как утверждается, предварительной причиной аварии стало нарушение техники безопасности. Известно, что судно занималось транспортировкой и бункеровкой (заправкой) других судов топливом, и в момент аварии грузовые танки были пусты.

undefined

Современные суда работают как на мазуте, так и на дизельном топливе, и на Zaliv Amerika как раз и планировалась смена вида бункеруемого топлива, а для этого требуется промывка и порой даже чистка танков (грузовые емкости на танкере).

Можно предположить, что аварии предшествовали какие-то работы на палубе судна, вероятно, сварочные, что строжайше регламентируется правилами техники безопасности.

К слову сказать, эти правила особенно строги для судов, перевозящих опасные грузы, к коим относятся и нефть, и нефтепродукты. Члены команды нефтяных танкеров для перемещения по палубе даже обязаны использовать специальную обувь с резиновой подошвой во избежание возникновения искр.

Другой рассматриваемой причиной аварии могли стать неполадки в осветительной системе, искра в которой и привела к детонации газов.

Возможно, аварии удалось бы и избежать, будь это более современное судно, оснащенное современными системами дегазации.

Танкеру Zaliv Amerika в 2019 году исполнилось 30 лет, он был построен в 1989 году в Дании. Это весьма серьезный срок службы для любого торгового судна, а тем более для танкера. По данным Международной морской организации (IMO), с декабря 1989 по ноябрь 1995 года судно носило название Ingrid Terkol. Затем короткий период танкер назывался D.Y.Knight, а в 1996 году обрел название Ning Hua 407 и ходил под флагами Китая и Сьерра-Леоне.

Свое последнее название Zaliv Amerika теплоход обрел в ноябре 2011 года, видимо, тогда судно и было приобретено находкинской судоходной компанией ООО «Наяда». По нелепой случайности именно Zaliv Amerika был выбран для праздничного постера «Наяды» на День России.

Кроме Zaliv Amerika, компании «Наяда» принадлежат еще 6 танкеров-бункеровщиков. Самое новое судно «Наяды» — это танкер под названием «Залив Восток» дедвейтом 4,3 тыс. тонн, построенный в 2002 году. Другое сравнительно свежее судно — это «Залив Стрелок» 1997 года постройки. Остальные танкеры Наяды — это суда возрастом от 26 до 34 лет.

Не лучше обстоит дело и с буксирным флотом компании. Самый мощный буксир во флоте ООО «Наяда» под названием «Каскад» был построен в 1984 году. Другие буксиры, судя по фото, не младше «Каскада».

Ситуация компании ООО «Наяда» с эксплуатацией возрастных судов не является чем-то исключительным для российских компаний. Государство в последние годы уделяет особенное внимание состоянию российских портов, в их развитие вкладываются значительные средства, в том числе и средства федерального бюджета. Однако ситуация в сфере услуг так называемого вспомогательного флота несколько иная.

К вспомогательному флоту относятся бункеровщики, буксиры, лоцманские и пассажирские катера, аварийно-спасательные суда и суда экологического флота для приема мусора, льяльных и сточно-фекальных вод.

В целом эта сфера отдана на откуп частным компаниям. И если в отдельных сегментах, таких как буксирные, лоцманские, аварийно-спасательные и экологические услуги присутствует государственный «Росморпорт», то рынок бункеровки полностью частный. Коммерческая выгода диктует необходимость выжимать из судов максимум прибыли, пока эти суда еще как-то держатся на плаву. Поэтому остается лишь слабо утешать себя тем, что Zaliv Amerika взорвался порожний и недалеко от порта Находки.