Евросоюз в очередной раз показал себя неубедительным геополитическим игроком в противостоянии с Россией на территории государств-лимитрофов

Россия обыграла Запад на территории Молдавии при помощи газовой дипломатии

Константин Кеппен. Спасение А. В. Суворова гренадёром Степаном Новиковым в сражении при Кинбурне 1 октября 1787 года. 1855 год
Константин Кеппен. Спасение А. В. Суворова гренадёром Степаном Новиковым в сражении при Кинбурне 1 октября 1787 года. 1855 год

Британский аналитический центр Chatham House опубликовал 6 декабря статью «И снова здорово: энергетическая „дипломатия“ России в Молдавии», в которой автор утверждает, что Россия переиграла прозападную элиту Молдавии, воспользовавшись геополитикой в качестве инструмента. Аналитики опасаются, что Кишинёв еще более сблизится с Москвой.

В качестве аргумента автор заявляет, что Россия продлевала контракт на поставку газа с 2007 года, но не требовала долг с Молдавии, а затребовала его только тогда, когда к власти пришли сторонники реформирования системы закупок газа по европейским стандартам, тем самым сохраняя «зависимость» от России. При этом не упоминается о том, что большая часть потребляемой в Молдавии электроэнергии производится на ГРЭС в Приднестровье из того же газа.

Складывается впечатление, что аналитики несколько обескуражены тем, что России удалось, наконец, прекратить финансовую поддержку западного разворота молдавской элиты за свой счет и предоставить Западу возможность решать этот вопрос на чисто экономической основе. ИА Красная Весна публикует перевод статьи.


В октябре Молдавия оказалась в центре внимания, когда Россия, ее основной поставщик газа, сократила поставки на треть и отказалась продлить существующий контракт.

Кризис был разрешен в конце октября, когда Россия и Молдавия подписали новый контракт, в котором Москва использовала газовую зависимость Молдавии для получения геополитических уступок, ослабления нового прозападного правительства Кишинева и вбивания клина между ЕС и Молдавией.

Хроническая неудача в реформировании

Молдавия стала классическим примером перехвата государственного управления, пока политические элиты — включая номинально проевропейские политические элиты — занимались массовым извлечением ренты.

Вплоть до 2020 года, когда к власти пришли сторонники реформ, политика Молдавии открывала быстрый путь к обогащению как номинально проевропейским партиям, так и пророссийской Социалистической партии, каждая из которых несла ответственность за разыгрывание этнических и геополитических расколов в стране, чтобы мобилизовать голоса избирателей и укрепить свою легитимность.

Эти хищные элиты опустошили Молдавию экономически и политически из-за хронической неспособности реформировать, в частности, энергетический сектор, который стал основным источником ренты.

Однако это начало меняться, когда к власти в результате президентских выборов 2020 года, а затем парламентских выборов 2021 года пришли поддерживающие реформы силы. Сторонница реформ Майя Санду победила действующего президента Игоря Додона, набрав 58% против 42% в ноябре того же года. А затем возглавляемая ею партия получила 58% голосов на парламентских выборах, которые прошли в июле 2021 года.

Формула победы Партии действия заключалась в том, чтобы сосредоточиться на коррупции и внутренних реформах, а не разыгрывать «геополитическую» карту — излюбленную стратегию предшественников.

Формула победы ее Партии действия (PAS) заключалась в том, чтобы сосредоточиться на коррупции и внутренних реформах, а не разыгрывать «геополитическую» карту, излюбленную стратегию их предшественников. По словам Санду, выборы ознаменовали «конец воровского правления в Молдавии».

Начался газовый кризис

В ответ на эти результаты Россия инициировала газовый кризис. Вплоть до победы сторонников реформ Россия ежегодно продлевала газовый контракт, подписанный в 2007 году. Однако в сентябре 2021 года Россия отказалась продлевать контракт, как это делалось много раз раньше, и вместо этого настаивала на новом контракте, который позволил России увязать цены на энергоносители, погашение долга, приостановку реформ энергетического рынка и, как можно логически предположить, дальнейшую интеграцию с ЕС.

63,5% акций национальной энергетической компании Молдавии «Молдовагаз» де-факто принадлежит «Газпрому», а оставшиеся 35,5% принадлежат правительству Молдавии. Молдова была вынуждена передать «Газпрому» контрольный пакет, когда столкнулась с сокращением поставок в январе 2006 года. Поэтому неудивительно, что не было предпринято никаких усилий по демонополизации сектора и диверсификации энергопоставок.

Такое отсутствие модернизации можно объяснить несколько сюрреалистическим фактом, что на любых переговорах и планировании «Молдовагаз», контрольный пакет акций которого принадлежит «Газпрому», представляет молдавскую сторону на переговорах с «Газпромом». Итак, когда дело дошло до подписания нового пятилетнего контракта в октябре 2021 года, Россия через «Газпром» смогла заключить контракт, по которому цены на газ зависели от различных геополитических условий.

Примечательно, что первоначальный газовый контракт Молдавии на 2007 год продлевался ежегодно, несмотря на предполагаемое накопление долга. Однако сама природа этого долга вызывает подозрения. В то время как долг Молдавии составляет около $700 млн, долг гораздо меньшего по размерам отколовшегося Приднестровья составлял около $7,3 млрд.

Точный уровень и источник долга остаются неясными. Россия, похоже, обязывает Молдавию выплатить хотя бы часть долга Приднестровья, при этом требуя урегулирования долга только с Молдавией, но не с Приднестровьем.

Ставки на Москву высоки

Более того, контракт используется для срыва либерализации энергетического рынка в соответствии с правилами энергетического рынка ЕС (посредством так называемого разделения поставок и распределения), которые Молдавия взяла на себя с тех пор, как страна присоединилась к Энергетическому сообществу в 2010 году.

Ссылаясь на «неприменение принудительной реорганизации и санкций против „Молдовагаза“», новый газовый контракт вынуждает Молдавию отложить реализацию разделения поставок и распределения, поставив его в зависимость от урегулирования энергетической задолженности.

Более того, Молдавия зловеще согласилась создать «межправительственную комиссию по экономическому сотрудничеству» с Россией, которая фактически блокирует экономическую интеграцию Молдавии с ЕС. (Это требование вряд ли является новым, поскольку Россия ранее запрашивала и получила место за столом переговоров по двустороннему торговому соглашению между ЕС и Украиной. Трехсторонние переговоры ЕС — Украина — Россия ясно показали, что Россия добивается права вето над европейской интеграцией всех соседних стран.)

Нападение на новое реформистское правительство Молдавии отражает высокие личные ставки Москвы. Смотрителем (куратором) Молдавии в Кремле является Дмитрий Козак, который в 2003 году являлся вдохновителем так называемого «меморандума Козака», направленного на реинтеграцию отделившегося Приднестровья в федерацию Молдавия — Приднестровье.

Его сорвали в последнюю минуту, но руководство России не отказалось от своего плана. Теперь, используя свое положение заместителя главы администрации президента, Козак руководит новой политикой России в отношении Молдавии и пытается вернуть свой меморандум в качестве политического плана «урегулирования».

Авторитарная энергетическая «дипломатия» России

Новое правительство Молдавии попало под перекрестный огонь ожиданий внутри страны и геополитических требований России. Газовый кризис показывает, что, пусть новое правительство может пожелать, чтобы геополитика ушла, Россия воспользуется ею как инструментом по своему усмотрению.

Новое правительство Молдавии попало под перекрестный огонь ожиданий внутри страны и геополитических требований России.

Молдавское правительство новое, поэтому у него относительно небольшой опыт борьбы с авторитарной «энергетической дипломатией» России. Но в отношении ЕС такой подход, применявшийся и прежде, — это прямая калька стратегии России в отношении Армении и Украины, и ни в одном из случаев не окончившийся хорошо для этих стран или для ЕС.

Таким образом, планы России в отношении Молдавии, вероятно, будут иметь аналогичные последствия для последних попыток ЕС быть убедительным внешнеполитическим игроком.

На кризисных встречах с Молдавией ЕС предлагал €60 млн в виде грантов и обещал альтернативные поставки газа. Это было важно, но недостаточно, чтобы снизить давление из-за дополнительных затрат на покупку газа на спотовом рынке. Другими словами, ЕС снова не смог должным образом отреагировать на хорошо отрепетированный маневр России.

В то время как ЕС необходимо повысить свой потенциал и гибкость, предлагая поддержку, чтобы противостоять давлению России, новым властям Молдавии необходимо более явно обозначать проблемы, с которыми они сталкиваются. В стремлении дистанцироваться от предыдущего правительства, новые власти фактически отрицали, что вопрос носит геополитический характер, вместо этого называя его коммерческим. Это может только воодушевить Россию, которая увидела, как легко поворачивают настроенные на реформу элиты.

Газ — лишь часть большой картины. Это еще не всё, и дальнейшее не будет легким. Кремль будет стремиться превратить Молдавию в свой венчающий политический «трофей».