Закопанные деньги. Почему тонут российские города
В начале лета на многие регионы России обрушились сильные ливни, в некоторых городах количество выпавших осадков побило очередные многолетние рекорды. На некоторое время улицы мегаполисов превратились в бурные реки, потоки воды сбивали с ног пешеходов, топили автомобили на парковках и дорогах.
В Москве утонула Филевская ветка метро и подземные парковки в дорогих новостройках, в Севастополе потоки воды сносили гаражи, в Ростове-на-Дону власти в целях безопасности в очередной раз перекрыли улицы, которые традиционно топит во время каждого крупного дождя.
Дождевые потоки снова вынесли на поверхность проблему ливневой канализации — беду большинства городов России. Проблема существует много лет — города тонут уже десятилетия. Потопы влекут за собой разрушения, многомиллионные убытки для бюджета и, к сожалению, уносят жизни граждан.
После каждого резонансного случая власти обещают решить проблему и, наконец, навести порядок с системой ливневой канализации. Однако годы идут, а проблема со стоками не только не сдвигается с мертвой точки, но даже усугубляется. Так почему же продолжают тонуть наши города?
Замусоривание ливневых стоков
Ливневая канализация представляет собой сложное гидротехническое сооружение, состоящее из системы каналов, колодцев, подземных трубопроводов, коллекторов и других сооружений, соединенных в единую сеть. Главная задача сооружения — быстро отвести с территории населенного пункта воду, образованную атмосферными осадками. Если в этой системе на одном из участков по какой-либо причине отвод воды прекращается, то это может привести к затоплению целых жилых районов.
Причин, по которым ливневка перестает справляться со своей задачей, много. Конечно, чтобы система работала как часы, ее нужно постоянно поддерживать в рабочем состоянии и грамотно обслуживать, в частности, чистить каналы и коллекторы от мусора и заиливания. Старая городская ливневка, спроектированная в советские времена, не рассчитана на такое количество бытового мусора, которое мы имеем сегодня. С приходом в нашу жизнь различных упаковок из пластика замусоривание каналов и коллекторов происходит значительно быстрее. Кроме того, если листья и ветки со временем имеют свойство разлагаться, то пластик, обертки, фильтры от сигарет не разлагаются столетиями.
Отдельно нужно отметить засорение ливневой канализации песком, которым наши коммунальщики щедро посыпают проезжую часть и тротуары в зимний период. Ранее для борьбы с гололедом чаще использовали соль и реагенты, но эти средства обходятся коммунальщикам дороже, поэтому тонны песка засоряют каналы и коллекторы, а тот песок, что не унесла с собой вода, ветер носит по городским улицам до самой осени. К примеру, столичная ливневка сильно пострадала от заиливания в результате экспериментов коммунальщиков с реагентами и гранитной крошкой.
Чистка ливневой канализации — дело важное и дорогостоящее, требующее спецтехники и оборудования, а также особых знаний и навыков. Мероприятия по очистке коллекторов относят к работам повышенной опасности, так как в них может собираться газ метан. К некоторым видам работ могут привлекать даже водолазов. Недостаточное финансирование сильно осложняет надлежащее содержание ливневой канализации, изрядно изношенной за постсоветский период. Мусорные пробки убираются несвоевременно, как правило, после очередного «ливня века» или прокурорской проверки.
Благоустройство не на благо
Может показаться, что проблему с подтоплением в мегаполисах можно решить, наладив работу по надлежащему содержанию системы ливневок, но, к сожалению, это не так. В старых районах городов, где еще сохранилась советская ливневая канализация, что-то еще работает и требует правильного содержания, своевременного ремонта и регулярных чисток. Чиновники любят сетовать на износ ливневки, доставшейся в наследство от советской власти. Но, несмотря на то, что СССР не существует уже 32 года, состояние бесхозных советских сетей не такое и плохое.
Беда приходит туда, где уже в наше время проложена новая ливневая канализация с ошибками в проектировании и при строительстве
В программе «Инсайт» на РБК член комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ Александр Толмачев привел в пример ситуацию в Ярославле: «Есть города, которые не пошли по этому пути, а остались жить по старой, советской системе. Там ливни как лили, так и льют, но города не затапливаются. Как только в Ярославле праздновали тысячелетие образования города и проведена была комплексная реконструкция, Ярославль стало затапливать. Пока не было реконструкции, Ярославль не затапливало».
Злейшим врагом системы ливневой канализации обернулось такое, казалось бы, благое дело, как благоустройство городских территорий и ремонт дорог. Торопясь освоить бюджетные деньги, выделенные на «создание нового облика городов», подрядные организации закатывали в асфальт ливнестоки вместе с решетками. Низкая квалификация подрядчиков привела к тому, что во многих случаях при благоустройстве не выполнялись даже самые элементарные требования.
После развала СССР, в 1990-е годы, все городские проблемы решались радикальными способами. Не избежала этой участи и система ливневой канализации.
Сколько ливневок было закатано в асфальт в то время, достоверно никто не знает.
Недавно в Бийске во время ремонта улицы Васильева неожиданно раскопали ливневки, ранее скрытые под асфальтом. Сколько еще таких сюрпризов скрывает асфальт в российских городах, можно только догадываться.
Процесс закатки ливневок в асфальт не закончился вместе с девяностыми, более того, эта практика жива и сейчас. К примеру, в Москве в ходе реализации программы «Моя улица» закатывали в асфальт действующие ливнестоки, чтобы быстрее сдать объект под конкретную дату, заявил в интервью «Российской газете» гендиректор Ассоциации производителей трубопроводных систем Владислав Ткаченко.
И это происходит в благополучной Москве. В регионах дело обстоит еще хуже. Порой администрация даже не знает, кто кладет асфальт на улицах города. Так, весной этого года, в Омске закатали в асфальт очередную ливневку. Однако в пресс-службе мэрии сообщили, что дорожные службы города данную работу не выполняли, сделали это какие-то неустановленные лица.
С большой уверенностью можно сказать, что благоустройство территорий и исчезновение ливневок под асфальтом неразрывно связаны между собой. С ростом благоустройства увеличивается количество заасфальтированных стоков и непроницаемых для воды территорий, что становится одной из причин подтоплений.
Система городских стоков давно уже не единая система
Помимо исчезающих под асфальтом стоков есть еще одна очень серьезная проблема, без решения которой невозможно наладить нормальный отвод воды с улиц городов. Дело в том, что ливневая канализация давно уже не является единой системой. С бурным развитием жилищного строительства города стали прирастать новыми жилыми комплексами, выросли целые районы из 20–30-ти этажных новостроек. При их строительстве о ливневых стоках вообще никто не думал — зачастую застройщики возводили фундаменты и забивали сваи в уже существующую ливневую систему, тампонируя водоотводы и нарушая водоотвод.
Если застройщик более-менее добросовестный, он делал обводку и ливневую канализацию, но врезку зачастую производил в старую магистральную сеть. Конечно же, изрядно пострадавшая за годы постсоветской бесхозяйственности ливневая система не выдерживает такой нагрузки.
Но чаще застройщик вообще не думает, куда будет уходить дождевая вода с застроенного им участка. Квартиры в многоэтажках распроданы, прибыль давно поделена, а строительство ливневки стоит дорого и экономически невыгодно. Зачем ему такие сложности? Застройщику дешевле заплатить штраф, чем морочиться с дорогостоящей системой ливневок. Поэтому вместе с историческим центром тонут и новые элитные ЖК.
Система ливневой канализации существенно пострадала и от многочисленного самозастроя. Строения, хаотично появляющиеся в самых неожиданных местах без разрешающих документов, также нарушили систему стоков. Дождевая вода, дойдя до такого затампонированного участка, останавливается и в поисках другого пути топит соседние улицы.
У семи нянек дитя без глаза
Сколько таких затампонированных участков, в каких местах проложена ливневка и где соединяются линии стоков — такой информацией в настоящее время никто не обладает. Не существует единой карты расположения объектов системы, как и не существует одного «хозяина». Ливневая канализация ни у кого на балансе не числится полностью — частично она находится в ведении департамента автомобильных дорог, частично у водоканала, частично у коммунальщиков. При этом надо учитывать, что более половины ливневок вообще никому не принадлежит и считается безхозной.
В Ростове-на-Дону в 2023 году компания-подрядчик за 50 млн рублей создала единую схему водоотведения, которая была утверждена правительством области в декабре 2023 года. Согласно утвержденному плану, объемы капитальных вложений в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов централизованной системы водоотведения (ливневой канализации) г. Ростова-на-Дону на период до 2036 года составят около 178 млрд. рублей.
Реализовать схему водоотведения (ливневой канализации) планируется за счет бюджета Ростовской области, бюджета городского округа г. Ростов-на-Дону и собственных средств обслуживающих организаций. Жители донской столицы с нетерпением ждут, как воплотиться в жизнь реконструкция ливневки.
Если же говорить о стране в целом, ливневая система обойдется бюджету в триллионы рублей. По словам главы Ассоциации производителей трубопроводных систем Владислава Ткаченко, в полтора-два триллиона рублей обойдется только транспортировка воды (именно ливнестоки), при этом затраты на водоочистку посчитать сложнее. Найдутся ли сейчас такие средства у страны на решение этой наболевшей проблемы и все ли деньги пойдут на благо города, покажет время.