Акции протеста докеров ВМТП в информационном поле затмили анонс новой программы развития Дальнего Востока. И как в такой ситуации формировать позитивное инфополе, следуя советам статусного чиновника?

Докеры ВМТП забастовали, а виртуальной реальности еще нет — неделя Приморья

Вибер Жан Жорж. Гулливер. 19 век
Вибер Жан Жорж. Гулливер. 19 век
Вибер Жан Жорж. Гулливер. 19 век

Обзор местных СМИ 28 сентября — 4 октября

Ситуация в FESCO и забастовка докеров ВМТП

На минувшей неделе на Дальнем Востоке появился еще один очаг протестов — забастовка докеров во Владивостокском морском торговом порту (ВМТП).

Началась история с информационного сообщения компании FESCO, опубликованного 28 сентября в связи с заявлением Зиявудина Магомедова, который находится под следствием по подозрению в хищении и организации преступного сообщества. В сообщении говорится, что совет директоров Дальневосточного морского пароходства (ДВМП, FESCO) избрал нового президента компании — Аркадия Коростелева — еще в сентябре, также компания начала ряд внутренних расследований: «В ходе аудита был выявлен ряд грубейших нарушений, финансовых злоупотреблений и попыток ущемления прав миноритарных акционеров представителями Магомедова З. Г. Кроме того, группа неизвестных лиц 3 сентября 2020 года воспрепятствовала вылету в Москву и незаконно удерживала в Приморском крае Сахарова М.В., который на тот момент занимал должность президента FESCO».

Позднее, 30 сентября, компания сняла с должности директора ВМТП Заирбека Юсупова и назначила на эту должность Романа Кухарука, которого отрекомендовала как уроженца Владивостока, знакомого со спецификой региона. Тем не менее, смена руководства запустила забастовку докеров. Уже 1 октября несколько сот работников порта вышли на митинг в поддержку отстраненного Юсупова.

Отмечалось, что коллектив докеров уже направил письма в совет директоров FESCO, руководство ВМТП, а также письма губернатору Приморья, руководителю краевого управления ФСБ РФ, краевую прокуратуру и дальневосточную транспортную прокуратуру. В целом докеры выступали в поддержку уволенного руководителя ВМТП, который, по их словам, обеспечил им достойные условия труда, и против назначения «москвичей».

На фоне проходящих протестов FESCO не смогло провести собрание акционеров. Тем не менее решение об отставке Юсупова отменять не стали.

Еще один митинг докеров состоялся 2 октября. Рабочие продолжили призывать остальных сотрудников порта к забастовке, несмотря на заявления FESCO, которая считает организатором протестных акций самого Юсупова, о самоуправстве. Ситуация усугубилась 5 октября, когда прилетевший из Москвы президент FESCO Аркадий Коростелев вместе с новым гендиректором ВМТП Романом Кухаруком решили выйти к бастующим. Протестующие начали кидать в них каски, а также хватать за одежду и пытаться ударить. Диалога не получилось, а происшествием заинтересовалась транспортная полиция. В нападении представители FESCO продолжают обвинять уволенного Юсупова.

В тот же день появилась информация, что один из крупных акционеров FESCO — Марк Гарбер — продал свою долю в компании. По данным РБК, GPH Group, аффилированная с Марком Гарбером, продала 23,8% акций компании FESCO. По словам акционера, поводом для выхода из капитала послужил конфликт внутри компании, а также пандемия коронавирусной инфекции, которая создает проблемы для логистической отрасли. Общая сумма проданных акций оценивается в 6,5 млрд рублей.

Новая программа развития Дальнего Востока

Также на минувшей неделе была опубликована и национальная программа развития Дальнего Востока до 2035 года, утвержденная премьер-министром России Михаилом Мишустиным. Для Приморья в программе были предусмотрены меры ускоренного развития. Среди указанных проектов — строительство Находкинского завода минеральных удобрений (НЗМУ), вокруг которого в Находке уже проходили протесты. Также планируется строительство Владивостокской кольцевой автодороги — тот самый проект, который обсуждался еще при нахождении Игоря Пушкарева на должности главы приморской столицы.

Кроме того, согласно проекта, будут выделены средства на постройку судостроительного комплекса «Звезда», порта Суходол, дорог, а также образовательных и медицинских учреждений в регионе. Не обошли вниманием и туристическую отрасль — развитие туристического кластера «Приморье» также вошло в программу.

Одна из основных целей программы — улучшение условий жизни для дальневосточников. Комплекс мер, мягко говоря, впечатляющий. Однако стоит принять во внимание, что предыдущие программы развития Дальнего Востока особых результатов в плане улучшения жизни не дали — отток населения из региона не прекратился.

Даешь 4 нормы! Приморье выполнило 60% от плана по вводу в эксплуатацию жилья

В понедельник правительство Приморского края отчиталось о 60%-м выполнении годового плана по вводу жилья, которое теперь строится не просто так, а только лишь в рамках какого-нибудь нацпроекта. Минстрой края доложил, что с начала года введено 304 тысячи квадратных метров, причем 145 тысяч из них — самим населением. Снижение на 5% к прошлому году списали на эпидемию, но к декабрю обещали наверстать и достигнуть-таки плановых показателей в 510 тысяч квадратов.

Однако уже в четверг на совещании губернатора Приморья Кожемяко и заместителя председателя правительства РФ Хуснуллина были озвучены совсем другие цифры. Марат Хуснуллин похвалил регион за то, что падение темпов ввода жилья здесь, в отличие от среднероссийских 5%, составило, внезапно, лишь 1,3%. Олег Кожемяко же, в свою очередь, пообещал не то что «наверстать», а перевыполнить план строительства на более чем 200 тысяч квадратных метров и ввести в текущем году 750 тысяч.

На этом губернатор не остановился, а пообещал, в случае федеральной поддержки, ежегодный рост темпов строительства в 30%, скорый выход на 1 миллион в год и «пойти дальше». Тогда зампред правительства порекомендовал ставить более амбициозные планы и «строить не менее 2 миллионов „квадратов“ в год». Остается только надеяться, что чиновники будут также амбициозны и в достижении заявленных целей.

Заповедник выступил против строительства терминала СПГ рядом с собой

На прошедшей неделе возник очередной скандал вокруг планируемого строительством газового терминала в бухте Перевозной. Запланированные на 9 октября повторные общественные слушания в модном сейчас формате видеоконференции заставили администрацию расположенного рядом заповедника «Кедровая падь» в очередной раз заявить о необходимости пересмотра ряда проектных решений и проведении полномасштабной оценки воздействия проектируемого сооружения на уникальный природный объект, являющийся домом для более 50 краснокнижных видов животных и растений.

Текущим проектом строительство комплекса по перевалке сжиженных углеводородных газов предусматривается в 40 метрах от границы заповедника и 150 метрах от ближайшей жилой застройки. Не совсем понятно, почему данный вопрос вообще решается в рамках общественных обсуждений, если согласно природоохранным и санитарно-защитным нормам подобный, относящийся к I классу опасности, объект должен быть удален от этих границ минимум на километр.

Заместитель Трутнева призвал СМИ формировать положительную картинку Дальнего Востока

На семинаре «Формирование положительного образа Дальнего Востока» в рамках литературного фестиваля «ЛиТР» во Владивостоке заместитель полпреда президента в ДФО Григорий Куранов призвал СМИ внести свой вклад в развитие Дальнего Востока — создать положительный информационный фон.

Такой фон, по мнению чиновника, позволит привлекать дополнительные иностранные инвестиции — аналитики зарубежных компаний, читая в независимых СМИ и соцсетях о том, как всё прекрасно на Дальнем Востоке, будут рекомендовать своим руководителям вкладывать деньги в экономику региона.

Кроме того, Куранов отметил важность положительного информационного фона для поддержания социальной стабильности в регионе. «Люди думают об окружающем так или иначе в зависимости от того, какое информационное поле их окружает», — пояснил замполпреда и добавил, что на ДВ еженедельно открываются новые производства и создается 23 новых рабочих места в день.

«По нашим расчетам, нам нужно всего 3–5 лет для того, чтобы преодолеть этот разрыв между экономикой и социальным развитием, когда люди говорят: „А что нам ваши миллиарды инвестиций, когда у меня дорога сейчас разбита и зарплата маленькая? Я не вижу изменений к лучшему“. 3–5 лет, напомню, нам нужно для преодоления этого разрыва», — заявил чиновник.

«Я хочу спросить: а вклад журналистов, блогеров, вообще медиа в то, чтобы здесь жилось хорошо, какой? Если я спрошу, кто хочет, чтобы и город был чистый, и зарплаты хорошие, то все поднимут руки. А что вы, лично вы, для этого сделали?» — спросил Куранов представителей СМИ.

СМИ отреагировали на пожелания заместителя полпреда и довольно рьяно стали оправдывать необходимость строительства крупных промышленных объектов в крае, третируя при этом экологических активистов.

Но это уже другая история, а здесь напомним, что Министерству развития Дальнего Востока идет уже девятый год, проведено пять Восточных экономических форумов с участием президента России и лидеров других стран, шестой год на Дальнем Востоке работают ТОРы и приносит кому-то прибыль казино (край пока в минусе). И до сих пор люди думают так, как сказал Куранов: «А что нам ваши миллиарды инвестиций, когда у меня дорога сейчас разбита и зарплата маленькая?»

Инвестиции, кстати, давно исчисляются в триллионах, а на ремонт дорог ежегодно тратятся миллиарды, но они ремонтируются ужасающе долго, крайне слабо в организационном плане (из-за чего жители не вылезают из пробок) и совсем не так качественно, как того бы хотелось.

Что может качественно измениться за еще 3–5 лет такого развития региона без смены парадигмы этого развития — решительно непонятно. Тем более в условиях коронавирусной истерии.

А информационное поле, окружающее людей, пока еще не в состоянии заменить этим людям реальность. Даже в условиях добровольно-принудительной «самоизоляции». Если СМИ будут увлекаться перепечаткой бравурных пресс-релизов Минвостокразвития, дальневосточных правительств и администраций, люди их просто перестанут читать.

Ведь когда ты, стоя в пробке, читаешь о том, что на ремонт Некрасовского путепровода вышли вдвое больше людей и техники, а за окном твоей машины в 11 утра вяло переодеваются три–пять рабочих, стоя, как и раньше, у единственного компрессора, возникает недоверие к городской администрации, напечатавшей эту новость.

Хотя, если вчера их было только двое, то недоверие ничем не обосновано, но раздражение от ежедневного стояния в пробках из-за того, что ремонт главной транспортной артерии города организован так безобразно, всё-таки возникает. И сейчас СМИ об этом пишут, они людям интересны и будут жить за счет этого. Переход же на рельсы создания и поддержания виртуальной информационной реальности без оглядки на реальность, данную в ощущениях, грозит этим СМИ смертью.