Япония уже стала главным военным союзником США в Азии. Американский Центр стратегических и международных исследований (CSIS) призывает Токио «сделать следующий шаг»

США готовят Японию на роль «Украины» в Азиатско-Тихоокеанском регионе?

Церемония вступления в вассальную зависимость. Гравюра XIX века.
Церемония вступления в вассальную зависимость. Гравюра XIX века.
Церемония вступления в вассальную зависимость. Гравюра XIX века.

Выступая с речью в конгрессе США в Вашингтоне 11 апреля, премьер-министр Японии Фумио Кисида заявил, что его страна готова оказать помощь США в поддержании мирового порядка. По его словам, «мир нуждается в том, чтобы США продолжали играть ключевую роль в международных делах», но Соединенные Штаты «не должны делать это в одиночку и без помощи». Глава японского правительства подчеркнул, что Япония «стоит плечом к плечу» с США.

В тот же день президент США Джо Байден перед началом трехсторонних переговоров с премьер-министром Японии Фумио Кисидой и президентом Филиппин Фердинандом Маркосом — младшим заявил, что «в ближайшие годы развитие истории мира будет во многом связано с Индо-Тихоокеанским регионом». Американский лидер отметил, что США укрепляют связи с Японией и Филиппинами в сфере безопасности и готовы сообща реагировать на инциденты в Южно-Китайском море, а соответствующий трехсторонний саммит является началом «новой эпохи в партнерстве» США, Японии и Филиппин.

При этом днем ранее на итоговой пресс-конференции после двусторонних переговоров с Кисидой Байден сообщил, что Вашингтон и Токио совместно модернизируют структуры командования и управления, повышают оперативную совместимость вооруженных сил и координируют планирование. Также в совместном заявлении лидеров двух стран отмечается, что США подтверждают намерение обеспечивать оборону Японии, в том числе с применением ядерных вооружений. В этом же выступлении американский лидер заявил, что «впервые Япония, США и Австралия создадут сеть архитектуры по противоракетной обороне».

Между тем 12 апреля состоялась встреча заместителя министра иностранных дел РФ Андрея Руденко с послом Японии в Москве Акирой Муто, на которой японскому дипломату было сделано представление по вопросам отношений между Россией и Японией, которые деградировали до самого низкого уровня. Российская сторона также указала послу, что действия Японии и США представляют угрозу стабильности и безопасности Северо-Восточной Азии.

Для того, чтобы увидеть общую картину, в рамках которой происходит такое резкое наращивание внешнеполитической активности США в регионе, следует отметить, что на антикитайском направлении кроме нового трехстороннего альянса с участием США, Японии и Филиппин, уже созданы QUAD (Австралия, США, Индия и Япония), трехстороннее партнерство США, Японии и Южной Кореи, а также AUKUS (Австралия, Британия, США). На Индо-Тихоокеанский регион планомерно расширяется сфера ответственности НАТО. Страны так называемой Азиатско-Тихоокеанской четверки (AP4): Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея и Япония — в 2022–2023 годах участвовали в саммитах НАТО и в настоящее время идут к официальному членству в Североатлантическом альянсе.

Глубже понять истоки и цели происходящего, а также главных будущих противников формируемой США в регионе коалиции можно, ознакомившись с опубликованным 4 апреля докладом американского Центра стратегических и международных исследований (CSIS), являющимся одним из ведущих мозговых центров американской внешней политики, а также выразителем мнения значительной части элиты США. ИА Красная Весна представляет перевод соответствующей части доклада CSIS под названием «Американо-японский альянс в 2024 году. На пути к созданию интегрированного альянса» под редакцией Ричарда Армитиджа и Джозефа Ная:


Американо-японский альянс в 2024 году. На пути к созданию интегрированного альянса

Япония и США сегодня сталкиваются с международной обстановкой, более раздробленной и разобщенной, чем когда-либо со времен окончания Второй мировой войны. Жестокое нападение ХАМАС на Израиль в октябре 2023 года вновь пробудило крупный конфликт на Ближнем Востоке, включая нападения на суда в Красном море, с риском его расширения, поскольку Иран и его ставленники стремятся извлечь выгоду из насилия. Вторжение России на Украину потрясло международную систему и породило угрозу раскола мира на блоки.

Китай предоставил России экономический спасательный круг, а Северная Корея предоставила миллионы снарядов, которые поддержали военные усилия и помогли Москве избежать поражения — и, возможно, даже одержать победу, в отсутствие дополнительной международной помощи Украине.

Со своей стороны, Китай преследует ревизионистские цели в Индо-Тихоокеанском регионе и за его пределами, применяя инструменты принуждения — военные, политические и экономические — для предъявления территориальных претензий и продвижения своих интересов.

Россия и Китай в значительной степени прекратили сотрудничество с Западом, в том числе в ООН и даже в тех областях, где раньше у них были общие интересы, в частности, в усилиях по сдерживанию Северной Кореи. Ким Чен Ын воспользовался этими разногласиями для продвижения своей ядерной и ракетной программ и установил тесные отношения с Владимиром Путиным.

Поскольку Москва и Пекин фактически загнали его в угол, Ким Чен Ын отказался от любых предлогов для взаимодействия с Соединенными Штатами. Он находится на пороге создания ядерного потенциала полного спектра — от тактического оружия для использования на поле боя до стратегического оружия, которое может реально угрожать США и их союзникам.

В то же время и США, и Япония стремятся охарактеризовать стратегическое соперничество с Китаем в терминах, позволяющих избежать новой холодной войны, одновременно проводя политику защиты коммерческих и технологических преимуществ в ключевых секторах от хищнической и другой недобросовестной практики Китая.

В этой нестабильной обстановке альянс между США и Японией никогда не был более важным, но при этом сомнения в будущем американского лидерства никогда не были более глубокими. При администрации Байдена США сосредоточили свое внимание на укреплении альянсов и партнерств, в том числе за счет расширения Quad, запуска AUKUS и содействия углублению «минилатерального» сотрудничества между союзниками, в частности, Японией, Южной Кореей и Австралией.

Эта стратегия принесла свои плоды, достигнутые успехи заслуживают внимания, но они не смогли продвинуть экономическую повестку дня, которая отвечала бы требованиям США к надежному и долгосрочному взаимодействию, особенно в сфере торговли. И будущее участия США остается неопределенным, учитывая президентскую кампанию, в которой представлены радикально отличающиеся взгляды на роль Соединенных Штатов в мире и их отношения с союзниками.

Независимо от того, кто из кандидатов победит, опасения по поводу изоляционизма и надежности Америки сохранятся.

Таким образом, бремя глобального и регионального лидерства в ближайшем будущем ляжет на плечи Токио еще более тяжелым грузом. К счастью, Япония имеет все возможности для того, чтобы взять на себя эту роль. Бывший премьер-министр Синдзо Абэ был архитектором амбициозной дипломатической стратегии, известной как «Свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион» (FOIP), и его преемники полностью разделили его видение. Премьер-министр Фумио Кисида объявил о втором этапе FOIP в марте 2023 года, и он по-прежнему пользуется широкой политической поддержкой в Японии.

Япония отреагировала на сложную ситуацию в области безопасности беспрецедентным изменением политики, планируя почти удвоить расходы на оборону к 2027 году и приобрести новые возможности, которые позволят способствовать сдерживанию в Восточной Азии, включая высокоточные ударные ракеты большой дальности.

Под руководством Кисиды Япония сыграла важную роль в поддержке Украины и выступила эффективным лидером G7 в 2023 году. В отличие от многих западных демократий, Япония избежала наихудших проявлений популизма и изоляционизма. Поэтому ее роль в поддержании свободного и открытого международного порядка, основанного на верховенстве закона, важна как никогда. Но, заглядывая вперед, можно сказать, что актуальная международная обстановка потребует большего и от Японии и от американо-японского альянса.

В 2000 году ведущие авторы этого доклада собрали двухпартийную группу для разработки концепции американо-японского альянса перед президентскими выборами, которая послужила бы дорожной картой для развития отношений независимо от того, какая партия победила. Этот отчет помог сформировать подход Джорджа Буша к Североатлантическому альянсу, и с тех пор эта группа опиралась на традицию двухпартийности в американо-японских отношениях, публикуя доклады в 2007, 2012, 2018 и 2020 годах.

Широкая политическая поддержка Североатлантического союза сегодня в Вашингтоне и Токио в полной мере проявилась только в 2000 году, и она была значительно расширена.

Авторы в предыдущих докладах призывали к честности и откровенности между странами, обозначали предстоящие задачи и необходимость принятия мер в Вашингтоне и Токио. В первом докладе, опубликованном в октябре 2000 года, содержался призыв «вновь обратить внимание на улучшение, активизацию и переориентацию американо-японского альянса». В последнем докладе, опубликованном накануне инаугурации президента Байдена, авторы призывали к созданию более равноправного альянса, который ожидал бы большего от Японии.

Стратегическая обстановка, с которой сегодня сталкиваются США и Япония, и срочность действий, необходимых для ее преодоления, требуют призыва к еще более решительным действиям. В связи с тем, что Япония в настоящее время встала на амбициозный стратегический путь, настоящий доклад призывает Вашингтон и Токио сделать следующий шаг — перейти к созданию более интегрированного альянса, начиная с планирования и проведения военных операций и заканчивая согласованием экономических вопросов и вопросов безопасности, в том числе путем координации промышленной политики и содействия обеспечению безопасности цепочек поставок.

Альянс Японии и США в 2024 году

С точки зрения безопасности Вашингтон должен признать, что новый курс Японии коренным образом отличается от прежнего и что более интегрированный альянс, в том числе на командном уровне, может внести жизненно важный вклад в сдерживание, позволяя быстро принимать решения и сокращая разрывы между системами двух стран.

Что касается экономики, то Вашингтону и Токио следует сотрудничать в области важнейших технологий и продвигать надежную программу укрепления дружбы, тесно сотрудничая с другими партнерами в регионах Азии и Европы.

Кроме того, США и Япония должны работать сообща над созданием новых двусторонних и многосторонних механизмов, необходимых для поддержки стратегии избирательного снижения рисков с Китаем. Япония и Соединенные Штаты должны поддерживать тесное сотрудничество во всем мире для поддержания свободного и открытого международного порядка, основанного на верховенстве закона.

Укрепление альянса в области безопасности

Стратегия национальной обороны Японии до 2022 года предоставляет возможность перейти к созданию гораздо более оперативного и заслуживающего доверия альянса. Несмотря на значительное укрепление отношений в области безопасности за последнее десятилетие, большая часть архитектуры альянса уходит корнями в эпоху, когда США не возлагали особых надежд на Японию как на стратегического партнера.

В прошлом Североатлантический союз мог быть эффективным без официальных механизмов военной координации, но сегодня это невозможно. Более интегрированному Североатлантическому союзу потребуется модернизировать свою командную структуру, углубить сотрудничество в области разведки и активно продвигать сотрудничество в оборонной промышленности и технологиях.

Для осуществления этих преобразующих шагов Японии потребуется внедрить более строгие методы обеспечения кибербезопасности и еще больше усовершенствовать и расширить свою систему допуска к секретной информации.

Реструктуризация командования и контроля НАТО.

Создание Японией нового совместного Оперативного командования (J-JOC) к марту 2025 года будет способствовать осуществлению надзора за совместными операциями Вооруженных сил самообороны (SDF) — это возможность модернизировать структуру командования Североатлантического альянса.

Соединенным Штатам следует усилить руководство вооруженными силами США в Японии путем создания постоянного трех- или четырехзвездочного объединенного оперативного командования, подчиненного Индо-Тихоокеанскому командованию США, с более сильным штатом и полномочиями по планированию и проведению двусторонних учений и операций.

Это командование может быть преобразованным подразделением вооруженных сил США в Японии или новым объединенным оперативным подразделением, созданным в Японии. Важно, однако, чтобы новая штаб-квартира была в первую очередь сосредоточена на двустороннем альянсе и служила для японцев единым центром по всем вопросам. При этом командующий не должен совмещать обязанности командования вооруженными силами США.

С введением в действие этой новой структуры Токио и Вашингтону следует создать постоянное объединенное управление по двустороннему планированию и координации для обеспечения более тесной координации военных операций при сохранении отдельных цепочек командования. По мере возможности штаб-квартира J-JOC и оперативное командование США в Японии должны находиться в одном месте, чтобы обеспечить бесперебойную координацию во время чрезвычайных ситуаций.

Укрепление взаимодействия в области разведки и кибербезопасности

Взаимодействие в области разведки остается слабым звеном в американо-японском альянсе, а японское разведывательное сообщество, несмотря на реформы последних лет, по-прежнему страдает от бездействия и отсутствия по-настоящему всеобъемлющего аналитического потенциала.

Японии следует создать централизованную аналитическую организацию при кабинете министров — секретариат, укомплектованный сотрудниками из разведывательного сообщества, имеющими доступ ко всей информации по национальной безопасности, предоставляемой правительством Японии.

Кроме того, Япония должна уделить первоочередное внимание принятию законодательства, направленного на создание системы обеспечения экономической безопасности и укрепление киберзащиты, в том числе путем расширения обмена информацией о киберугрозах между государственным и частным секторами.

Эти шаги являются предпосылками для углубления сотрудничества в области разведки и обороны в Североатлантическом альянсе, и их нельзя откладывать. Чтобы поддержать эти усилия, США должны разработать четкую «дорожную карту» шагов, необходимых для того, чтобы поднять отношения по обмену разведданными до уровня, эквивалентного партнерству «Пять глаз».

Сотрудничество в оборонной промышленности и технологиях

Война на Украине подчеркнула важность надежного оборонно-промышленного потенциала союзников. Поддержка инновационной японской оборонной промышленности отвечает интересам США, и ослабление Японией ограничений на экспорт военной техники, хотя и недостаточное, является возможностью для расширения сотрудничества. Для этого потребуется внести коррективы в мировоззрение обеих сторон.

Например, руководству министерства обороны США следует уделять приоритетное внимание программам сотрудничества с Японией, начиная с расширения лицензионного производства существующих линий по производству боеприпасов и заканчивая совместной разработкой новых технологий и систем. Также следует оптимизировать политику выпуска технологий, чтобы отразить прогресс, достигнутый Японией в области информационной безопасности.

Кроме того, Соединенные Штаты должны поддерживать сотрудничество Японии с другими партнерами, включая проекты в рамках второго компонента AUKUS. Со своей стороны, Япония должна противостоять инстинктивному стремлению найти собственные решения для удовлетворения оборонных потребностей, которые ставят под угрозу своевременное развертывание сил и средств, необходимых для поддержания сдерживания.

Стремление быть конкурентоспособной и в конечном счете обеспечивать возможности, в которых нуждаются Япония и Соединенные Штаты, заставляет японскую промышленность отказаться от своего почти исключительного внимания к наращиванию потенциала вооруженных сил США и выйти на международный рынок, включая партнерские отношения с иностранными оборонными компаниями.

Расширение партнерских связей и коалиций

Более глубокая интеграция американо-японских отношений на двустороннем уровне должна сочетаться с активизацией усилий по улучшению взаимодействия с другими союзниками и партнерами-единомышленниками, в частности, с Австралией, Филиппинами, Южной Кореей и Тайванем.

При необходимости и совпадении интересов Североатлантический союз должен иметь глобальный охват, а Япония должна играть более активную роль в урегулировании кризиса на Ближнем Востоке, в том числе помогая защитить коммерческое судоходство в Красном море. Отношения США и Японии основаны на общих ценностях и приверженности демократии, которая находится под угрозой во всем мире, Вашингтон и Токио должны работать сообща, чтобы укрепить устойчивость демократии и верховенство закона.

Укрепление альянса с США и Южной Кореей

В связи с тем, что Япония стремительно наращивает оборонные возможности, включая нанесение контрударов на дальние расстояния, потребность в соединительной ткани между альянсами США — Япония и США — Республика Корея сейчас больше, чем когда-либо прежде.

После встреч в Кэмп-Дэвиде в августе 2023 года были созданы структуры для трехстороннего диалога на стратегическом уровне. Союзникам теперь следует перейти к установлению официальных связей на оперативном уровне, в том числе путем обмена офицерами связи в соответствующих командованиях, привлечения наблюдателей к двусторонним учениям и создания трехсторонней группы планирования на случай непредвиденных обстоятельств.

Чтобы поддержать эти изменения, Япония и Южная Корея должны целенаправленно и оперативно приступить к нормализации двусторонних отношений в области обороны путем принятия первой в истории совместной декларации о безопасности.

Такая декларация может быть создана по образцу Совместной декларации Японии и Австралии о сотрудничестве в области безопасности 2007 года, которые определяют широкие сферы общих интересов и сотрудничества в политическом заявлении, не имеющем обязательной силы. Эти действия правительства должны сопровождаться усилиями по углублению связей между отдельными лицами и гражданским обществом в Японии и Южной Корее.

Активизация сотрудничества США, Японии и Австралии в области безопасности

Япония и Австралия расширили свое сотрудничество в области обороны, заключив соглашение о взаимном доступе и расширив Японские военные учения в северной Австралии. Акцент Австралии на управляемом оружии и нанесении ответных ударов совпадает с целями Японии и открывает возможности для объединенной обороны.

География Австралии обеспечивает возможность чрезвычайно глубокой обороны, а также выход к Индийскому океану. Поскольку США модернизируют свое командование и контроль в Японии, а также политику в области оборонной промышленности, особое внимание следует уделить практической реализации уже начатого трехстороннего сотрудничества в области безопасности.

Сотрудничество с Филиппинами

Решения правительства Маркоса (президента Филиппин Фердинанда Маркоса — младшего — прим. ИА Красная Весна) противостоять китайскому давлению в Южно-Китайском море и восстановить альянс США представляют собой важную стратегическую возможность для Вашингтона и Токио, которые должны сделать всё возможное, чтобы усилить и поддержать действия Манилы.

Включение Манилы в совместное взаимодействие должно оставаться приоритетной задачей, и Соединенные Штаты и Япония должны тесно координировать свои действия по оказанию помощи в области безопасности, чтобы избежать дублирования и обеспечить оперативную совместимость. Токио следует уделить первоочередное внимание заключению соглашения о взаимном доступе с Манилой.

Усиление диалога с Тайванем

Сторонам нужно также поддержать устойчивость Тайваня и незаметно углубить трехсторонний диалог с Тайбэем. Свободные и справедливые выборы на Тайване в январе 2024 года вдохновили весь мир, а новое правительство Лая (президент Тайваня Лай Циндэ — прим. ИА Красная Весна) заслуживает поддержки со стороны Вашингтона, Токио и других демократических стран.

В рамках давней политики Соединенных Штатов и Японии «Единого Китая» обе страны должны поддержать способность Тайваня противостоять военному и экономическому принуждению. В частности, Токио следует расширить негласные связи с органами национальной безопасности Тайваня, в том числе путем упорядоченного участия в некоторых регулярных диалогах Вашингтона с Тайбэем по вопросам политики безопасности.

Отсутствие этих связей сегодня является критическим недостатком в подготовке на случай возникновения чрезвычайных ситуаций в Тайваньском проливе. Кроме того, Вашингтону и Токио следует изучить способы оказания Тайваню помощи в укреплении критически важной инфраструктуры, включая сети связи, энергоснабжение и транспортные связи.

Укрепление сотрудничества на Ближнем Востоке

Несмотря на сильную зависимость Японии от морских путей с Ближнего Востока, Токио практически не участвует в международном реагировании на террористические атаки на коммерческое судоходство в Красном море. Используя возможности своих вооруженных сил (SDF) в Джибути, Япония должна играть более значительную и заметную роль в защите морского торгового пространства. Япония в большей степени, чем США, зависит от морских путей с Ближнего Востока и ее позиция в регионе должна отражать эту реальность.

Напомним, американский Центр стратегических и международных исследований (CSIS) — это аналитический центр, базирующийся в Вашингтоне, округ Колумбия, США. В отчете университета Пенсильвании Global Go To Think Tanks за 2019 год CSIS признан аналитическим центром номер один в Соединенных Штатах во всех областях и ведущим аналитическим центром в области обороны и национальной безопасности в мире.

В марте 2022 года старший советник Центра стратегических и международных исследований (CSIS) Дов С. Закхейм в статье для газеты The Hill призывал Белый дом перестать оглядываться на возможное начало Третьей мировой войны и начать действовать, удовлетворяя все запросы Украины.


Об авторах доклада:

Ричард Л. Армитидж (1945 г. р.) стал президентом «Армитидж Интернэшнл» в марте 2005 года. Ранее он занимал должность заместителя государственного секретаря, и 23 марта 2001 года сенат США утвердил его в должности. До этого он был президентом Armitage Associates L.C. с мая 1993 по март 2001. С марта 1992 по май 1993 года Армитидж в личном ранге посла направлял американскую помощь новым независимым государствам бывшего СССР.

Армитидж окончил в 1967 году американскую военно-морскую академию, где он был произведен в прапорщики ВМС США. Он служил на эсминце, дислоцированном на линии фронта во Вьетнаме, совершил три боевых похода. Свободно владея вьетнамским языком, Армитидж оставил действительную службу в 1973 году и поступил на работу в офис военного атташе США в Сайгоне. Непосредственно перед падением Сайгона он организовал и возглавил вывоз вьетнамских военно-морских сил и персонала из страны.

В мае 1975 года Армитидж приехал в Вашингтон в качестве консультанта Пентагона и проработал в Тегеране до ноября 1976 года. С 1981 по июнь 1983 года Армитидж был заместителем помощника министра обороны по делам Восточной Азии и Тихого океана. С июня 1983 по май 1989 года он занимал должность помощника министра обороны по вопросам международной безопасности в ходе войны в Персидском заливе. Президент Джордж Буш — старший направил его в качестве специального эмиссара к королю Иордании Хусейну в 1991 году.

С 1989 по 1992 год Армитидж занимал ключевые дипломатические посты в качестве специального представителя президента США на переговорах за соглашение о военных базах на Филиппинах и специального посредника по водоснабжению на Ближнем Востоке.

Джозеф С. Най (1937 г. р.) — заслуженный профессор, почетный работник и бывший декан Гарвардской школы государственного управления имени Кеннеди. Он получил степень бакалавра с отличием в Принстонском университете, стипендию Родса в Оксфордском университете и степень доктора политических наук в Гарварде.

В 1977–1979 годах Най был помощником замгоссекретаря США по вопросам поддержки безопасности, науки и технологии, председателем группы Национального совета безопасности по вопросам нераспространения ядерного оружия. В 1993–1994 годах являлся председателем Национального разведывательного совета, в 1994–1995 годах занимал должность заместителя министра обороны США по вопросам международной безопасности.

Джозеф Най является членом Американской академии искусств и наук, Британской академии и Американской академии дипломатии. В недавнем опросе ученых-международников он был признан самым влиятельным специалистом по американской внешней политике, а в 2011 году журнал Foreign Policy назвал его одним из 100 лучших мировых мыслителей. Широкой публике он известен как автор концепта «мягкой силы» — доминирования США в мире за счет невоенных и неэкономических методов.