Морское «пиратство» нового времени нарастает, превращается в новую норму и поддерживается партнерами США

Захват нефтетанкеров: США продолжают ломать границы санкционной войны

Амбруаз Луи Гарнере. Корсары берут судно на абордаж. Первая половина XIX века
Амбруаз Луи Гарнере. Корсары берут судно на абордаж. Первая половина XIX века

Задержание нефтяного танкера «Маринера» (Marinera) с экипажем из 28 человек, в том числе российских граждан, вооруженными силами США и передача судна Великобритании вызвали международный правовой спор между Москвой, Вашингтоном и Лондоном по поводу законности применения силы в открытом море и статуса судна. Подобный конфликт выводит санкционную войну за традиционные рамки и ведет к новым формам противостояния стран Запада с Россией и миром.

Силы южного командования США (SOUTHCOM) 15 января захватили еще один танкер Veronica в Карибском море, который шел под флагом Гайаны. По заявлению министра внутренней безопасности Кристи Ноэм, судно нарушило установленный президентом Дональдом Трампом «карантин» для подсанкционных судов. Это уже шестой танкер, захваченный американскими военными за последние недели в рамках попыток удержать контроль над венесуэльской нефтью.

Пиратство и нарушение международных законов оправдывается нарушением санкций. Администрация США в декабре 2025 года объявила блокаду венесуэльской нефти. Официальная позиция заключается в том, что «любая нефть, покидающая Венесуэлу, должна вывозиться законно и под управлением США».

Операция начиналась с захвата 10 декабря 2025 года в Карибском море у берегов Венесуэлы танкера Skipper. Танкер Centuries шел под флагом Панамы и был перехвачен в Карибском море 20 декабря.

Судно M Sophia под флагом Панамы было перехвачено в Карибском море 7 января 2026 года одновременно с танкером «Маринера», а уже 9 января силами Южного командования США в Карибском море захвачен корабль Olina.

Вопиющим стал случай с захватом танкера, шедшего под российским флагом. Судно «Маринера» было захвачено 7 января 2026 года в Атлантическом океане в 300 км (190 милях) к югу от берегов Исландии, далеко за пределами территориальных вод любого государства. По данным американского ведомства, операция была проведена Береговой охраной США при поддержке спецподразделений ВМС (Navy SEALs) и вертолетов 160-го авиаполка (Little Bird), а Великобритания обеспечила воздушное наблюдение и содействие.

Причиной захвата, по информации Вашингтона, стало «подозрение» в нарушении санкций против Венесуэлы и Ирана. Российская сторона в лице официального представителя МИД настаивала, что судно находилось под российским флагом на законных основаниях, что подтверждено временной регистрацией, выданной Министерством транспорта РФ 24 декабря 2025 года.

Ранее танкер, который находился под внутренними санкциями США с середины 2024 года и назывался Bella 1, ходил (возможно, вплоть до декабря 2025 года) под флагом Гайаны.

Москва расценила захват как нарушение Конвенции ООН по морскому праву и потребовала обеспечить гуманное обращение с экипажем, а также не препятствовать возвращению российских граждан на родину.

Что будет с экипажем?

«Sputnik Ближнее зарубежье» 8 января сообщил, что экипаж «Маринеры» насчитывает 28 человек: 17 граждан Украины, шестерых граждан Грузии, трех граждан Индии и двух русских.

Согласно заявлению пресс-секретаря Белого дома, «был выдан судебный ордер на арест членов экипажа, это значит, что экипаж теперь является объектом судебного преследования за любое нарушение американского закона, и их привезут в США для такого разбирательства».

Позже, по сообщению представителя МИД России, президент США Дональд Трамп распорядился освободить двух российских членов экипажа.

Юридические споры о международном праве

В основе спора лежит вопрос юридического статуса «Маринеры» на момент задержания. США утверждали, что переход судна под российский флаг в ходе преследования не был признан легитимным и что танкер фактически оставался «без гражданства» после аннулирования гайанской регистрации, что позволило применить статью 110 Конвенции ООН по морскому праву. По этой статье государство может досматривать судно без гражданства в открытом море.

Великобритания поддержала эту позицию, подчеркнув историю смены названий и флагов судна. Российская сторона, напротив, ссылалась на официальную запись в национальном реестре и на то, что регистрация была проведена по всем правилам международного права. Прецеденты Международного трибунала по морскому праву требуют лишь формального соответствия регистрации внутреннему законодательству, а оспаривать «реальную связь» с государством-флагом другие страны могут только при наличии серьезных оснований.

Для юридической составляющей ключевой вопрос — была ли регистрация «Маринеры» в России действительной и могла ли она быть признана международным сообществом, либо США и Великобритания правомерно сочли судно безгражданным из-за неоднократных изменений флага и процедурных нарушений.

Согласно анализу судебной практики и Конвенции ООН по морскому праву, простая смена флага на ходу не отменяет регистрацию, если она подтверждена государством и внесена в реестр. В то же время, если судно эксплуатируется под двумя флагами или использует их по своему усмотрению, оно может считаться «без гражданства». В случае с нефтетанкером «Маринера» нет убедительных сведений о наличии двойной регистрации, а, следовательно, российские притязания на юрисдикцию выглядят обоснованными. Однако, как заявили представители США, внезапная смена флага рассматривается ими как попытка уйти от конфискации, и такой подход может создать опасный прецедент для мировой практики.

Почему Запад нацелился на так называемый «теневой флот»?

Отметим, что понятие «теневого флота» приобрело значительный масштаб после 2022 года, когда вслед за введением странами G7 «ценового потолка» на российскую нефть начался резкий рост числа судов, занятых в обходе санкций. В период с 2022 по 2024 годы Россия приобрела сотни бывших в эксплуатации танкеров через посредников в Дубае, Турции и Гонконге, в результате чего к 2025 году численность подобных судов превысила 1400. К этому времени в экспертной среде произошло окончательное разделение на «серый флот» (легальные суда с непрозрачной страховкой) и «темный флот» (полностью скрытые единицы), вместе формирующих глобальную сеть обхода санкций. По данным компании Kpler, теневой флот перевозит 6–7% годового мирового потока сырой нефти.

В итоге корабль находится в порту Великобритании. Газета The Times сообщает, что Лондон намерен передать Украине доходы от продажи конфискованной нефти. Также издание подчеркивает, что Лондон начал обучение военных для проведения операций по задержанию танкеров «теневого флота».

С начала СВО в 2022 году и последующим вводом самых масштабных санкций странами Запада Россия начала закупку кораблей для возможного нефтяного эмбарго.

«Если вы посмотрите, сколько судов было продано за последние шесть месяцев неназванным покупателям, становится совершенно ясно, что для их перевозки создается флот», — сказал исполнительный директор Maersk Tankers Кристиан Ингерслев в октябре 2022 года.

Глава отдела исследований Braemar Ануп Сингх пояснил, что Россия на тот момент закупила 240 малых и больших судов, которые перевозили иранскую и венесуэльскую нефть для сохранения экспорта в объеме четырех млн баррелей в день. По его данным, торговля танкерами выросла в преддверии введения потолка цен странами ЕС «со стороны нераскрытых организаций, базирующихся в таких странах, как Дубай, Гонконг, Сингапур и Кипр».

По данным CNN, в марте 2023 года связанные с Россией организации закупили порядка 600 танкеров и продолжали закупать по 25–30 кораблей в месяц. Наличие такого крупного флота действительно позволяет обходить санкционный режим без особых потерь.

Ситуация с захватом танкеров показывает, что санкционная война все чаще выходит за свои рамки и морское «пиратство» нового времени нарастает и поддерживается партнерами США. Эти действия еще сильнее будут накалять противостояние между странами и могут привести к новым горячим конфликтам.

Комментарии
Загружаются...