К чему привело покушение на лидера оппозиции Пакистана Имрана Хана
Попытка покушения на лидера оппозиции Пакистана Имрана Хана резко обострила и без того глубокий политический кризис, в который страна зашла за последние семь месяцев после свержения его с поста премьер-министра.
Нападение на лидера партии «Движение за справедливость» (PTI) произошло во время одной из остановок возглавляемого им массового марша протеста, надвигающегося на столицу страны.
Хроника событий
Выйдя из столицы провинции Пенджаб 28 октября, колонна протестующих за несколько дней добралась до города Вазирабад, во время стоянки в котором и произошло нападение.
На видео попал момент, когда мужчина в толпе достал пистолет и открыл огонь по платформе, на крыше которой стояли Имран Хан и другие лидеры PTI.
В результате нападения Имран Хан был ранен в ноги и упал. Один из активистов партии был убит и еще 13 получили ранения.
События могли приобрести и более трагический оборот, если бы мужчина, стоявший рядом с нападавшим, не успел среагировать и схватить его сзади. Он задрал вверх руку с пистолетом и сбил прицел. В итоге часть выстрелов ушла в небо. После чего активисты партии скрутили нападавшего и передали полиции.
Позже мужчина, помешавший стрелку, рассказал, что нападавший не был подготовлен.
«Он выстрелил всего один раз. Пистолет был автоматическим и настроен на режим очереди, поэтому стрельба не прекращалась, пока не опустела обойма», — отметил он.
Вскоре журналистам было слито видео допроса подозреваемого, на котором он признается, что хотел убить Хана. По ходу записи мужчина путался в показаниях и несколько раз менял версии, почему решил совершить покушение.
Одним из очевидцев нападения стал звукорежиссер шествия, который в тот момент находился на платформе поблизости от лидера партии. По его словам, он нагнулся над пультом поменять песню и услышал, как около него просвистели пули. Обернувшись, он увидел, что по ним стреляли два или три человека из разных мест.
К вечеру главный министр лояльной PTI провинции Пенджаб Чаудхри Элахи приказал полиции сформировать совместную следственную группу вместе с контртеррористическим управлением (CTD) и расследовать всю подоплеку покушения.
«Мы хотим знать, кто стоит за инцидентом, кто тренировал обвиняемого, сколько денег ему дали и кто заплатил за это», — подчеркнул Элахи.
Реакция оппозиции и разгул протестов
Вскоре генеральный секретарь PTI Асад Умар озвучил позицию партии на попытку убийства своего лидера. По его словам, сам Хан всерьез подозревает в организации этой атаки премьер-министра Шехбаза Шарифа, министра внутренних дел Рану Санауллу и неназванного высокопоставленного военного.
Он призвал активистов партии вести протесты в крупных городах страны до тех пор, пока подозреваемые в организации политического убийства не будут отстранены от власти.
Одна из таких сидячих демонстраций PTI в городе Фейсалабаде была обстреляна неизвестными. Однако при этом никто не пострадал.
На следующий день активисты партии продолжили массовые акции протеста в крупных городах страны. Где-то они перекрывали дороги, где-то жгли покрышки и строили импровизированные баррикады, где-то переходили к сидячим акциям протеста.
В провинциях, подконтрольных правящей партии, полиция попыталась разогнать протестующих. При этом ход пошли дубинки, резиновые пули и слезоточивый газ.
В Пенджабе протестующие ворвались в резиденцию главы МВД Раны Санауллы и осадили дом губернатора, лояльного центральном властям.
Лидеры оппозиционной партии вместе с юристами подали в Вазирабаде заявление о нападении на марш протеста. В заявлении они возложили всю ответственность за организацию покушения на руководство страны.
Имран Хан повышает ставки
Бывший премьер-министр Имран Хан выступил с обращением к нации на следующий день после ранения и призвал сторонников продолжать общенациональный протест до ухода в отставку всех, кого он подозревает в организации нападения.
«К моему плану убийства причастны три человека. Один из них — [министр внутренних дел] Рана Санаулла, который решил убить меня после того, как стал свидетелем массовой общественной поддержки PTI», — подчеркнул Имран Хан.
Он так же обвинил лично премьер-министра Шехбаза Шарифа и неназванного представителя армии в участии в разработке плана его убийства.
«Я уже решил, что лучше умереть, чем быть рабом этих воров. Я снова выйду на улицы и призову марш [протеста] на Исламабад после того, как поправлюсь», — отметил Имран Хан.
Ответ правительства
Сразу же после нападения премьер-министр Пакистана, другие политики и пресс-служба армии осудили попытку политического убийства.
Но в ответ на обвинения Имрана Хана министр обороны из правящей партии «Пакистанская мусульманская лига — Наваз» (PML-N) назвал Хана лжецом, который пытается извлечь выгоду из этой ситуации.
Глава МВД из PML-N Рана Санаулла продолжил ту же линию и назвал председателя PTI большим «лжецом». После чего поставил под сомнение сообщения, что он был ранен четырьмя пулями и что в покушении было задействовано несколько человек.
«Подстрекатель толпы, бунтарь хочет уничтожить всю страну и нацию», — добавил Санаулла.
За несколько дней до этого он рассуждал, что уже выбрал тюрьму, куда посадит Хана, если ему представится такая возможность.
Пресс-служба армии осудила обвинение представителей военных в участии подобном преступлении.
«Безответственные обвинения председателя PTI в адрес учреждения и особенно старшего армейского офицера абсолютно неприемлемы и неуместны», — указано в пресс-релизе отдела по связям с общественностью и СМИ Вооруженных сил (ISPR).
Итог
Попытка покушения не остановила Имрана Хана, а только еще больше подняла ставки в политической борьбе. Скорее всего, это приведет к еще большему росту его популярности, с которым придется считаться и властям, и действующей армии.
Над его соперниками помимо экономических проблем повисло еще и обвинение в покушении на убийство.
В целом это подрывает предыдущие попытки правительства PML-N дискредитировать образ Хана через расследования Избирательной комиссией дел об иностранном финансировании PTI и обвинения в махинациях с хранилищем подарков лидерам страны.
Помимо несправедливого и политически ангажированного, по мнению сторонников Хана, решения избиркома о запрете для экс-премьера избираться и занимать должности во власти, добавилось еще и покушение на убийство. Практическим следствием этого стала радикализация протестов, которые уже перешли в массовые беспорядки по всей стране.