Четвертый этаж — 10
Я возвращаюсь к рассмотрению четвертого этажа после того, как мы обсудили с читателем специфику газеты «Суть времени». И всё то, что позволяет организации с таким же названием выпускать, распространять и осваивать газету на протяжение двух лет.
Но для того, чтобы завершить тему сотого номера, еще раз сфокусирую внимание на том, что наиболее важно для нас. И в смысле газеты, и в смысле движения. И в смысле ответа на глобальные вызовы, которые чреваты гибелью страны и крахом всего, что связано с подлинным развитием человечества.
Этим наиболее важным является продуктивная сложность. Мы сделали ставку именно на такую сложность уже в самом начале нашей деятельности. И продолжаем делать ставку именно на нее, потому что простота нынче и впрямь хуже воровства. Потому что враг не позволит нам задействовать ресурс адекватной человеческой простоты, навязывая постоянно такие сложные многомерные комбинации, на которые нельзя отвечать с позиции этой самой простоты.
Итак, или сложные ответы на сложные вызовы, или крах. Но как обрести способность к сложным ответам, коль скоро враг сделал всё для того, чтобы отчуждение целого поколения от продуктивной сложности — интеллектуальной, культурной, аналитической и иной — приобрело фактически непреодолимый характер?
Это можно сделать только в случае, если четвертый этаж существует. И что-то из сделанного говорит о том, что он таки существует. Потому что если бы он не существовал, то ничего не было бы схвачено движением «Суть времени» в материале, предложенном в лекциях «Суть времени». Ибо при наличии простой альтернативы (либо полное непонимание, либо полное освоение материала) всё обернулось бы именно полным непониманием. Мол, не понимаем языка... Не понимаем образов и символов... Не понимаем насыщенного контекста... Не понимаем адресации в рамках этого контекста... Не понимаем логики мышления... Не понимаем... Не понимаем...
Но ведь не произошло такого полного непонимания. Равно как и полного понимания. А произошло нечто третье. То, что я называю схватыванием. И что возможно только в случае существования четвертого этажа.
Итак, нас очень интересует, что представляет собой этот самый четвертый этаж, на котором обитают определенные человеческие способности. В том числе способность что-то схватывать вопреки отсутствию знаний, определенных навыков мышления... Ну и всего того, что позволяет человеку, сталкиваясь с определенными текстами или высказываниями (то бишь текстами, соединенными с личностным присутствием их автора), фиксировать ценность получаемой информации. Притом, что освоить эту информацию так, как положено, этот человек не может.
Четвертый этаж содержит всё то, что позволяет человеку подобным образом схватывать нечто, вопреки отчуждению от очень многого из того, что нужно, чтобы это нечто освоить. Если такое схватывание оказывается достаточно мощным не только интеллектуально, но и эмоционально (а при схватывании интеллект и эмоция работают рука об руку), то остается определенный след. Возникает точка притяжения. И тут всё дело в том, как человек этой точкой воспользуется. Либо эта точка побудит человека перейти от схватывания к полноценному освоению того, что оставило след, зажгло поисковую точку на четвертом этаже его личности.
Либо человек не перейдет от схватывания к освоению. И тогда зажженная чем-то на четвертом этаже поисковая доминанта или рассосется, или станет новым вариантом уже знакомого этому человеку комплекса неполноценности (тянусь, хочу освоить, но тщетно). Как мы видим, вопрос о четвертом этаже и впрямь носит вполне актуальный, прикладной, собственно политический характер. Потому что многое из того, что было сказано в передачах «Суть времени» и потом изложено в одноименной книге, было именно схвачено. Но прошло время. И от схватывания надо переходить к освоению. А на пути этого освоения стоят огромные преграды: нет необходимого культурного багажа, нет многого другого. Все эти «нет» порождены спецификой нынешнего общества. Они окружают человека, глумятся над ним, подвывают «нет, нет, нет». И что же человек? Как он ответит на этот вызов? И поможет ли ему четвертый этаж найти нужный адекватный ответ? Ведь в каком-то смысле ставку на этот четвертый этаж нужно делать не только в том, что касается первоначального схватывания, но и в том, что касается освоения. Потому что, честно говоря, ставку-то по-настоящему больше делать не на что.
Ну, так что же происходит на четвертом этаже? Как он устроен?
Но почему недопустимо прямое описание содержания четвертого этажа без ссылок на историю вопроса, без задания связанной с этой историей сетки интеллектуальных и эмоциональных координат?
Потому что серьезные нормальные люди немедленно скажут: «Вы только что (имеется в виду моя предыдущая статья) говорили о том, что на ваш цикл лекций «Суть времени» члены вашего движения откликнулись по причине наличия в этом цикле определенного содержания. Вы только что сказали, что вы этим гордитесь. И тут же — на тебе! Вы, видите ли, узрели некий четвертый этаж... Вы постигли его содержание... И являете нам оное.
Нет уж, извините! Либо у того, что вы собираетесь обсуждать, именуя это четвертым этажом, есть определенная предыстория. И тогда это уже обсуждали до вас другие. Тогда вы можете, ознакомив нас с этими обсуждениями, внести свою лепту, опровергнуть что-то и что-то добавить.
Либо же никто до вас не обсуждал этот самый четвертый этаж. Но тогда перестаньте говорить о том, что вас интересует только практика, а не общие знания. Начните заниматься этими общими знаниями о вашем четвертом этаже. Сообщите нам, какими методами вы будете добывать эти знания. Сообщите также, какие знания вами уже добыты. И становитесь первооткрывателем этого знания».
Конечно же, до меня проблему четвертого этажа обсуждали самые разные мыслители. Причем не просто самые разные, но принадлежащие к трем основным разрядам.
В первом разряде — религиозные мыслители, причем всё же в основном восточные. Более того, по преимуществу индийские. Они с древнейших времен называли этот самый четвертый этаж атманом.
Во втором разряде — визионерский новодел. Наиболее яркий пример — Шри Ауробиндо.
В третьем разряде — ученые, которые пытаются поймать бабочку, используя для этого... в лучшем случае ковш огромного экскаватора, а в худшем случае — огнемет.