Что бы это значило?
На фоне переговоров в Минске и объявленного перемирия, в Харькове начинают происходить вещи, которые совсем уже не свойственны современной Украине. Городской власти, прежде всего городскому голове Геннадию Кернесу, откуда-то резко добавилось уверенности.
Началось всё еще в августе, когда 6 августа на сессии Горсовета, по предложению Кернеса, звание «почетный гражданин Харькова» было присвоено двум гражданам России: Александру Шишкину и Павлу Фуксу. Тут же появился Аваков — как обычно, в «Фейсбуке», — и сообщил, что Шишкин является депутатом Госдумы РФ, следовательно, голосовал за присоединение Крыма... следовательно, Горсовет нужно распустить, Кернеса отправить в отставку и назначить общие перевыборы.
Следует отметить, что, несмотря ни на что, у Кернеса в Харькове рейтинг высокий — любого человека Авакова он на выборах обойдет. Поэтому Аваков пытается сделать так, чтобы Кернеса на выборах не было. После решения Горсовета он инициировал возобновление уголовного дела против Кернеса (ему вменяют похищение нескольких активистов майдана в начале 2014 года). Однако тут начались странности. Сначала зарегистрированный в парламенте законопроект о перевыборах в Харькове упорно не мог пройти через профильный комитет. Ну, а потом парламент не смог набрать 226 голосов «за», необходимых для включения законопроекта в повестку дня сессии. Притом, что на словах отставки Кернеса хотели все.
Активизация антиправительственных митингов во второй половине августа и активизация харьковских городских властей, судя по всему, связана с активизацией переговорного процесса. В Минске, очевидно, обсуждался не только и не столько Донбасс, а достигнутые договоренности выходят далеко за рамки подписанного договора.
В августе, как многие знают, в Харькове за пару ночей было повреждено три памятника Ленину. В Горсовете тут же пообещали все три памятника восстановить. Но тогда это никто не воспринял всерьез. Однако утром 9 сентября стало известно, что два из трех памятников восстановлены. Это совсем уж нетипичное явление для обезумевшей Украины. 16 сентября был восстановлен и третий Ленин, в микрорайоне Новая Бавария.
В социальных сетях и СМИ майданщики подняли вой страшной силы. Дескать, в Днепропетровске и Запорожье под чутким руководством Коломойского всякие рвы копают, а в Харькове памятники Ленину реставрируют. Майданщики сделали неутешительный вывод: город к обороне не готов. Им почему-то кажется, что российские танки вот-вот появятся на его окраинах.
Два из трех восстановленных памятников майданщики снова повредили. Памятники эти, к сожалению, ломаются легко. Но, впрочем, они и восстанавливаются легко.
И в этот раз в Горсовете снова пообещали памятники восстановить. Мало того, Горсовет попросил прокуратуру проверить причастность обладминистрации (которую возглавляет человек Авакова Балута) к разрушению памятников. В общем-то, заподозрить причастность обладминистрации здесь вполне естественно. Заместитель Балуты и главный покровитель местного майдана Варченко регулярно говорит, что из города нужно убрать все памятники, которые (в отличие от бандеровских ультрас, орущих «москалей на ножи») «раскалывают общество».
Обмен обвинениями между Горсоветом и областной администрацией в последние недели — дело регулярное. Так, Балута обвинял Кернеса в том, что тот саботировал поставки бронетехники с завода имени Малышева на фронт, а также саботировал мобилизацию автотранспорта и строительной техники в Харькове. Насколько к этому всему приложил руку Кернес, неизвестно. Но мобилизацию автотехники Харьков действительно с треском провалил (по некоторым данным, мобилизовано не более 10 % техники). А серийного производства на Малышева по-прежнему нет — сильно много техники завод и не мог поставить.
Майданщики и их покровители во власти не скрывают, что их главной целью является памятник Ленина на центральной площади Свободы. Однако там дело сложнее. Памятник стоит на высоком постаменте и весит едва ли не 50 тонн. Это самый большой памятник Ленину на Украине. Просто так его не снести. Нужно подгонять серьезную технику, а харьковская милиция достаточно оперативно реагирует на любые попытки снести или как-то повредить памятник. В общем-то, милиция в течение 5 минут прибыла и к одному из разрушенных памятников (который в районе тракторного завода), но вандалы за это время успели скрыться. К Ленину на площади Свободы за 5 минут не подбежишь. Нужно как минимум полное попустительство власти по отношению к вандалам и полное подавление по отношению к тем горожанам, кто может выйти и дать им отпор.
Весной городская власть даже посмотреть косо не могла в сторону майданщиков. Однако тогда у Ленина на площади Свободы постоянно собирались харьковчане. По выходным митинги были многотысячные, в будний день вечером было несколько сотен, люди просто общались. У Ленина постоянно кто-то был. Чуть майданщики начинали сбор, чтобы двигаться в сторону Ленина, сразу собиралось больше тысячи горожан.
В таких условиях снести памятник было невозможно. Несколько попыток облить Ленина краской были жестко пресечены. Но к лету антиправительственные митинги, достигшие своего апогея 7 апреля, когда протестующие заняли здание обладминистрации, удалось «закрутить». Часть организаторов и активистов к концу весны были арестованы, некоторых из них потом выпустили под залог, после чего они немедленно скрылись. Кто-то уехал в Донбасс, не дожидаясь ареста. Много кого вызывали на неофициальные «беседы» в СБУ и запугали. Так вот митинги и сошли на нет. Да, в общем-то, к лету они себя и исчерпали.
Тогда активизировались майданщики, которые резко захотели жестко разогнать те несколько сотен харьковчан, которые продолжали (и продолжают!) собираться у Ленина. Однако тут произошло немыслимое для современной Украины: бандеровцев остановила харьковская милиция. Доходило до того, что милиция обыскивала рюкзаки майданщиков, изымала оружие, пару раз даже дубинки применила — в том же Днепропетровске такого и близко не может быть. Милиционеры приняли у своих земляков эстафету по борьбе с вандалами.
С тех пор крики майданщиков о необходимости люстрации харьковской милиции стали существенно громче. И, тем не менее, какая-то сила не дает расправиться с харьковскими милиционерами. Резко антиправительственный настрой харьковской милиции известен хорошо. Регулярные обвинения милиционеров со стороны майданщиков только его усиливают.
Стоит отметить еще одну тенденцию. В городе начали снимать государственные флаги, которые развешивали майданщики, а также коммунальщики перед Днем Независимости. Что тут же привело в бешенство майданщиков и представителей власти. В дело опять-таки вмешался Аваков. В горсовете ответили, что снимают флаги, потому что всегда снимают их через пару недель после Дня Независимости, а конструкции, на которых они висят, нужно помыть. И, тем не менее, после вмешательства Авакова, снимать флаги перестали. Но тут же активизировались неизвестные, которые, вооружившись пейнтбольным ружьем, принялись портить флаги, натянутые вертикально на придорожных столбах.
Делая отступление, стоит сказать, что неизвестные стреляют последнее время не только из пейнтбольных ружей и не столько по флагам. Так, несколько раз из автоматического оружия и гранатометов были обстреляны районные военкоматы и один раз — административное здание бронетанкового завода на улице Котлова. Большинство военкоматов и отделений милиции уже укреплены мешками с песком и бетонными блоками.
Возвращаясь к войне символов, стоит сказать, что это майданщики ее навязали харьковчанам. Изначально на антиправительственных митингах у Ленина было немало украинских флагов. Однако они исчезли после событий 2 мая в Одессе. Вперемешку с новостями из Донбасса харьковчане видели радостные сообщения майданщиков о том, что повесили флаги на очередной улице. Для майданщиков это был, по сути, триумф над городом, который они победили, как они думают, навсегда. Но результатом этих бесконечных акций по развешиванию флагов стал лишь рост неприязни харьковчан к государственной символике.
Вся эта покраска заборов в желто-голубые цвета и развешивание флагов выглядит... К чему это желание покрасить каждый столб и каждую стену в Харькове? Но ладно, стены... Зачем рисовать флаг на урнах? А мусорные баки зачем красить в желто-синие цвета? Апогеем этого безумия стали флаги, нарисованные на дорожной «зебре». Рисовавших не смутило то, что об эти флаги десятки тысяч харьковчан будут вытирать ноги... Флаг все-таки должен быть чем-то святым, а не банальным средством пометить территорию.
И, в завершение, еще одна очень важная странность. 14 сентября «Партия регионов» объявила о том, что в выборах участвовать не будет. Это, казалось бы, единственно верное в нынешних условиях решение совершенно нетипично для украинских политиков. 16 сентября у здания Верховной Рады митинговавшие бандеровцы «выбросили» депутата Журавского в мусорный бак. И что? Он идет на выборы. Над Компартией Украины как только не издевались. И что? Они тоже идут на выборы! Это абсолютно стандартная реакция украинских политиков на постоянные унижения!
«Регионалы» же выдали нестандартную реакцию. 15 сентября в Харькове внезапно дал пресс-конференцию Михаил Добкин, который после майских выборов из медийного пространства исчез. Дело за сепаратизм на Добкина, к слову, Генпрокуратура 30 августа закрыла (еще одно случайное совпадение!). Добкин объявил, что не будет баллотироваться по мажоритарному округу, вместо участия в выборах «регионалы» будут агитировать население их бойкотировать. Между тем, шанс пройти в Раду по одномандатному округу в Харьковской области у Добкина практически 100 %.
Объяснение здесь может быть только одно: руководство «Партии регионов» обладает информацией, которая позволяет с большой долей вероятности заключить, что сейчас намного выгоднее быть несистемной оппозицией. Экономика выходит из-под контроля. Недовольство населения растет. В Раде «Партия регионов» будет иметь меньше всего шансов это недовольство использовать.
В данный момент в Харькове по причинам, указанным выше, полностью отсутствует организованное проявление недовольства. Хоть харьковчане и продолжают собираться у Ленина. Харьковчанам еще предстоит переосмыслить события этой весны и понять почему, несмотря на то, что 1 марта на площади Свободы было не менее 30000 горожан, в Харькове не получилось дать отпор бандеровцам. Но, как бы там ни было, эти тысячи никуда не делись. И значит, рано бандеровцы празднуют свою победу!