Что происходит в украинской экономике. Часть III
Как мы уже установили, экономическая ситуация на Украине аховая.
Власть и экспертное сообщество, а также практически вся «свидомая» журналистская братия объясняют это двумя обстоятельствами:
страшным уроном, который нанесла национальной экономике прежняя власть Виктора Януковича;
вооруженной и экономической войной против «новой незалежной державы», которую развязал «москальский империализм».
Еще в апреле 2014 г. тогдашний генпрокурор Олег Махницкий объявил, что Виктор Янукович за время своего президентства «украл у государства около $100 млрд — три годовых бюджета Украины» (экспертные возражения насчет того, что это даже технически невозможно, прессу и разъяренное общество не заинтересовали).
Генпрокуратура Украины объявила в международный розыск по обвинениям в злоупотреблении служебным положением, хищении средств и/или участии в убийствах граждан почти весь состав «домайданного» правительства. А заодно были объявлены в розыск и зарубежные счета бывшего президента и всей его команды.
Затем служба финансового мониторинга Украины уточнила, что проверила все подозрительные счета и проводки и выявила хищения и отмывание денег Януковичем и его соратниками в общей сумме 77,2 млрд гривен (около $9 млрд по тогдашнему курсу).
3 июня собственные уточнения внес и генпрокурор Махницкий, который сообщил, что Янукович с подельниками украл 1,2 млрд гривен и $200 млн, то есть всего $350 млн. А 5 июня Генпрокуратура Швейцарии заморозила все найденные в стране банковские счета членов «команды Януковича» в сумме 137 млн евро.
Однако ни на все эти «уточнения», ни на относительно скромные суммы арестованных счетов Украина внимания не обратила. Во властной и околовластной пропаганде превратилось в «бесспорную истину» утверждение о том, что именно из украденных $100 млрд (из которых $32 млрд якобы вывезли прямиком в Россию) Янукович и его «подельники по мафии» финансируют сепаратистов в Донбассе и войну России против украинской незалежности.
29 сентября глава СБУ Валентин Наливайченко заявил прессе, что против обвиняемых соратников Януковича полностью собрана доказательная база, и «вопрос только в том, чтобы они были возвращены на Украину и предстали перед судом».
Тем не менее, новая властная элита сознавала, что слишком долго кормить нищающее население кадрами из «царской» резиденции Януковича «Межигорье», а также мифами о том, что «Янукович всё украл» — не получится. Тем более, что далеко не все настолько оболванены пропагандой, чтобы не замечать и повседневных коррупционных поборов многочисленных представителей новой власти из его, населения, собственных карманов, и вопиющих фактов разворовывания денег и снаряжения (включая американские «гуманитарные сухпайки») в ходе «антитеррористической операции» в Донбассе.
Всё вышеперечисленное украинская пропаганда объявляет «кадровым наследием коррумпированного режима Януковича». И потому первоочередной экономической задачей украинское политическое руководство назвало «очистку власти».
Информационная подготовка к такому «мероприятию» велась давно. Обвинения в адрес политических и экономических противников в духе «наймит Януковича» или «агент КГБ и Путина» звучат в украинском «политикуме» с первых дней «майданной революции». И с того же времени звучат призывы принять на Украине — по образцу «цивилизованных западных соседей» вроде Польши, Чехии или Эстонии — законодательство о люстрации. То есть об очищении власти на всех ее уровнях от политиков и чиновников прежней эпохи, замаранных в экономических, а также иных преступлениях.
Сразу после переворота в Киеве был создан общественный «Люстрационный комитет», который стал требовать от новосозданной власти исполнения майданных люстрационных обещаний. В марте в Верховную Раду был подан соответствующий законопроект. Но рассматривать закон Рада не торопилась. Председатель «Люстрационного комитета» Егор Соболев возмущенно писал: «Мы выгнали Януковича, но его система осталась и продолжает работать, но с новыми руководителями».
Тем не менее, летом, в преддверии борьбы за кресла в Раде на будущих парламентских выборах, законодатели о люстрации вспомнили. И начали активно готовить закон. Который (под названием «Об очищении власти») был 14 августа принят в первом чтении, а 17 сентября — принят окончательно. 25 сентября закон подписал спикер Рады А. Турчинов и представил президенту.
Порошенко задумался. И не случайно, поскольку закон оказался «слишком широкого применения». 30 сентября уже следующий генпрокурор Виталий Ярема заявил, что новый закон во многом не соответствует украинской конституции, а также международному законодательству, поскольку нарушает принцип персональной ответственности гражданина за неправовые действия.
Эксперты-правоведы указали, что с экономической частью закона всё в порядке (требовать от чиновников объяснять природу их семейных расходов, намного превышающих легальные доходы, — норма правильная), а вот с политической частью будут проблемы.
В законе прописаны нормы, по которым вводится десятилетний запрет на допуск в органы управления всех, кто состоял на значимых постах в администрации Януковича, а также ранее в руководящих органах КПСС и КГБ на уровне района и выше. Кроме того, «под люстрационный каток» по этому закону попадают и все те, кто причастен к «антимайданным» решениям и действиям во время зимнего госпереворота.
Специалисты подсчитали, что под люстрацию попадает более миллиона украинских граждан, в том числе почти весь состав судейского корпуса, прокуратуры, милиции, финансовых надзорных органов и т. д. А поскольку новый закон противоречит международному законодательству, то люстрации наверняка вызовут вал жалоб в Международный суд по правам человека (вердикты которого Украина обязалась исполнять). И приведут к множеству наложенных на Киев штрафов по этим жалобам.
Международным экспертам не понравились и оговоренные в законе изъятия, которые Рада сделала «под себя». А именно, исключение люстрационных проверок для граждан, избранных в руководящие органы (то есть для всяческих депутатов), а также для президента, премьера и конституционных судей.
Но, во-первых, на Порошенко начала активно давить майданная «улица», проводя показательные «народные люстрации» неугодных кандидатов в депутаты — путем избиений кандидатов, а также их показательного, под телекамеры, засовывания в мусорные баки. Причем наши источники сообщают, что эту «предвыборную услугу» уже предлагают на украинском политическом рынке «всего» за $10–20 тыс. бригады крепких ребят в балаклавах.
Во-вторых, несмотря на прозвучавшее из Европы возмущение такими проявлениями украинской «демократии» в духе «революционной целесообразности», на Порошенко надавил и ультрадемократический европейский выборный орган — Парламентская ассамблея Совета Европы. Глава ПАСЕ г-жа Энн Брассер заявила, что люстрацию Украине нужно проводить обязательно. Хотя и оговорила, что «люстрация не должна базироваться на мести».
Внесли свою лепту в «люстрационную» дискуссию и американцы. 1 октября эксперт вашингтонского Института международной экономики Андерс Аслунд написал в «Уолл Стрит Джорнэл», что Украине нужно не только создать «независимую комиссию, тщательно проверяющую всех высших судей и прокуроров на Украине и увольняющую уличенных в коррупции» (что предусмотрено новым законом), но и принять другие меры. А именно — ограничить регулирующие функции государства, снизить госрасходы, отменить регулирование цен на газ и электричество, упростить налоговую систему, а также «упразднить налоговую полицию, чтобы защитить налогоплательщиков от незаконного преследования».
Кто и как будет всё это делать в глубоко пропитанной коррупцией украинской властной и социальной ситуации, Аслунд не разъяснил. Не разъяснил он и то, к каким экономическим последствиям приведет снятие практически всех регулировочных механизмов в уже почти не управляемой ни административно, ни «законами рынка» украинской экономике.
Однако сумма перечисленных выше доводов, видимо, Порошенко убедила. И 3 октября он публично заявил, что закон «Об очищении власти» всё же подпишет. Хотя когда подпишет, и подпишет ли — неясно. Поскольку закон направлен на экспертизу в Комиссию Совета Европы «За демократию через право», и получит ее заключение не ранее декабря. То есть уже после выборов в Раду.
Пока же, до упомянутого «очищения власти», украинскую экономику регулирует в основном «революционная целесообразность».
Эта «революционная целесообразность» уже действует не только в майданных и уличных эксцессах (в форме вооруженных захватов «свидомыми активистами» ресторанов, магазинов, ателье, автосервисов или прачечных в городах и поселках, включая Киев), но и на высшем уровне экономической политики. Новая власть и ее ближайшие подельники начинают экспроприировать (по украинской терминологии, «отжимать») собственность у олигархов, связанных с «командой Януковича» или сомнительно лояльных высшим представителям победившего украинского политико-экономического режима.
Первой жертвой крупного «отжима» стал Дмитрий Фирташ, хозяин телеканала «Интер», а также производств аммиака, азотных удобрений, титанового концентрата и много чего еще. Сначала Киев объявил его в розыск в Интерпол и потребовал арестовать. Затем решением Яценюка (правительства) принадлежащие Фирташу титановые Иршанский и Вольногорский горно-обогатительные комбинаты были переданы в управление близкому соратнику «национально свидомого» олигарха Игоря Коломойского. А Коломойский, отметим, — не только нынешний губернатор Днепропетровской области и реальный хозяин нескольких «батальонов», воюющих против Донбасса. Он еще, по единодушному мнению украинского политикума, — главный на Украине специалист-практик по рейдерским захватам чужой собственности.
29 сентября правительство (то есть опять-таки Яценюк) выпустило Указ, запрещающий использовать газ из украинских ПХГ для производства азотных удобрений. Скандальный нюанс этого Указа заключается в том, что, как утверждают украинские эксперты, 4 млрд куб. м газа в украинских ПХГ — это давно оплаченная и сданная «на хранение» собственность Фирташа. А поскольку быстро закупить газ Фирташ не сможет, ему придется останавливать заводы в Черкассах, Ровно, Северодонецке и т. д. Конечно, у Украины не будет удобрений для внутреннего рынка и на экспорт, пострадают сельское хозяйство и бюджет, но... да здравствует революционная целесообразность экономических люстраций «несвидомых» олигархов.
При этом на Украине всё громче говорят о том, что некоторые операции пресловутой АТО (в частности, целенаправленное уничтожение украинской артиллерией отдельных шахт) слишком похожи на экономическую войну против еще одного «несвидомого» олигарха — хозяина шахт Рината Ахметова. И что в результате такой войны Украине зимой придется мерзнуть и сидеть без света...
Но это, видимо, неизбежные (и естественные для украинского элитного менталитета) издержки нынешней «революционной эпохи»... Ведь главная цель «революции» достигнута: Украина подписала, наконец, в полном объеме Соглашение об ассоциации с Евросоюзом!..
Однако осведомленные (и «свидомые», и не вполне «свидомые») украинские эксперты и политики радости по поводу «открытых горизонтов евроинтеграции» не проявляют.
Как сообщала «Уолл Стрит Джорнэл» еще в конце мая, П. Порошенко, вступив в президентскую должность и ознакомившись с экономическими последствиями для Украины ввода в действие Соглашения об ассоциации, тут же начал зондировать в Брюсселе возможности этот акт «отложить куда подальше».
Тем не менее, 27 июня, на саммите ЕС в Брюсселе, Соглашение было подписано. После чего Порошенко, президент Европейского совета Херман Ван Ромпей и президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу радостно друг друга поздравили под телекамеры.
Но на ратификацию в Раду Порошенко Соглашение ставить не торопился. Он поручил правительственным экономистам провести переговоры с Брюсселем и с Москвой (!) с тем, чтобы вычеркнуть из Соглашения об ассоциации меры «экономической интеграции», наиболее болезненные для Украины.
Однако Брюссель заявил: никаких правок, иначе Соглашение придется составлять заново и согласовывать со всеми странами ЕС. Эксперты утверждают, что США также «настоятельно посоветовали» Киеву Соглашение незамедлительно утвердить. И 16 сентября ЕС и Верховная Рада одновременно и торжественно Соглашение ратифицировали.
26 сентября Украина официально передала ратифицированное Соглашение об ассоциации с Евросоюзом в генеральный секретариат Совета ЕС. Но, как выяснилось, ввод в действие главной экономической части Соглашения — о создании Зоны свободной торговли — откладывается до начала 2016 года «с учетом сложной экономической ситуации на Украине». И представители ЕС подчеркнули, что «Россия, Украина и ЕС договорились, что в течение этого срока Россия не будет вводить меры для защиты своей экономики, включая пошлины на ввоз товаров с Украины».
То есть? То есть Порошенко сделал ровно то, за что осенью прошлого года был начат «майданный бунт» против Януковича. А именно — увильнул, хотя бы на время — на 15 месяцев — от кабально-затратных обязательств Украины по этому Соглашению, которые невозможно исполнить без погружения страны в тотальную и окончательную экономическую катастрофу, а также сохранил на те же месяцы существующий льготный режим свободной торговли со странами СНГ. Но сделал это Порошенко после долгой кровопролитной войны и в гораздо худших для Украины финансово-хозяйственных условиях.
Тем не менее, глава МИД Украины Павел Климкин 1 сентября в телеэфире торжественно отчитался, что экономические связи с Европой налаживаются успешно и что в нынешнем году рост украинского экспорта в ЕС «практически компенсировал» падение экспорта в страны Таможенного Союза. Но Климкин сильно слукавил. Поскольку — согласно официальной украинской статистике — экспорт Украины в ТС упал на $3,2 млрд (только в Россию — на $2,5 млрд), а экспорт в ЕС вырос всего на $1,3 млрд. Потери — почти $2 млрд. Причем если в страны ТС Украина поставляет в основном продукцию машиностроения и металлургии высокого передела, то ЕС покупает у нее только промышленное и сельскохозяйственное сырье.
Так что с экспортными валютными поступлениями у Украины негусто. Но и другие финансово-экономические проблемы растут, как снежный ком.
2013 год Украина завершила с валовым внутренним продуктом (ВВП) в $182 млрд и совокупным внешним долгом около $140 млрд.
Именно по этой причине сразу после «революции» был спешно продолжен начатый еще при Януковиче раунд переговоров с МВФ о кредитной помощи. Одновременно обсуждались программы кредитования Украины Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития и Секретариатом ЕС. Итогом этих переговоров стали подписание программы кредитной помощи МВФ на $17 млрд, а также обещания международных финансовых организаций и отдельных стран предоставить Украине кредитные гарантии в общей сумме около 10 млрд евро.
Однако, во-первых, это всё не подарки, а кредиты, которые ведь придется отдавать в дополнение к долгам, уже набранным при предыдущей власти. И, во-вторых, практически все эти кредиты даются только под определенные условия и обязательства Украины — как экономические, так и политические. В частности, программа экономической помощи МВФ в качестве условий выдачи каждого транша включает конкретный перечень обязательств Украины по проведению «либерализационных реформ» в духе знаменитого «Вашингтонского консенсуса». Примерно таких же, которыми в последней четверти ХХ века обрушивали экономики ряда стран Латинской Америки и государственные обломки распавшегося советского блока и СССР.
Например, Украина по соглашению с МВФ обязалась активизировать приватизацию, сокращать сферу государственного регулирования экономики, прекращать дотирование цен на газ, электроэнергию и коммунальные услуги, снижать социальные расходы, ограничивать бюджетный дефицит и т. д. А еще — менять налоговую и судебную систему, принимать активные меры по борьбе с коррупцией и т. д. А еще — провести вовремя «правильные» выборы с «правильными» результатами.
Первый транш кредита МВФ в $3,2 млрд Украина получила только 18 мая, за неделю до выборов Порошенко на президентский пост, когда уже были ясны результаты этих выборов. А второй транш в $1,4 млрд, который Украина рассчитывала получить в середине лета, — только в начале сентября, когда стало ясно, что в Донбассе установлено перемирие и что Украина не впадает в немедленный дефолт, который был неизбежен в случае продолжения полномасштабных военных действий.
Одна из главных проблем экономической политики, навязанной МВФ, — управление денежной системой. В частности, Киев подписал обязательство ограничить эмиссию гривны в 2014 г. уровнем не более 20,6 млрд. Но этот объем гривны Нацбанк выпустил уже к началу июля. И, значит, дальше не может покупать валюту у населения и банков за гривны, пополняя свои валютные резервы.
А с резервами у Киева более чем плохо. Официально в них с весны находится (то есть тратится и пополняется) $15–16 млрд. Но, как сетуют осведомленные аналитики, не менее $10 млрд из них — это долговые обязательства украинского Нацбанка. То есть фактические неликвиды, которые по номинальной цене никому не продать.
Рейтинговое агентство «Фитч» в августе понизило краткосрочный рейтинг Украины в иностранной валюте до уровня «С» (дефолт неизбежен). И если в мае, при выдаче первого кредитного транша, МВФ заявлял, что для полноценного выхода из кризиса Украине в ближайшие годы потребуется $35 млрд, то перед вторым траншем «уточнил» прогноз до $55 млрд. А бывшие (то есть не связанные корпоративными обязательствами) эксперты МВФ пишут, что МВФ (как и ранее при оценке кризиса в Греции) занижает масштабы необходимой помощи и что Украине, чтобы «уползти из-под дефолта», понадобится не менее $100 млрд.
Таковы же и ухудшения прогнозов спада ВВП Украины в нынешнем году. В мае МВФ называл цифру 5 %, в августе — 6,5 %, сейчас дает неофициальную оценку 8–9 %. Такие же цифры у Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития. А глава Нацбанка Украины Валерия Гонтарева на днях заявила, что спад ВВП может достичь 9–10 %.
Это значит, что валютные поступления от экономики падают. Но поскольку заодно с экспортом и ВВП падает курс гривны, выполнять государственные внутренние и внешние гособязательства становится всё труднее. В начале сентября МВФ сообщил, что следующий транш кредита будет не ранее декабря и что Киеву предстоит до конца года выплатить по различным кредитам $9,2 млрд.
А еще МВФ сообщил, что, по его прогнозу, долг Украины в 2014 г. вырастет с 41 % ВВП до 68 % ВВП. И это уже не просто очередные цифры. Дело в том, что полученные прошлой осенью от России $3 млрд были оформлены как выкуп украинских еврооблигаций. Этот выкуп включал условие («ковенант»), что в случае превышения украинским долгом уровня 60 % ВВП Россия имеет право требовать немедленного погашения этих облигаций, то есть возврата $3 млрд.
Правительство во главе с Яценюком, как сообщают респонденты, буквально впало в панику.
9 сентября Яценюк потребовал открыть уголовное дело против бывшего главы Нацбанка Юрия Колобова по обвинению в незаконном выпуске облигаций. Нынешнее руководство Нацбанка (понимающее, что для глобального финансового рынка еврооблигации — это святое и что такой прецедент способен навсегда перекрыть Украине доступ к любым кредитам) немедленно опровергло обвинения против Колобова.
А еще Яценюк в разговоре с главой миссии МВФ на Украине Н. Георгиевым обвинил МВФ в «преступной отсрочке траншей». На что в середине сентября Совет директоров МВФ ответил пространным письмом. Где жестко рекомендовал Яценюку «прекратить жаловаться и умерить растущие аппетиты», а также перечислил, какие именно обязательства перед МВФ Украина, вопреки кредитному соглашению, не выполняет.
После этого Яценюк вернулся к вопросу, который он поднимал еще в марте: о требовании к России вернуть Украине часть зарубежной собственности, которая ей причитается после раздела имущества СССР. Этот вопрос был в странах СНГ решен еще в начале 1990-х годов на основе так называемого «нулевого варианта», при котором Россия взяла на себя почти всю (кроме части посольской и консульской) зарубежную собственность СССР, одновременно с обязательством выплаты всех советских внешних долгов.
Украина «нулевой вариант» подписала, но так и не ратифицировала. И сейчас требует «свои» 16,7 % загрансобственности и заявляет, что Россия украинскую часть советского долга выплатила «добровольно». Россия отвечает, что согласна вернуться к вопросу о загрансобственности, но лишь в случае, если Украина вернет «свою» долю уже выплаченного Россией внешнего долга в размере $20 млрд.
А еще у Киева есть огромный долг за газ. И угроза выплаты Москве по ковенанту на евробонды. То есть никаких шансов выбраться из долговой ловушки у правительства Яценюка не видно. Радикальный выход видят только низовые «свидомые» массы. Представители «правосеков» предложили правительству — поскольку якобы Украина стала главным форпостом Запада в начавшейся мировой войне с «российским империализмом», — потребовать от Европы, США и МВФ списать все украинские внешние долги...
Некоторые украинские социологи указывают, что после заключения перемирия накал державно-патриотической эйфории на Украине, несмотря на массированную пропаганду, начал постепенно спадать. И что всё чаще звучат вопросы о том, где сыновья и мужья, до сих пор не вернувшиеся из зоны АТО, и на что будут жить и чем обогреваться украинцы предстоящей зимой.
Прогнозы не исключают, что широкий социально-экономический протест против новой власти вполне возможен уже через месяц-полтора после выборов в Раду. И что он в нынешней психологической обстановке вполне может сразу, скачком, приобрести «радикально-майданный» характер.
Так что вряд ли случайно 26 сентября, в день рождения Порошенко, киевские «правосеки» преподнесли своему президенту многозначительный подарок: автомобильную покрышку, красиво раскрашенную в цвета украинского «державного» флага. Хотя при этом покрышку — пока — не подожгли...