Тысячи индийских фермеров отвергают предложения правительства, блокируют дороги и пытаются прорваться в Дели

Чем порождены новые фермерские протесты в Индии?

Дэниэл, Томас. Тадж Махал. 1801 год.
Дэниэл, Томас. Тадж Махал. 1801 год.

Прошел уже месяц с начала второго марша фермеров на Дели под названием «Дилли чало» (букв. «Пойдем в Дели»). Кто же участвует в протестах, кто их организует и что протестующие требуют от правительства?

Прошлые протесты

Индийские СМИ называют этот протест «Дилли чало 2.0» — в 2020–2021 годах под подобным названием уже прошли масштабные протесты фермеров против трех новых законов, призванных изменить процесс ценообразования и механизм реализации сельхозпродукции. Протестующие фермеры отвергли новые законы, заявив, что они отдадут их на милость частных компаний.

Первый марш «Дилли чало» фермеры приурочили к 26 ноября 2020 года, Дню конституции Индии. В нем участвовали сотни тысяч фермеров, в основном из северных штатов Пенджаба и Харьяны, направившихся в Дели на тракторах, грузовиках, автобусах и пешком. Полиции не удалось остановить колонны протестующих, и они прорвались в столицу.

Затем протесты продолжились. За год с лишним непримиримого протеста фермерские объединения так и не согласились на предлагаемые компромиссы в виде внесения поправок в три принятых закона и сумели добиться от правительства Нарендры Моди их полной отмены. 19 ноября 2021 года индийский премьер-министр объявил об этом решении, а уже 1 декабря закон был отменен обеими палатами парламента Индии.

За последние два года организовавшие протест фермерские организации претерпели значительные изменения. Фермерское движение, которое первоначально возникло из 32 профсоюзов, объединившихся под знаменем Sanyukt Kisan Morcha (SKM), разделилось на отдельные фракции, а именно SKM (штата Пенджаб), SKM (неполитическая) и Kisan Mazdoor Morcha (KMM).

В настоящее время именно SKM (неполитическая) под руководством Джаджита Сингха Даллевала вместе с KMM (возглавляемой Сарваном Сингхом Пандером из Пенджаба) и ведет протесты. Крупные фермерские лидеры, возглавлявшие предыдущие протесты, занимают выжидательную позицию.

Наши дни

Итак, 13 февраля 2024 года фермеры выступили маршем из штата Пенджаб в сторону столицы страны Дели. Между Пенджабом и Дели расположен штат Харьяна.

Начало марша не было неожиданным. Ему предшествовали два раунда переговоров, 8 и 12 февраля, с федеральными чиновниками: министром по делам потребителей, продовольствия и общественного распределения Пиюшем Гоялом, министром сельского хозяйства Арджуном Мундой и министром внутренних дел Нитьянандом Раем.

Готовясь ко встрече фермеров, власти Харьяны укрепили границы штата с Пенджабом, используя бетонные блоки и колючую проволоку. По оценкам полиции, на границе Пенджаба и Харьяны скопилось около 14 000 человек, сопровождаемых 1200 тракторными тележками и другими транспортными средствами. Для сдерживания фермеров силовики применяли слезоточивый газ и водометы.

Фермеры попытались разобрать баррикады с помощью экскаваторов. Полиция позже сообщила, что установила личности виновных в повреждении государственного имущества и будет добиваться аннулирования их виз и паспортов.

Кроме того, была усилена цензура в соцсети X. В первом раунде блокировок, начавшемся вскоре после того, как фермеры были остановлены на границе Пенджаба, были заблокированы аккаунты независимых журналистов. Во втором раунде были заблокированы некоторые влиятельные каналы, которые разогревали протесты.

В ходе третьего раунда блокировки были заблокированы учетные записи нескольких независимых журналистов, а также множество профермерских аккаунтов, в том числе фермерских групп, которые распространяли информацию о протестах или выступали в защиту фермеров.

Администрация соцсети X заявила, что выполнила требования правительства Индии по блокировке аккаунтов и постов под угрозой наказаний, однако выразила несогласие с этими действиями и заявила, что свобода выражения мнений должна распространяться и на эти посты.

Кроме того, в штате Пенджаб из-за блокировки дорог фермерами отмечались перебои с поставками дизельного топлива и сжиженного газа в баллонах. Правительство Харьяны установило запрет на мобильный интернет и массовые текстовые сообщения в некоторых регионах, чтобы противостоять агитации фермеров.

После начала марша, 15 и 18 февраля, прошли еще два раунда переговоров, которые остались безрезультатными. 19 февраля лидеры фермеров отвергли предложение правительства, заявив, что оно «не отвечает интересам фермеров».

21 февраля в столкновениях фермеров с силовиками в местечке Ханаури был убит один из протестующих и ранено около 12 полицейских. Погибший фермер был опознан как Шубхкаран Сингх (21 год), житель деревни Балло в округе Батхинда штата Пенджаб. После этого лидеры протеста приостановили марш до 29 февраля, потребовав от полиции начать расследование смерти Шубхкарана Сингха.

10 марта SKM (неполитическая) и KMM провели акцию по блокировке железных дорог, rail roko. Протестующие фермеры на четыре часа заблокировали железнодорожные пути в нескольких районах Пенджаба.

14 марта SKM провела акцию в центре Дели, на площади Рамлила Майдан. Полиция согласовала мероприятие численностью не более 5000 человек, а также попросила фермеров не приезжать в Дели на сельскохозяйственном транспорте. Организатором протеста выступило не то фермерское объединение, представители которого до сих пор находятся на границе Пенджаба и Харьяны, не сумев дойти до Дели. Однако на акции всё так же озвучивались требования по введению минимальной закупочной цены на сельскохозяйственные культуры.

Требования фермеров

В этот раз фермеры требуют от центрального правительства целого ряда мер, которые, по их словам, необходимы для финансовой жизнеспособности фермерства:

— принять закон, гарантирующий для всех сельскохозяйственных культур минимальную цену поддержки (MSP). Гарантии правительства в отношении MSP были одним из условий, на которых группы фермеров прекратили свои протесты в 2020–2021 годах;

— назначить пенсии для фермеров и сельскохозяйственных рабочих;

— выдать компенсации за землю, приобретенную различными властями для реализации проектов развития;

— выйти из Всемирной торговой организации, а также заморозить все международные торговые соглашения;

— принять строгие меры в отношении лиц, ответственных за насилие, произошедшее в Лакхимпур Кхери 3 октября 2021 года, когда четверо протестующих фермеров погибли, попав под колеса автомобиля. Главным обвиняемым в этом деле является Ашиш Мишра, сын федерального министра Аджая Мишры;

— отозвать дела против протестующих, участвовавших в протестах в 2020–2021 годах;

— выплатить компенсации семьям погибших во время протестов 2020–2021 годов, включая предоставление работы одному члену семьи.

Как видим, требований много, но ключевыми из них являются всего три: юридические гарантии MSP для всех без исключения культур, использование формулы комплексных затрат (C2+50%) для ее расчета и списание долгов фермеров по кредитам. Именно по ним разгорелись самые ожесточенные споры между лидерами фермеров и правительством.

С долгами по кредитам все более-менее ясно, но что же такое MSP? Традиционная схема реализации сельхозпродукции в Индии предполагала, что фермер (продавец) и покупатель встречались для совершения сделки на больших оптовых рынках (манди), а в случаях, когда они не могли договориться о цене, фермер мог продать свои товары комитету по рынку сельскохозяйственной продукции по так называемой минимальной цене поддержки (minimal support price, MSP). Правительство объявляет эти цены каждый сезон, чтобы гарантировать справедливые цены для фермеров, способствуя увеличению инвестиций и производства.

По MSP могут закупаться около 20 культур. Во-первых, знакомые нам маис, хлопок, арахис, семена подсолнечника, соя, сезам, пшеница, ячмень, рапс и горчица, сафлор, а также экзотические для нас зерновые и бобовые культуры: падди, джовар, баджра, раги, архар, мунг, урад, грамм, мазур и тория. Кроме того, MSP устанавливается на копру, лущеный кокос, джут и сахарный тростник.

Ставки MSP для конкретных культур устанавливает Комиссия по сельскохозяйственным затратам и ценам (CACP), подчиненная министерству сельского хозяйства. При установлении MSP CACP учитывает такие факторы, как себестоимость продукции, внутренние и международные цены, спрос и предложение, паритет цен между культурами, а также условия торговли между сельскохозяйственным и несельскохозяйственным секторами. Окончательное решение об уровне MSP принимает Комитет по экономическим вопросам при федеральном правительстве.

Правительство устанавливает MSP на уровне 1,5-кратной стоимости производства (CoP). Причем CoP состоит всего из двух слагаемых: это A2, то есть все затраты, непосредственно понесенные фермером при производстве конкретной культуры в денежной и натуральной форме на семена, удобрения, пестициды, наемный труд, арендованную землю, топливо, ирригацию и т. д., и FL, то есть вмененная стоимость неоплачиваемого семейного труда.

Национальная комиссия по делам фермеров под председательством М. С. Сваминатана (Сваминатан — ученый-агротехник, известный как отец «зеленой революции», недавно был удостоен премии Bharat Ratna) представила правительству в 2006 году отчет, в котором предлагалось решить кризис фермерства путем предоставления фермерам выгодных цен.

Комиссия Сваминатана предложила добавить в формулу CoP третье слагаемое: вмененную арендную стоимость собственной земли плюс проценты на основной капитал, арендную плату за арендованную землю. Комиссия назвала полученные таким образом затраты комплексными (C2).

Для сравнения приведем примерные производственные затраты на сезон 2024–2025 годов для различных культур семейства раби, рассчитанные по разным методикам (рупий за центнер).

КультураMSP, установленная правительством ((A2+FL)+50%)MSP, которую требуют фермеры (C2+50%)
Пшеница
2275
2478
Ячмень
1850
2421
Грам
5440
6820
Чечевица
6425
7335
Рапс и горчица
5650
6102
Сафлор
5800
8121

Как видим, различия между официальной MSP и расчетами по формуле Сваминатана находятся в диапазоне от 8 до 40%, что весьма чувствительно для фермеров. К тому же MSP устанавливается только на порядка 20 наименований сельхозпродукции, тогда как фермеры требуют, чтобы по «фермерской» MSP закупались вообще все наименования. Лидеры фермеров в прошлом отмечали, что фактические государственные расходы будут меньше в режиме, гарантированном законом, поскольку законодательные положения сделают рыночные цены выше MSP.

Видение правительства

Теперь хотелось бы подробнее разобрать суть предложения, сделанного представителями правительства фермерам на переговорах 18 февраля. Правительство предложило закупать весь урожай бобовых культур (а именно масура, урада, архара), кукурузы и хлопка в течение следующих пяти лет по «правительственной» MSP по всей стране. Количество закупаемой продукции не будет ограничено, то есть фермеры смогут продать хоть весь выращенный урожай. Есть одно «но»: закупки будут производиться только у тех фермеров, которые диверсифицируют свою деятельность, отказавшись от риса и пшеницы.

Бобовые являются основным продуктом питания в большинстве районов Индии. Несмотря на то, что Индия является крупнейшим в мире производителем и потребителем бобовых, она импортирует некоторые виды бобовых, чтобы восполнить их дефицит внутри страны. Годовое потребление бобовых в Индии оценивается примерно в 230 млн тонн, из которых 150–160 млн тонн производится внутри страны, а остальное импортируется из других стран. Индия импортирует бобовые из Канады, Мьянмы, Мозамбика, Австралии и России.

Если предложенное правительством решение будет принято фермерами, оно поможет правительству стабилизировать продовольственную инфляцию, которую часто провоцируют высокие цены на бобовые, а также сэкономить валюту, которую правительство тратит на импорт бобовых. Потребители тоже выиграют от стабильных цен на бобовые, поскольку бобовые в той или иной форме являются основным продуктом питания по всей Индии.

Предложение правительства направлено еще и на борьбу с истощением земель. Выращивание пшеницы и риса приводит к чрезмерному расходу воды и снижению плодородия почвы. Если будут приняты требования фермеров, Пенджаб ждет безводное будущее, так как уровень грунтовых вод стремительно падает из-за интенсивного выкачивания воды. Принятие же предложений правительства «спасет сельское хозяйство Пенджаба, улучшит уровень грунтовых вод и убережет от бесплодия земли, которые и так находятся в стрессовом состоянии», сказал министр по делам потребителей, продовольствия и общественного распределения Пиюш Гоял.

Однако, повторимся, лидеры фермеров отвергли это предложение, заявив, что оно «не отвечает интересам фермеров».

Заключение

Эксперты отмечают, что ключевым фактором, повлиявшим в 2020–2021 годах на довольно нехарактерную уступку со стороны правящей партии, вероятнее всего, стали приближавшиеся выборы в местные законодательные собрания штатов Уттар-Прадеш и Пенджаб, фермеры из которых составляли значимую часть протестной базы.

Вот и сейчас борьба за фермеров как за электорат уже началась: 14 марта на митинге фермеров в Чандваре лидер входящей в оппозиционный блок INDI Alliance партии «Индийский национальный конгресс» Рахул Ганди пообещал прислушаться к требованиям фермеров и разработать меры по их защите.

Выборы в нижнюю палату парламента Индии состоятся с 19 апреля по 1 июня 2024 года. Таким образом, фермеры вполне еще могут успеть добиться уступок от правительства.