Что мешает появлению в России своего смартфона?
Появление на российском рынке национальных смартфонов в новом 2023 году стало насущной потребностью, а не только блажью или чьим-то коммерческим интересом. Но как с этим обстоят дела, и скоро ли российские граждане будут общаться через отечественные мобильные устройства?
Рынок смартфонов в России имеет внушительный объем. По итогам 2021 года, он составил около 730 млрд рублей. В 2022 году продажи устройств из-за экономических санкций упали на 20%, но все равно за год в стране продали до 26,5 млн аппаратов мобильной связи. Потенциал рынка больше полутриллиона рублей, и 26 млн устройств выглядит внушительным куском пирога.
В предыдущие десятилетия Россия не претендовала на освоение этой ниши в промышленности, довольствуясь лишь торговой наценкой за готовые устройства. Но специальная военная операция поставила ребром много острых тем, в том числе и на рынке смартфонов, как бы это ни показалось странным.
Одномоментное отключение вообще всех смартфонов в России реально, заявила IT-эксперт Наталья Касперская на форуме «Армия-2022». «Все смартфоны на территории Российской Федерации гипотетически могут быть выключены, это одна из тех угроз, о которых мы говорим, это кибервойна», — рассказала Касперская в интервью телеканалу «Звезда».
Другой проблемой является прослушивание гаджетов. О прослушке мобильных устройств и скрытом шпионаже корпораций, разрабатывающих приложения и программное обеспечение, говорилось много лет. А с переходом кибервойны и экономических санкций в острую фазу было бы наивно ожидать от противника пассивности в этом вопросе. Если враг имеет возможность шпионить за российскими пользователями, он этой возможностью воспользуется в полной мере.
По опросу портала SuperJob в мае 2022 года, 20% граждан России посчитали первоочередной задачей замещение импорта электроники, включая и производство смартфонов. В опросе принимали участие 1,6 тыс. респондентов из России.
Но выпуск российских мобильных устройств упирается как минимум в несколько задач, среди которых: производство технической базы, включая и процессоры, разработка операционной системы и внедрение приложений для пользователя.
Производство всех технических компонентов на текущий день является наиболее сложным этапом для российских производителей. Абсолютной локализации не смог добиться ни один из них, но даже и приблизиться к этому показателю оказалась труднорешаемой задачей. В первую очередь проблема упирается в чипы, они же процессоры, но не только. В предыдущие годы у производителей была возможность плавной локализации при наличии поставок импортных компонентов. Очевидно, в 2022 году такие возможности резко сократились.
В октябре 2022 года рынок покинул бренд Inoi, ранее позиционировавший себя в качестве российского производителя смартфонов на базе российской же операционной системы «Аврора». Выяснилось, что компания все-таки не российская, а эстонская, и потому покидает рынок в России, пишет «КоммерсантЪ".
Другие производители смартфонов в России на базе ОС «Аврора» — компании «Марвел-Дистрибуция» и «Аквариус» — ранее объявляли о попытках выпуска небольших партий устройств. В 2021 году партию смартфонов выпустили под брендом F+ pro. В декабре 2022 года в Национальной компьютерной корпорации рассказали о первой пробной партии в 200 устройств и планах выпуска дополнительных 3 тыс. смартфонов.
Надо ли говорить, что даже если компании решат все вопросы с компонентной базой, такое количество аппаратов несопоставимо с рынком в 26 млн продаваемых за год устройств. Очевидно России насущно необходимо освоить этот рынок по целому ряду причин, начиная с создания автономной экономики и заканчивая физической безопасностью граждан. Ведь к началу 2023 года понятно, что зарубежные смартфоны на фронте спецоперации используются противником для прослушки и наведения ракет.