СМИ отмечают, что настроение закарпатских венгров в последние месяцы становится все более антиукраинским, а стремление соединиться с исторической родиной все более явным

От любви до ненависти. Как Киев ругался с Будапештом. Часть 1

Шимон Холлоши. Лущение кукурузы. 1885 г.
Шимон Холлоши. Лущение кукурузы. 1885 г.

Среди дружного хора «лучших друзей Украины» в Евросоюзе есть исключение. Это Венгрия. В ней и русофобия не так густо льется из средств массовой информации, да и восхвалений Киева не так уж много. Но было бы ошибкой считать, что нетипичное поведение Будапешта как-то связано с теплыми отношениями к России. Венгрии исторически не за что Россию любить. В 1848 году войска Российской империи задавили Венгерскую революцию, в двух мировых войнах Венгрия была противником Российской империи и Советского Союза.

Скорее в весьма прохладном отношении Венгрии к Украине виновата политика самой Украины, которая обладает потрясающей чертой делать из своих друзей недругов, можно сказать, на пустом месте.

После развала Советского Союза взаимоотношения двух государств отличались крайней благожелательностью. В 1991 году Венгрия одна из первых безоговорочно признала независимость Украины, а также первой среди соседних стран заключила с ней Договор об основах добрососедства и сотрудничества. Будапешт и Киев признали границы друг друга нерушимыми и даже договорились о взаимопомощи в случае агрессии какой-либо третьей страны против них.

Территория, близкая к территории современного венгерского государства, сформировалась после развала Австро-Венгерской империи и окончания Первой мировой войны. Тогда, в 1920 году, по Трианонскому договору Венгрия утратила большое число территорий, где преобладали этнические венгры. Часть их оказалась в Австрии, Чехословакии, Югославии, Румынии и Польше. С этого времени венгры считают себя самым крупным европейским разделенным народом. Такое унижение Венгрии стало поводом для реваншистских настроений в 30-е годы XX века и привело Будапешт к союзу с Берлином, который обещал вернуть утраченное.

По окончании Второй мировой войны границы по Трианонскому договору с небольшими изменениями были восстановлены. Однако память об этом несправедливом с точки зрения венгров договоре о разделе нации на разные части и надежда на воссоединение среди живущих в разных странах венгров жива. В современной конституции указано, что венгерское государство обязано защищать всех венгров, вне зависимости от их местоположения и гражданства.

Эта особенность является достаточно важной составляющей как внешней, так и внутренней политики страны.

В начале 90-х годов Венгрия предполагала, что укрепление украинского государства приведет к тому, что Киев станет союзником Будапешта в защите интересов венгерского национального меньшинства, а также в вопросах интеграции европейских стран. Официальный Будапешт и венгерское общество в целом в начале положительно восприняли майдан 2014 года на Украине.

Однако дальнейшие события способствовали возникновению напряженности в отношении двух государств.

Корсуньский погром, события 2 мая в Одессе, а также активное участие крайних украинских националистов в «революції гідності» серьезно встревожили Будапешт. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан призвал Киев дать автономию венгерскому меньшинству на Украине в апреле 2014 года во время своей клятвы при вступлении в должность.

«Украина не может быть ни стабильной, ни демократической, если она не предоставит меньшинствам, в том числе и венграм, их права. А это двойное (венгерское — прим. ИА Красная Весна) гражданство, групповые права и автономия», — заявил Орбан.

Официальный Киев начал возмущаться так, что главе МИД Венгрии Яношу Мартоньи пришлось специально выступать с пояснениями слов главы своего правительства. Правда, вскоре у киевского режима появились намного более серьезные проблемы на востоке страны, поэтому разгорающийся скандал относительно быстро замяли.

Серьезные трения между двумя государствами вызвал принятый Киевом в 2017 году закон об образовании. Этот закон резко ограничивал возможность получения детьми среднего образования на своем родном языке. В тот момент Венгрия, Румыния, Россия, Болгария и Греция подвергли критике новый закон. Однако наиболее резкую реакцию этот закон вызвал у Будапешта.

«Украина „ударила Венгрию в спину“, внеся поправки в закон об образовании, который сильно нарушает права венгерского меньшинства», — заявил министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто через несколько дней после того, как Верховная рада приняла закон об образовании.

Будапешт пригрозил, что не оставит это все без последствий для Киева. «Венгрия будет блокировать все шаги по европейской интеграции Украины в рамках Европейского союза», — заявил Сийярто. А спустя некоторое время он же добавил: «Мы можем гарантировать, что все это будет сильно болезненно для Украины в будущем».

Этот конфликт так и не был преодолен. Несмотря на то, что Украина продлила срок переходного периода с 2020 до 2023 года, несмотря на создание двусторонней венгерско-украинской рабочей группы, вопросы об этом законе неоднократно всплывали во взаимоотношении двух стран.

Следующее обострение в венгерско-украинских отношениях вспыхнуло через год. В 2018 году поводом стала политика выдачи паспортов этническим венграм в соседних странах. Правительство Орбана начало массово представлять венгерское гражданство венграм Закарпатья.

Законы Украины не предусматривали у своих граждан возможности двойного гражданства. Понятно, что такая мера прежде всего была направлена против России, и на раздачу венгерских паспортов в Закарпатье Киев долго закрывал глаза. Однако до бесконечности тянуться такая практика не могла. Между Киевом и Будапештом в сентябре 2018 года возник острый дипломатический конфликт.

По факту раздачи венгерских паспортов тогдашний министр иностранных дел Украины Павел Климкин заявил, что в Закарпатье «будет больше Украины, каждый год больше Украины. Именно там, и мы этого обязательно добьемся».

МИД Венгрии не остался в долгу и выпустил заявление, в котором говорилось, что «разжигание ненависти против венгров на Украине не прекратится, пока у власти находится действующий президент». На тот момент это был еще Петр Порошенко.

Попытка тихо погасить конфликт, несмотря на посредничество ООН, не удалась. Дело закончилось тем, что с Украины был выслан венгерский консул в городе Берегово в Закарпатье, а венгерские власти выслали из своей страны украинского дипломата соответствующего ранга.

Победа Зеленского на президентских выборах, казалось, давала надежду на начало улучшения отношений двух государств. Однако все пошло строго наоборот.

Новый виток напряженности в отношениях произошел в 2020 году. Поводом стала административная реформа на Украине. В соответствии с ней Киев планировал объединить Береговский район Закарпатской области с Мукачевским районом, что вызвало острое недовольство Будапешта. Дело в том, что в Береговском районе компактно проживают большое число венгров, в Мукачевском такого нет. При объединении этих районов венгерское население просто растворилось бы среди украинского. После протестов с венгерской стороны Киеву пришлось пересмотреть свои планы. Береговский район объединили с Виноградовским. Территория нового объединения почти полностью совпадала с теми границами, где проживает венгерская община Закарпатья.

Рост напряженности продолжился осенью того же года. В октябре на Украине проходили местные выборы. Будапешт прямо поддержал Партию венгров Украины. Украинская сторона запретила въезд двум высокопоставленным венгерским чиновникам из-за агитации в регионе. Официально их имена не назывались, однако, по данным СМИ, это политик Иштван Грежа и государственный секретарь Венгрии, ответственный за национальную политику в правительстве, Арпад Янош Потапи. Венгерский МИД расценил действия Киева как жалкие и бессмысленные. Масло в огонь подлил пост в соцсети главы МИД Венгрии Петера Сийярто, в котором он призывал жителей Закарпатья проголосовать за венгерскую партию. Причем сообщение было размещено накануне дня голосования в Закарпатье.

МИД Украины отреагировал жестким заявлением, в котором, в частности, говорилось, что «официальный Будапешт нагло подтвердил свое прямое вмешательство во внутренние дела Украины и нанес коварный удар последовательным усилиям Украины конструктивно решить существующие в украинско-венгерских отношениях проблемы».

В начале декабря отношения ухудшились еще больше. Украинские силовики провели обыски у этнических венгров в Закарпатской области. В правоохранительных органах сообщили, что обнаружили печатные материалы, которые популяризируют идеи этнической автономии в Закарпатье. Будапешт опротестовал действия Украины. Глава МИД Венгрии Петер Сийярто обратился к НАТО с просьбой проявить солидарность, призвал направить в Закарпатье миссию ОБСЕ. Венгерские евродепутаты заявили, что Киев создает ситуацию «гражданской войны».

Конфликт удалось погасить, однако он не улучшил взаимоотношения между двумя странами. И Будапешт не упускал возможности вставить при возможности шпильки Киеву.

К примеру, в конце августа 2021 года киевские власти пытались устроить международное шоу по осуждению России под названием «Крымская платформа». По задумкам устроителей, в присутствии лидеров наиболее политически значимых стран должны были пройти ритуальные проклятия в адрес так называемого «агрессора и оккупанта» Крыма — Москвы. А также ожидались очередные международные заявления, что Крым — «це Украина». Однако что-то пошло не так.

В своем выступлении на «Крымской платформе» президент Венгрии Янош Адер вместо ожидаемого потока проклятий и обвинений в адрес России начал аккуратно критиковать правительство Украины.

«Кто изучает свой язык, оказывается под угрозой штрафа. Это противоречит идеалам демократии и не делает чести титульным нациям», — сказал он в ходе своего выступления, намекая на украинский закон об образовании.

«Мы надеемся, что Украина сможет обеспечить безопасное будущее для всех своих граждан и что венгры смогут чувствовать себя на Украине, как дома», — добавил президент Венгрии.

В то же время параллельно шли переговоры между Будапештом и «Газпромом» о заключении нового долгосрочного газового контракта по весьма льготным ценам, причем особо оговаривалось, что поставки будут осуществляться в обход ГТС Украины. Заключение этого контракта в дальнейшем вызвало форменную истерику на Украине.

«Это удар, и мы будем отвечать на него соответственно, так как здесь не должно быть никакого сожаления и никаких соболезнований», — заявил глава МИД Украины Кулеба, пообещав жаловаться в Еврокомиссию на нехорошее венгерское поведение.

В ответ МИД Венгрии меланхолично отметил, что жаловаться они могут куда угодно, хоть в Спортлото, но вообще-то газовые контракты — это внутренние дела суверенного государства и нечего Киеву в них лезть. А глава венгерского МИД для украинских коллег чуть позднее пояснил, что «для Венгрии энергетическая защищенность — вопрос безопасности, суверенитета и экономики, а не политический вопрос. Политическими заявлениями дома не прогреешь».