Хотя Южная Корея обладает лучшей промышленной базой и большим населением, не стоит ждать, что Пхеньян войдет в объединенную Корею в откровенно подчиненной роли

Зачем Байдену «дипломатический прорыв» с КНДР?

Утагава Садахидэ. Битва дракона с тиграми. Триптих. (фрагмент). XIX
Утагава Садахидэ. Битва дракона с тиграми. Триптих. (фрагмент). XIX
Утагава Садахидэ. Битва дракона с тиграми. Триптих. (фрагмент). XIX

На пресс-конференции по итогам переговоров с президентом Южной Кореи Юн Сок Ёлем в Вашингтоне 26 апреля президент США Джо Байден заговорил о поисках «дипломатического прорыва» с КНДР.

Вот его слова: «Мы продолжаем искать возможность для серьезного и содержательного дипломатического прорыва с КНДР для укрепления стабильности на полуострове, снижения угрозы ядерного распространения и решения озабоченностей, существующих вокруг прав человека в КНДР».

К чему бы это?

Последние 70 лет США вполне устраивал высокий уровень напряжения на Корейском полуострове. Законсервированная корейская гражданская война активно толкала Южную Корею в объятия США и делала эту страну «непотопляемым авианосцем» американцев в Желтом море.

Когда речь заходит о снижении напряжения на Корейском полуострове — это воспринимается как шаг в сторону воссоединения Кореи. Для самих корейцев по обе стороны 38-й параллели воссоединение своей страны и народа является желанным.

Результат такого воссоединения не предрешен. Хотя Южная Корея обладает более мощной и современной промышленной базой, чем КНДР, а ее население превосходит северного соседа в два раза, не стоит автоматически предполагать, что Пхеньян войдет в объединенную страну в откровенно подчиненной роли.

У Севера есть желанный для Юга нематериальный актив. С точки зрения корейского национализма — Север является оплотом чистой корейской культуры. Ее жители говорят на более «правильном» корейском языке, лишенном распространенных на Юге англицизмов. И что совсем немаловажно, на Севере живет и процветает культ противостояния японскому империализму, который веками занимает почетное место в корейском культурном коде. На Юге среди интеллигенции есть люди, которые это ценят, и жаждут воссоединения с Пхеньяном как возможности воссоединиться с историческими культурными корнями.

Поэтому настоящее воссоединение Кореи может пойти совсем не по немецкой схеме, когда ФРГ поглотила ГДР. Новая Корея уже может и не быть столь преданным клиентом Соединенных Штатов как Южная Корея. Зачем тогда Байдену поднимать эту тему?

Основной геополитической головной болью для США в XXI веке является усиление Китая и его выход на мировое первенство.

В целях сдерживания Китая США выстраивают вокруг него недружественное кольцо соседей. В него входит ремилитаризирующаяся Япония. В него входит Тайвань, мирное поглощение которого Китаем через выборы и инвестиции является ночным кошмаром для Вашингтона. С целью сдерживания КНР США вооружает Австралию. В это окружение США пытается втянуть и Индию. Большой дипломатической неудачей для США стала невозможность настроить Россию на конфронтацию с Китаем.

С точки зрения общей Индо-Тихоокеанской стратегии сдерживания КНР, Вашингтону предпочтительно лишить Пекина союзника в виде КНДР и выставить против него объединенную Корею. Скорее всего, в Вашингтоне тоже понимают, что объединение не даст им нового государства-клиента в виде расширившейся Южной Кореи. Но они могут рассчитывать на то, что у нового государства возникнут непреодолимые трения с КНР, а значит оно все равно войдет в выстраиваемую США конфигурацию в Восточной Азии. Опять же, крупный американский контингент на Юге вряд ли пожелает быстро испариться, что может повлиять на внешнюю политику новой единой Кореи.

Проблема у этой схемы в том, что традиционный противник Кореи не Китай, а Япония. По мере того как США будут позволять Японии милитаризироваться для будущей конфронтации с КНР, корейцы будут все более и более тревожиться. В силу устойчивых исторических стереотипов, они скорее будут искать защиты от японцев у Китая, чем войдут в союз со своим историческим врагом против него. Если, конечно, корейцы остались народом с живой исторической памятью.

Возможно в Вашингтоне считают, что это уже не так.

Комментарии
ico

Вадим Воробьёв 14:37 28.04.23

Объединение Кореи может произойти только на северокорейской основе, потому что её руководство понимает, что в другом случае (а могут быть вариации другого случая)по причине их меньшей численности внутри и цепи противников вовне их просто съедят: и элиту, и народ. То есть, КНДР выступит в роли ФРГ, поглотителя. Кстати, по словам Вячеслава Никонова, который общался и следит, северокорейская элита очень гордится и считает себя самой крутой в мире, потому что при скромных условиях на протяжении длительного периода её одной в мире удалось выжить и сохранить страну. Никто не говорит, а Северная Корея - самый успешный внешнеполитический проект СССР и И. Сталина. Сколько просуществовали и как закончили остальные социалистические режимы, созданные нашей страной? В нашей Спецоперации элита Северной Кореи видит возможность объединения страны по итогам серии войн, начатой Спецоперацией. Поэтому столь благожелательны их слова к нам. Они вступят в глобальный конфликт, когда решат, что время настало.

Обсудить в комментариях