Целями операции называют оттягивание российских сил, дестабилизацию ситуации в России, демонстрирование успехов Западу, поднятие морального духа украинской армии

Запад и Украина отреагировали на курские события

Питер Брейгель Младший. Нападение разбойников. XVII век
Питер Брейгель Младший. Нападение разбойников. XVII век

В Курской области с 6 августа идут ожесточенные бои. Российские войска продолжают выбивать противника с российской территории. В Белгородской, Курской и Брянской областях действует режим контртеррористической операции. Президент России Владимир Путин охарактеризовал атаку ВСУ в Курской области как масштабную провокацию, подчеркнув, что под удары украинских военных в том числе попадает гражданская инфраструктура.

При этом реакция в медиапространстве Украины оказалась довольно неоднозначной. Наряду с многочисленными ожидаемыми тезисами, в которых курские события преподносятся как успешная операция, звучат и другие, выражающие недоумение и тревогу.

Что касается западной прессы, то она в целом сначала была весьма сдержанна в оценках: высказывалось непонимание целей Киева и говорилось о том, что атака на Курскую область стала неожиданной для Запада. Затем общий тон в западном медиапространстве сменился на позитивную оценку действий киевского режима, тем не менее оставшись при этом довольно сдержанным.

Реакция на Украине

Президент Украины Владимир Зеленский только 12 августа публично признал ответственность за атаку ВСУ на Курскую область. Он сообщил, что главком украинских Вооруженных сил Александр Сырский доложил ему об этой операции. Также Зеленский заявил, что минобороны, СБУ и другие структуры на Украине готовят некий план по координации действий на территории Курской области.

Цели операции власти Украины в публичном пространстве не озвучивают. Однако, как сообщил некий высокопоставленный чиновник в структурах украинской безопасности, слова которого приводит агентство AFP, Киев намеревается «растянуть позиции противника, нанести максимальные потери и дестабилизировать ситуацию в России, поскольку она не в состоянии защитить свою собственную границу».

Он также заметил, что курская операция значительно подняла боевой дух украинской армии и общества, показав, что Украина может «переходить в наступление, двигаться вперед».

Однако такого мнения на Украине придерживаются не все, даже среди политического истеблишмента. Так, депутат Верховной рады Александр Дубинский написал в своем Telegram-канале: «Судя по всему, в ОП и сами не знают, для чего эта авантюра, и к чему она приведет — поэтому и молчат там, где обычно уже машут трусами со сцены». Он добавил, что вторжение ВСУ в Курскую область превращает помощь Запада в помощь по захвату российской территории.

В украинском медиапространстве также проскальзывают абсурдные тезисы о том, что ВСУ якобы освобождают Курскую область и «освобожденные» территории станут украинскими.

По большей части подобные тезисы звучат в виде злых шуток, однако они заслуживают внимания, особенно в свете подписанного в январе Зеленским указа «Об исторически населенных украинцами территориях РФ», к которым он отнес Ростовскую, Белгородскую, Брянскую, Курскую, Воронежскую области и Краснодарский край.

Так, гендиректор «Укрпочты» Игорь Смилянский в комментарии Интерфакс-Украина не исключил открытия в Судже отделения «Укрпочты».

«Укрпочта готова открыться в Судже при соблюдении двух ключевых условий: первое — это достаточный уровень безопасности, в частности, для наших сотрудников и людей на территориях», — заявил он.

Смилянский добавил, что вторым условием является принятие Киевом соответствующего решения и определение источников финансирования. При этом в качестве такого источника были предложены замороженные российские активы.

Вместе с тем в украинских соцсетях распространяются сфабрикованные ролики, в которых якобы жители Курской области говорят о том, что готовы жить в составе Украины.

Реакция Запада

В западных средствах массовой информации существуют различные мнения по поводу целей и хода атаки ВСУ на Курскую область. Звучат высказывания, что таким образом Киев пытается оттянуть российские силы с Донбасса и Харькова, дестабилизировать ситуацию в России, показать свои успехи Западу, поднять моральный дух украинской армии.

Так, экс-директор лондонского аналитического центра «Королевский объединенный институт оборонных исследований» Майкл Кларк в британской газете Times высказал точку зрения, что украинские власти изо всех сил стараются изменить трактовку событий, согласно которой Украина проигрывает России. Одновременно с этим он подчеркивает, что эта рискованная операция «вызовет беспокойство у некоторых западных лидеров» из-за использования техники НАТО за пределами зоны СВО.

Газета Wall Street Journal пишет, что курская операция подняла дух украинских военных и вместе с тем поставила российского лидера в неловкое положение. При этом продолжение военных действий на курском направлении газета считает рискованным для Киева делом, отмечая нехватку у Украины живой силы и техники.

Журнал Economist высказывает точку зрения, что для Киева целью-минимумом является «оттягивание российских войск от Харькова и с Донбасса, главных участков в этой войне».

А издание Foreign Policy оптимистично считает, что курская операция резко изменила российско-украинский конфликт, превратившись для Украины «в крупнейшее территориальное приобретение со времен успешного украинского контрнаступления в Харькове и Херсоне осенью 2022 года».

Военный обозреватель Русской службы Би-би-си Илья Абишев заметил, что если ВСУ смогут закрепиться на территории в Курской области, России сложно будет их оттуда выбить. В связи с этим он предположил, что власти Украины хотят усилить свои позиции на возможных мирных переговорах с Россией.

В западных источниках также не исключается Курская АЭС как цель операции. Так, военный Telegram-канал RAG&E пишет: «Данные, полученные из допросов украинских военнопленных, позволяют утверждать, что основная цель и задача вторжения ВСУ в Курскую область была именно Курская АЭС».

Среди западных политиков и экспертов присутствуют и однозначно восторженные высказывания. К примеру, американский сенатор Линдси Грэм (включен в список террористов и экстремистов на территории РФ) во время визита в Киев заявил, что гордится властями Украины.

«Вы уже на территории России. Это смело и прекрасно. Я рад, что вы нам этого не сказали и не предупредили, но сделали. Россияне уже платят цену», — сказал он.

Впрочем, не все разделяют эту позицию. Есть немало тех, кто высказывает нотки недоумения по поводу действий украинского руководства.

Так, военный обозреватель немецкого издания Bild Юлиан Рёпке заметил в социальной сети: «Несмотря на всю эйфорию, я до сих пор не понимаю украинской стратегии». Он выразил удивление по поводу того, что Киев занимается Курском вместо того, чтобы действовать в Харькове, Луганске, Донецке или Запорожье.

«Потому что давайте не будем обманывать себя. Конечно, Украине придется выйти с территории России. Может быть, не сразу, но точно в контексте мирных переговоров и под международным давлением. В этом отношении стратегия завоевания российского региона остается крайне рискованной», — сказал Рёпке.

А военный эксперт Густав Грессель в интервью Der Spiegel не исключил худшего сценария для Украины, при котором, проводя подобные рискованные операции, Киев может полностью потерять поддержку Запада.

«Украина может оказаться ненадежным смельчаком. Берлин и Вашингтон сократят свою поддержку. Курские маневры могут положить конец военным действиям Украины», — сказал он.

Знал ли Запад о планах Киева?

В Белом доме заявили, что администрация США не знает, каковы цели при проведении операции в Курской области. В частности, координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности (СНБ) Белого дома Джон Кирби сказал на брифинге: «Я не могу говорить об их способности достичь цели, которую они пытаются достичь».

Что касается своего участия в подготовке атаки на Курскую область, то в целом западные партнеры Киева заявляют в публичном пространстве, что заранее им ничего не было известно о планах ВСУ.

Однако AFP, ссылаясь на неназванного высокопоставленного украинского чиновника, утверждает, что союзники на Западе были предупреждены.

«Поскольку в этой операции активно используется западное вооружение, наши западные партнеры косвенно участвовали в ее планировании», — приводит агентство его слова.

В пользу этой версии говорит и высказывание советника главы офиса президента Украины Михаила Подоляка. В интервью газете The Independent он заявил, что Киев «не на публичном уровне» обсуждал курскую операцию с западными партнерами.

Вместе с тем бизнесмен и бывший владелец крупнейшего файлообменника Megaupload Ким Дотком в соцсети также заявил, что Вашингтон знал о планах Киева, но дистанцировался от них.

«Почему они лгали? Они знали, что украинские солдаты обречены на смерть, и заранее дистанцировались от этого исхода», — отметил он.

Дотком связывает участие США в подготовке операции с будущими президентскими выборами.

«У самоубийственной вылазки ВСУ в Курской области, которая обрекла на смерть тысячи украинских солдат, есть одна цель: отстрочить российскую победу до американских президентских выборов. Зеленский согласился с планом Пентагона, поскольку ему скоро нужно будет убежище в США, где он должен угодить своим будущим покровителям», — написал он.

Как можно видеть, среди западных политиков и экспертов нет единой позиции по поводу затеянной Киевом операции в Курской области. Более того, общая подача этой темы у одного и того же издания может меняться — от недоумения до одобрения и наоборот. Что касается своего участия в этой операции, то коллективный Запад пытается откреститься от этого, однако в медиапространство просачиваются сведения, говорящие, что западные страны в очередной раз пытаются сохранить хорошую мину при плохой игре.