1. Социальная война
  2. Разрушение образования
ИА Красная Весна /
С точки зрения содержания образования, какие-то вещи уже совершенно очевидно можно делать и дистанционно. Но какие-то вещи, которые требуют личного контакта, стоит отрабатывать уже непосредственно на уроках.

Заслуженный учитель РФ: мы будем сочетать дистанционное обучение с очным

Уинслоу Хомер. Школа в провинции. 1871 год
Уинслоу Хомер. Школа в провинции. 1871 год

С 1 сентября 2020 года в ряде российских регионов планируется начать эксперимент по внедрению «цифровой образовательной среды». Об этом сказано в проекте постановления Правительства Российской Федерации, которое было опубликовано на федеральном портале проектов и нормативно–правовых актов.

В проекте постановления дается определение понятию «цифровая образовательная среда». Согласно документу, это «совокупность условий, созданных для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных программ».

Как будет внедряться «цифровая образовательная среда», произойдет ли замена очного образования дистанционным, а также какое неравенство собираются ликвидировать внедрением «цифровой образовательной среды», рассказал корреспонденту ИА Красная Весна заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО Евгений Ямбург.

ИА Красная Весна: На сайте федеральных проектов и нормативно–правовых актов был опубликован проект постановления Правительства Российской Федерации по проведению эксперимента по внедрению «цифровой образовательной среды» в 14 пилотных регионах страны. Знаете что-нибудь про этот проект? С какой целью он будет осуществляться?

— Дни, когда нам пришлось быть на дистанции, дали нам очень многое. И действительно, выяснилось, что были приложены огромные усилия, чтобы удержать наше образование на высоком уровне. Учителя работали очень качественно и так же самоотверженно, как и врачи.

Учителя работали сутками, потому что нужно было освоить программное обеспечение, чтобы не прерывать учебный процесс. И это удалось. И терять это, конечно, не нужно.

Это не значит, что будет исключительно дистанционное обучение, как говорится в некоторых фейковых новостях. Это полная ерунда, конечно. Речь идет о конвергенции, о взаимодополнении дистанционного обучения и обучения офлайн.

Мы не знаем, как развернутся события в сентябре следующего учебного года. А вдруг будет новая волна коронавируса? И здесь, в этой ситуации нужно быть заранее подготовленными. Представьте себе, для того, чтобы не заражать детей, для того, чтобы давать им качественное образование безопасно, вот неделю одна часть детей будет учиться офлайн, а в это время другая часть присутствует на уроке дистанционно. Потом они меняются. И такая ситуация возможна.

Во всяком случае, понятно, что, если все будет благополучно, то мы будем сочетать очные и дистанционные методы образования.

Потому что даже с точки зрения содержания образования какие-то вещи уже совершенно очевидно можно делать и дистанционно. То есть дать детям возможность какие-то вещи изучить, посмотреть дома. А какие-то вещи, которые требуют личного контакта, стоит отрабатывать уже непосредственно на уроках. Здесь экстремизма никакого быть не должно. Это как два плеча коромысла, которые надо держать в равновесии. Поэтому можно сказать так: «Не было бы счастья, да несчастье помогло».

ИА Красная Весна: Разные эксперты высказывали опасения, что внедрение цифровой образовательной платформы в российских школах может привести к сегрегации образования по социальному признаку. Как вы можете прокомментировать эти опасения?

—- Нет, нет, нет. Тут вот о чем речь. Совершенно очевидным фактом является цифровое неравенство: одна ситуация в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, а другая ситуация на окраинах.

Задача ликвидации цифрового неравенства — она есть. И вот вам пример. Даже в эти дни, когда было нам всем худо, и нужно было работать для того, чтобы давать образование, в одном из регионов Башкирии родители детей подвозили на телегах к тому месту на шоссе, где интернет работал, потом увозили домой, а потом привозили вечером для ответа учителям. Так не должно быть.

А с другой стороны, Россия — страна горизонтальная. Скажем, в Волгоградской области, которую я хорошо знаю, там деревенские школы, и, грубо говоря, туалет находится во дворе, что не есть хорошо, но зато есть скоростной интернет, который чуть ли не лучше, чем в Москве. Поэтому вот это все надо выравнивать, вкладывая туда средства. Нужно провести широкоформатный скоростной интернет во все деревенские школы страны. И вот в этом и будет реальная ликвидация цифрового неравенства.

ИА Красная Весна: Некоторые эксперты, которые находятся в системе образования, говорили, что во время дистанционного обучения было выявлено, что не все преподаватели старшего поколения могут разобраться в программном обеспечении для проведения дистанционных уроков. Особенно это касается преподавательского состава, который работает в сельских школах.

— Тут все перепутано. Не о том речь. Я почти полвека в образовании, директор школы уже 45 лет, академик и доктор наук. И у меня по всей стране школы, кроме своей. Это школы клинические, там, где смертельно больные дети, у которых онкология, у которых гемодиализ и так далее и тому подобное. Я очень много выезжаю. И имею огромное количество информации.

В том, что вы говорите, все перепутано. Что касается пожилых и молодых, а также гендерных вещей, это полная ерунда.

Смотрите. В Москве несколько лет внедрялась так называемая Московская электронная школа (МЭШ). И все учителя разных возрастов — и 70 лет, и 60, и 30 — они все это освоили. Поэтому для них это не было новостью. Они были готовы. Это вопрос подготовки кадров. Это первый момент.

Теперь, что касается сельских школ, я уже сказал, что есть сельские школы, которые дадут фору городским. И вообще для меня провинция — это понятие не территориальное, а умственное. И есть сельские школы, которые работают не хуже московских. Я знаю эти школы. Поэтому здесь речь идет не о возрасте, говорю еще раз, а о цифровом неравенстве. Надо создавать условия.

Люди могут это освоить, это несложно. Если люди начинают этим заниматься, если их обучают, то они это все освоят. Никакой трагедии я здесь не вижу.