Вокруг районных газет Курганской области развернулась довольно острая борьба

Судьба районных газет в Курганской области под вопросом. Исчезнут ли?

Джон Джордж Браун. Утренние газеты (фрагмент). 1889 г.
Джон Джордж Браун. Утренние газеты (фрагмент). 1889 г.

Районная газета — один из атрибутов неторопливой, чуть сонной, но вместе с тем какой-то подлинно народной жизни российской глубинки. В них пишут о местных проблемах: о том, что осенью дети идут в школу, а весной разлилась местная река, зимой дороги утонули в сугробах и так далее. Бывают в таких газетах и по-настоящему ценные краеведческие заметки, стихи местных авторов, новости культурной жизни с фотографиями из местного дома культуры.

Выписывают и покупают местную прессу в основном люди старшего возраста. Кажется, что этот жанр издательского дела медленно умирает то ли вместе с читателями, то ли вместе с жизнью за пределами областных центров и некоторых крупных городов России.

И вот в Курганской области задумали реформировать местную прессу. Соответствующее постановление подписал губернатор Курганской области Вадим Шумков в конце 2020 года. С 1 июня 2021 года районные газеты объединяют в единый медиахолдинг на базе областной газеты «Новый мир». То есть номинально газеты сохранят свои названия, но юридически они станут принадлежать единому медиахолдингу.

Это встретило ощутимое противодействие со стороны журналистов, в Кургане прошло несколько встреч с участием редакторов районных газет, представителями областной власти и «Союза журналистов России».

Дело дошло даже до жалобы в генпрокуратуру со стороны председателя Союза журналистов России Владимира Соловьева на действия директора «Нового мира» Ольги Дружининой. Она предписала местным редакторам согласовывать изображения от сторонних авторов, публикуемые в газетах. Председатель союза журналистов увидел в этом цензуру, но действительно ли это так, или Дружинина просто побеспокоилась, чтобы у районных газет и медиахолдинга не было проблем с авторскими правами — вопрос открытый, однако в СМИ уже появилась информация о ее увольнении.

Вообще подобное объединение газет в рамках медиахолдинга — не новость, в ряде регионов это уже произошло. Можно подумать, что подобные реформы — очередная оптимизация, приводящая к сокращению ставок, ухудшению качества газет и постепенное их сворачивание.

Карл Ларссон. Леди, читающая газету. XIX век
Карл Ларссон. Леди, читающая газету. XIX век
векXIXгазету.читающаяЛеди,Ларссон.Карл

Частично с этим можно согласиться. Сокращение штата в этом случае действительно есть. Как правило, при объединении в медиахолдинг сокращают бухгалтеров и верстальщиков. Можно ли это назвать простой формальностью или сокращение существенно затруднит работу местной прессы, затронет ли сокращение других сотрудников и в какой степени — все это вопросы открытые. Другая возможная проблема — частичная переориентация газет на региональную повестку, что может ослабить читательский интерес.

Но о целенаправленном закрытии районных газет речи всё-таки не идет. В Курганской области департамент внутренней и информационной политики и до реформы был соучредителем в 22 районных газетах, то есть и раньше всё зависело от воли областной власти, и теперь будет зависеть. Вопрос не в способах реорганизации, а в стремлении областного руководства.

Незадолго до реформы в Курганской области закрылись две газеты: «Варгашинскй маяк» и газета города Шадринска «Исеть». В случае с районным «Варгашинским маяком» известно, что ликвидационной комиссией руководила директор областного департамента информации Анастасия Гусарова. Между тем, в Шадринске остаются другие газеты, с одной из которых по сообщению сайта «УралПолит.Ru» шадринская администрация планирует заключить договор об освещении своей деятельности.

Что же касается газет как источника информации, то они неуклонно уступают место интернету и соцсетям. Даже в бедной по сравнению с другими регионами Курганской области в каждом районе есть по нескольку крупных новостных сообществ в разных соцсетях. Их аудитория исчисляется тысячами. Их могут создавать как местные жители, так и власти.

Районные газеты тоже имеют свои представительства в соцсетях: работают сайты «Далматовского вестника», «Куртамышской нивы», «Сельской правды» (Каргапольский район) и некоторых других газет. Сейчас они стандартизируются под формат сайта областной газеты «Новый мир». И при беглом взгляде на сайты районных газет возникает ощущение доминирования областной повестки над районной, а это неправильно, ведь местная газета для того и создана, чтобы освещать жизнь в своей местности. Тут необходимо искать правильное соотношение.

Карл Шпицвег Читающий газету в саду (фрагмент) 1847 г.
Карл Шпицвег Читающий газету в саду (фрагмент) 1847 г.
1847 г.(фрагмент)садувгазетуЧитающийШпицвегКарл

В условиях коронавирусной эпидемии многие печатные СМИ испытали огромные трудности. Рекламодатели уходили из газет из-за экономического кризиса. Карантинные меры не давали распространять печатную версию газеты. И конечно, многим пришлось выезжать за счет сотрудничества с властью.

Когда этот вопрос обсуждался на дальневосточном «МедиаСаммите» 4 августа 2020 года, гости форума из Воронежа хвалили опыт работы в медиахолдинге. Во-первых, холдинг, созданный еще в 2012 году, привлекает больше рекламодателей, а во-вторых, в ходе кризиса кооперация изданий в едином холдинге позволяет поддерживать стабильность.

Подобный порядок действует в Костромской области, и каждый район имеет свою газету, водящую в губернаторский медиахолдинг. Так что нельзя сказать, что жители районов останутся без печатного слова по вине новой организационной формы. Вот по вине областных властей или зависящего от них руководства холдинга такое произойти может. Да и насчет качества газеты и представленности в ней собственно местной повестки — тут тоже многое зависит от руководства, от его ума и такта.

А вот тут не всё бывает гладко. Курганский общественник Андрей Вагин написал в своем Telegram-канале «Обыкновенный курганист»: «Если раньше люди уезжали из Кургана на поиски лучшей жизни, то сейчас, когда вроде бы все стало развиваться и благоухать, начали уезжать те люди, которые и не думали об этом. Люди, которые многое делали и делают для области. Уезжают не потому что здесь плохо жить, а потому что здесь тебя за человека не считают…».

Почему нельзя было представить реформу в лучшем свете? Почему нельзя было убедить местных редакторов, что никто не собирается ликвидировать газеты? Почему не привезли специалистов из других регионов, которые правдиво (или не очень, но хоть как-то) рассказали о плюсах реформы.

Почему, наконец, вместо губернатора Курганской области Вадима Шумкова на встречах с журналистами присутствовал замгубернатора Владислав Кузнецов? Зачем ссориться с прессой, пусть и подконтрольной, в выборный год? Зачем незадолго до начала реформы допустили закрытие двух газет? В итоге несколько месяцев шел конфликт, который выплеснулся в медиасферу и которого можно было избежать.

Конечно, при таком отношении к людям будущее районных газет представляется весьма туманным. Они рискуют окончательно превратиться в простой ретранслятор регионального руководства и утратить не только некоторый свой провинциальный колорит, но и живую связь с жизнью своей местности, а стало быть — и с читателем.