Многим из нас до Лермонтова нужно еще дорасти. Бурляев о критике поэта
27 июля ведущий программы «Умники и умницы» «Первого канала» телевидения, профессор, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры факультета международной журналистики МГИМО Юрий Вяземский в интервью изданию News.ru высказал свое мнение о творчестве Михаила Лермонтова.
По мнению Вяземского, Лермонтов — поэт «очень неровный», а его поэзия заметно слабее прозы. Критику Вяземского, в частности, вызвало стихотворение «Смерть поэта». Первую его часть он счел хорошей, а вот о второй отозвался нелестно. Она, как известно, начинается строкой «А вы, надменные потомки. Известной подлостью прославленных отцов».
«Это же вообще кошмар, это какофония», — уверен профессор.
Народный артист России, кинорежиссер, автор сценария художественного фильма «Лермонтов» («Мосфильм», 1986) Николай Бурляев согласился побеседовать с ИА Красная Весна о творчестве Лермонтова и высказанной заведующим кафедрой мировой литературы критикой.
ИА Красная Весна: Николай Петрович, как Вы оцените высказывание Юрия Вяземского?
— Я с большой симпатией отношусь к давнему моему товарищу Юрию Павловичу Вяземскому и очень ценю его интеллектуальный дар. Но в данном случае с ним не могу согласиться. И с тем, что поэзия Лермонтова «неровная», и что она якобы слабее прозы. И проза, и поэзия Лермонтова равновелики. Удивлён и оценкой «Смерти поэта» как «кошмаром и какофонией».
Однажды выдающийся лермонтовед и литератор Ираклий Луарсабович Андронников сказал мне: «Лермонтов — это такая бездна, которая будет Вам открываться всю жизнь, как и мне». Я тогда делал фильм о гениальном поэте, писателе и патриоте, мне казалось, что я знаю о нем всё. Но вот прошло 35 лет, и ныне я понимаю Лермонтова гораздо глубже.
ИА Красная Весна: Каково Ваше отношение к его поэтическому творчеству?
— У каждого великого поэта есть и безусловно гениальное, вечное, пронзительное, и то, что не столь пронзительно, но является неотъемлемой частью его таланта. У Лермонтова очень много гениального и вечного, того, что мог выразить только он — гений русской поэзии, осознававший, из какого мира он пришел и в какой мир он попал. Он об этом писал в стихотворении «Ангел»:
«По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой…»
Только два поэта в России позволили себе написать стихотворения под названием «Пророк». Это — Пушкин и Лермонтов. Но чтобы написать такое: «С тех пор как Вечный Судия мне дал всеведенье пророка…»— нужно было получить от Создателя это всеведенье.
Лермонтов его получил. Он знал горний мир и мог о нём писать: «Есть чувство правды в сердце человека, святое Вечности зерно. Пространство без границ, теченье века объемлет в краткий миг оно…», «…Спит Земля в сияньи голубом». Это поистине космический взгляд на Землю!
«Смерть поэта» — гениальное, пророческое произведение. «Погиб поэт, невольник чести. Пал оклеветанный молвой. С свинцом в груди и жаждой мести…» И о Пушкине, и о себе он писал.
И Лермонтов пал так же, как и Пушкин, поверженный тем же кругом лиц, русофобами, которые ненавидели и Пушкина, и Лермонтова, и Россию. Попробуйте, читая «Смерть поэта», отнести всё сказанное к самому Лермонтову. Тогда вы иначе оцените это ошеломительное произведение.
Еще в юности он написал:
«За дело общее быть может я паду…»
(Из Андрея Шенье, 1830 г.)
Он предвидел свою жизнь, он знал свой крестный путь. Он знал, как он будет убит. Знал, что это будет на Кавказе:
Скажи им, что навылет в грудь
Я пулей ранен был,
Что умер честно за царя,
Что плохи наши лекаря
И что родному краю
Поклон я посылаю… (Завещание, 1840 г.)
«…В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я…» (Сон, 1841 г.)
Лермонтов, как и предсказывал, был сражён пулей именно на Кавказе.
Многим из нас ещё нужно дорастать до Лермонтова. У нас у всех всё впереди.