Как убивали центр Хруничева — часть 3
Новый руководитель центра Хруничева Алексей Варочко в целом пока продолжает политику прежнего руководства.
В ноябре 2017 года было завершено акционирование бывшего федерального государственного унитарного предприятия в акционерное общество. А уже в январе 2018 года Варочко заявил о том, что центру срочно требуется дополнительная финансовая поддержка правительства в размере минимум 30 миллиардов рублей. В том числе и на обслуживание предыдущего кредита в сумме 4,5 миллиарда ежегодно! Вот такая «финансовая стабилизация».
При этом все планы по реализации земли Хруничева в Москве и полному переносу производства в Омск пока остаются в силе. Дополнительно на предприятии вводятся жесткие меры экономии на премиях и зарплатах сотрудников. О былой «сдельщине» приказано забыть. Планируются новые сокращения и реорганизации с весьма туманными перспективами.
Говорить подробно о них еще рано, поскольку планы у нового руководства постоянно меняются. Однако уже озвучено, что часть филиалов (Воронежский механический завод и Конструкторское бюро химического машиностроения имени A. M. Исаева) в мае-июне 2018 года предстоит выделить из состава центра и передать НПО «Энергомаш».
Что касается злополучной «Ангары» — была названа дата второго запуска ее тяжелой модификации. Не ранее 2022 года! После первого успешного пуска (в 2014 году) к тому времени пройдет 8 лет. Такова цена переноса производства с московской площадки.
При этом стоит отметить, что практически сразу после ухода Калиновского (июль 2017 года) руководством Роскосмоса также было заявлено о резком изменении планов в отношении «Ангары». Ставка теперь делается на якобы более дешевый и перспективный проект «Феникс» (носитель «Союз-5»).
Именно под него теперь верстаются все планы полета нового пилотируемого космического корабля «Федерация». Есть правда одно «но»! «Союз-5» по факту является глубокой модификацией старого доброго российско-украинского «Зенита», и вся экономия сводится к использованию уже имеющейся «зенитовской» наземной инфраструктуры на космодромах «Байконур» и «Плесецк».
Под него также рассчитан недавно выкупленный российской фирмой S7 «Морской старт». При этом новой пилотируемой ракеты еще нет и несмотря на имеющийся задел ей еще предстоит пройти полный цикл от проектирования до летных испытаний.
Более того, использование наследника «Зенита» для пилотируемых запусков потребует не только пересмотра многих параметров ракеты, но и дооснащения под соответствующие цели имеющихся СК. Так что заявленная дешевизна (по сравнению с «Ангарой») в окончательном варианте может весьма сильно отличаться от озвученной ранее.
Кроме того, знакомство с современными реалиями вызывает сомнение, что до 2022 года (предполагаемая дата начала испытаний «Федерации») будет обеспечена полная готовность новой ракеты. При этом, как было сказано, в вину «Ангары» ставится не только ее дороговизна, но и «бесперспективность». Потому как основная сборочная единица ракеты УРМ (универсальный ракетный модуль) изначально рассчитывался на малые полезные нагрузки (около двух тонн для «Ангары-1.1»).
Соответственно, даже с перспективным водородным разгонником максимальная связка таких блоков в конфигурации «Ангара-5В» ограничена полезной нагрузкой в пределах 30-35 тонн. Другое дело еще не созданный «Феникс», очень похожий по габаритам на «Falcon 9» и тянущий по проекту до 17 тонн в одноблочном варианте.
Заявляется, что из его блоков можно собрать сверхтяжелый носитель по аналогии с недавно летавшим «Falcon Heavy» и даже больше. Правда скромно умалчивается, что «зенитовский» старт на такую модификацию изначально не рассчитан. И экономии на наземной инфраструктуре для будущего тяжелого носителя в этом случае явно не получится.
При этом под грядущие туманные перспективы «Феникса» уже отказались как от пилотируемого варианта «Ангары», так и от строительства под нее второго стартового комплекса на космодроме «Восточный».
Возникает естественный вопрос, связанный с такими резкими поворотами в политике Роскосмоса. В чем истинная причина внезапно возникшей потребности сэкономить на одном стартовом комплексе и пуститься в менее затратные (только на первом этапе!) разработки нового космического проекта «с нуля»? Причина во временных финансовых трудностях государства или понимание того, что в ближайшем будущем мы новой летной «Ангары» в любом случае не увидим?
На наш взгляд — исключительно по причине безответственных действий прежнего руководства, сначала доведших самодостаточное и вполне успешное предприятие до финансовой ямы, а затем проводившего необдуманные «реформы» с целью компенсировать собственные ошибки и просчеты.
Иначе как объяснить, почему ради гипотетического «Феникса» в небе срочно понадобилось придушить уже имеющуюся в руках синицу по имени «Ангара»? Или это обычная попытка за дымовой завесой новых громких заявлений скрыть собственные провалы?
Итак, что мы имеем в итоге
В начале реформ — стабильно работающее и умеренно развивающееся предприятие с очень хорошими позициями на международном рынке стартовых услуг. В конце — разгромленные производственная и научная база, почти утраченная способность производить старый «Протон» и сорванное производство перспективной «Ангары». В дополнение к этому огромные долги и безнадежно утраченные позиции на мировом рынке коммерческих пусков.
Ближайшие сроки, когда возможно будет попытка вернуться на мировой рынок в области тяжелых носителей (с «Ангарой» или уже новым «Фениксом») плавно уходят за 2022 год. Понятно, что все это время в образовавшейся нише будут резвится наши конкуренты, прежде всего инициативный и нахальный Илон Маск со своим Falcon различных модификаций.
И снова пустить нас на этот рынок желающих будет мало. Про утраченные технологии, опытных специалистов, научную и производственную школу можно пока не вспоминать, эти понятия сложно поддаются измерению в денежном эквиваленте.
Также скромно умалчивается вопрос о том, кто теперь будет изготавливать модули для новой российской орбитальной станции, планы на которую строят после 2024 года (завершение эксплуатации МКС). Хруничев делал большинство модулей для нее, но это уже явно в прошлом.
Планов по продолжению эксплуатации московской площадки даже в виде оставшегося обрубка после 2025 года не озвучивалось. По последней информации от сотрудников, к лету 2018 года снова готовятся массовые сокращения
В «плюсах» имеем освобожденную для коммерческой застройки сотню гектаров дорогой московской земли, вокруг предстоящей продажи которой уже начались странные игры, в том числе и с участием московской прокуратуры.
Если не знать предыстории, то полученный результат сильно напоминает обычный рейдерский захват. Именно так трактуют события вокруг Хруничева некоторые СМИ. Имеем мы дело с элементарной глупостью и некомпетентностью современных российских чиновников, в руках которых оказалась судьба отечественной космонавтики, или за этим стоят политические интриги и тонкий и корыстный расчет — покажет время.
Но в любом случае фактическое уничтожение одного из ведущих предприятий отрасли может сильно сказаться не только на престиже и развитии космонавтики, но и на обороноспособности нашей страны в непростых современных условиях.