СМИ отмечают, что настроение закарпатских венгров в последние месяцы становятся все более антиукраинскими, а стремления соединиться с исторической родиной все более явными

От любви до ненависти. Как Киев ругался с Будапештом. Часть 2

Йожеф Рипль-Ронаи. Мой папа и дядя Пьячек с красным вином. 1907 год
Йожеф Рипль-Ронаи. Мой папа и дядя Пьячек с красным вином. 1907 год

Начало российской спецоперации на Украине застало Венгрию в финальной стадии предвыборной парламентской гонки. Правящей партии «Фидес» во главе с Виктором Орбаном противостояла разношерстная коалиция от либералов до социал-демократов, которую представлял кандидат Петер Марки-Зай.

Коалиция в серьезной степени больше ориентировалась на общеевропейские и в целом западные ценности, нежели консервативно-национальная партия «Фидес». И если первая моментально заявила об осуждении, недопущении российской спецоперации, поддержке и солидарности с Украиной, то Орбан хоть и осудил спецоперацию, но сделал это крайне аккуратно, стараясь при этом никому ничего не обещать.

«Сегодня утром Россия атаковала Украину с применением военной силы. Вместе с нашими союзниками по ЕС и НАТО мы осуждаем военные действия России», — заявил Орбан.

Позднее он пояснил позицию правительства, которое он возглавлял, относительно событий на Украине.

«Венгрия является стороной мира. В наших интересах не вступать в конфликт, а сторонам как можно скорее договориться и иметь мир, и мы не должны втягиваться в этот конфликт» — заявил Орбан.

Соответственным образом Орбан начал выстраивать свою внешнюю политику. С одной стороны Венгрия объявила о большой программе поддержки украинских беженцев и различных гуманитарных программ для Украины, но с другой она оказалась чуть ли не единственной страной Европы, которая категорически отказалась поставлять Киеву оружие и использовать свою территорию для транзита военных грузов на Украину.

Такую же позицию Будапешт занял с начала марта и в отношении санкций, которые как из рога изобилия полились на Россию. С одной стороны Орбан заявил, что «мы не будем накладывать вето, мы не будем мешать ЕС вводить санкции», но это только в случае, если они не касаются вопросов российских энергопоставок, от которых экономика Венгрии зависима чуть менее, чем абсолютно. Около 85% потребляемого газа в стране и 60% нефти поставляется из России.

Орбану пока удается держать эту линию. К примеру, Венгрия, как все страны Евросоюза, с начала российской спецоперации закрыла свое воздушное пространство для российских самолетов, однако Будапешт смог добиться специального разрешения на совершение российских спецрейсов, которые доставили ядерное топливо для венгерской атомной станции.

Все это, конечно, не вызывало особого удовольствия в Киеве. В конце марта президент Украины Владимир Зеленский опубликовал обращение к премьер-министру Венгрии.

«Послушай, Виктор, знаешь, что происходит в Мариуполе?.. А ты сомневаешься, вводить санкции или нет? Сомневаешься, пропускать оружие или нет? Сомневаешься, торговать с Россией или нет? Нет времени сомневаться. Пора уже решать», — заявил в нем Зеленский.

«Украинская точка зрения совершенно понятна: они просят вмешательства НАТО, начала воздушной войны, поставок оружия. Однако мы не украинцы, не русские — мы венгры… На вопрос: „На чьей стороне выступает Венгрия?“ ответ такой: „Венгрия выступает на стороне Венгрии“», — ответил Орбан.

По понятным причинам Киев после таких заявлений выразил поддержку оппозиционному альянсу во главе с Марки-Заем. Однако граждане Венгрии с пониманием отнеслись к позиции Орбана. На парламентских выборах, которые прошли в начале апреля, более 60% избирателей поддержали партию «Фидес».

Не вызывало восторгов в Киеве и согласие Будапешта на оплату поставок газа за рубли, которое Венгрия дала одной из первых. МИД Украины назвал такой шаг со стороны Будапешта «недружественным актом», который «разрушает единство ЕС». Но этим, пожалуй, и ограничился, поняв, что к этому «неединству» присоединились Германия, Италия и ряд других европейских стран.

Ситуация резко изменилась, когда Евросоюз начал обсуждать шестой пакет санкций в отношении России, в котором впервые предполагалось вводить ограничения на поставки российских энергоносителей. Орбан назвал «ядерной бомбой», которая уничтожит венгерскую экономику предлагаемые ЕС санкции. Будапешт в категорической форме отказался поддерживать шестой пакет, пока в нем будут заложены ограничения на поставку необходимых для Венгрии энергоресурсов из России. Все попытки согласования, изменений формулировок и сроков ввода в действие санкций ни к каким изменениям в позиции венгерского правительства не привели.

Зато это привело к очередному приступу истерики со стороны Киева, который в тот момент считал, что формулой победы в военном конфликте с Россией является постоянное увеличение западных санкций и западных поставок оружия. По мнению киевских властей получалось, что Орбан крал у них гарантированную победу над ненавистной Москвой.

Дело дошло до того, что представители киевских властей начали впрямую угрожать перекрыть нефтепровод «Дружба», по которому в Венгрию поступает российская нефть, если Будапешт не изменит своего отношения к шестому пакету европейских санкций.

«В руках Украины есть прекрасный рычаг — это нефтепровод „Дружба“… Очень бы уместно было, если бы с ним что-то случилось. Но опять-таки это в руках правительства и президента — решать политические вопросы, действительно ли мы хотим говорить с Орбаном на том языке, который он понимает», — заявила советник главы украинского Минэнерго Елена Зеркаль в конце мая.

Тут уже не выдержали нервы у венгров. В начале июня спикер венгерского парламента Ласло Кёвер в интервью венгерскому телеканалу заявил, что заявления Зеленского выглядят очень странно. Он также отметил, что не может вспомнить, чтобы были случаи, когда лидер страны, прося о помощи, «допускал подобный тон в отношении кого-либо, в том числе Венгрии и Германии». Для просящего, заметил Кёвер, обычно характерен вежливый тон.

«Так что здесь какая-то личная психическая проблема у Зеленского, и я не знаю, что с этим можно сделать», — добавил спикер венгерского парламента.

МИД Украины ответил, что ждет «обнародования Ласло Кёвером справки о состоянии его психического здоровья». Кроме того, «венгерские политики настойчиво продолжают поливать грязью Украину», а Будапешт «исторически уже не раз ориентировался на сторону зла», добавили во внешнеполитическом ведомстве Украины.

В ответ глава венгерского МИД Петер Сийярто напомнил украинской стороне, что «в Венгрии в последние месяцы десятки тысяч людей работали над тем, чтобы помочь Украине и украинскому народу». При этом «украинские политики постоянно в неприемлемом тоне говорят о Венгрии, провоцируют нас, лгут и пытаются нас очернить».

«Ласло Кёвер совершенно прав, даже если украинцы этим возмущены», — заключил Сийярто.

Некоторая разрядка во взаимоотношениях между Киевом и Будапештом наступила в самый последний период. Венгрия не стала накладывать вето на решение о принятии Украины в качестве кандидата в члены ЕС, чего в Киеве более всего опасались. В ответ на такой шаг президент Украины Зеленский позвонил Виктору Орбану, чтобы выразить свою благодарность. Разговор состоялся. Стороны даже обсудили дальнейшее взаимодействие в области энергетической сферы. Однако надолго ли хватит этого потепления?

Никакие противоречия между Будапештом и Киевом так и не были сняты. Вопрос о венгерском меньшинстве в Закарпатье так и остается в подвешенном состоянии. Хуже того, СМИ отмечают, что настроение закарпатских венгров в последние месяцы становятся все более антиукраинскими, а стремления соединиться с исторической родиной все более явными.

Формула победы над Россией для киевских властей «санкции плюс поставки оружия» так и не изменилась, а она, в свою очередь, рано или поздно приведет к вопросу о газовом эмбарго в отношении России, что для Будапешта абсолютно неприемлемо.

Кроме того, Венгрия в последнее время начинает играть заметную роль в качестве транспортного коридора для вывоза зерна с Украины по железным дорогам. А это, вместе с тем фактом, что Будапешт является фактически единственным, кроме России, поставщиком реального газа для Украины, дает дополнительный вес венгерским позициям.

Все говорит о том, что новый, еще более напряженный конфликт во взаимоотношениях между Венгрией и Украиной может вспыхнуть в любой момент.