Детская трансплантология не выгодна? Обзор событий, связанных с увольнением врачей
В прошлый вторник, 12 ноября, в СМИ появились сообщения о громком скандале, связанном с неоказанием медицинской помощи детям.
Около 40 маленьких детей с весом до 6 кг остались без жизненно необходимых трансплантаций внутренних органов. Данная ситуация произошла в Национально-медицинском исследовательском центре здоровья детей (НЦЗД) якобы из-за претензий к применяемому врачами препарату.
По сообщению хирургов НЦЗД Михаила Каабака и Надежды Бабенко, операции по пересадке были отменены только на основании того, что иммуносупрессивный препарат под названием алемтузумаб не одобрен Минздравом.
В том, что препарат использовать категорически нельзя, директора медцентра заверил по телефону Сергей Готье — главный трансплантолог Минздрава, заявил Каабак.
У любого иммуносупрессивного лекарства есть побочные эффекты, ведь оно подавляет иммунитет. Однако, если иммунитет не подавлять, пересаженные органы могут быть просто отторгнуты организмом — иммунная система сама будет атаковать чужеродное тело.
При этом с данным препаратом уже было проведено более 374 успешных операций, а используемый протокол введения иммуносупрессии до и после трансплантации был признан лучшим среди протоколов клиник международным сообществом трансплантологов.
Единственный недостаток лекарства — это возможность использовать его при наличии заключения врачебной комиссии или обоснованного мнения врача и информированного согласия пациента.
Однако, по заявлению медиков, все эти условия соблюдались, поэтому не было никакого здравого смысла отменять запланированные операции, а тем более увольнять в связи с этим сотрудников.
В ответ в НЦЗД сообщили, что отделения трансплантологии в центре не было вовсе, а все операции проводились на базе отделения урологии. Там же заверили, что никакие программы трансплантации не закрываются, а сотрудники уволены по причине «сохранения постоянного кадрового потенциала» — то есть в связи с приемом других врачей на полную ставку, при котором «наличие внешних совместителей стало нецелесообразным».
Врачи Каабак и Бабенко работали на полной ставке в Российском научном центре хирургии (РНЦХ) имени академика Петровского для взрослых. С 2015 года они устроились на четверть ставки в НЦЗД.
Врачи сообщили, что после успешно проведенных операций руководство центра пригласило их на полную ставку. Трансплантологи уволились из РНЦХ, однако в НЦЗД их брать уже отказались. В итоге Бабенко и Каабак остались безработными.
«При этом мы не занимались своим трудоустройством — свои силы мы бросили на формирование нового отделения», — отметил Каабак.
Общественность возмутилась данной ситуацией. Мать одного из детей из закрытой программы трансплантации НЦЗД создала петицию, в которой обращается к президенту РФ Владимиру Путину, Минздраву и уполномоченному при президенте РФ по правам ребенка Анне Кузнецовой. На данный момент обращение собрало более 350 тысяч подписей.
Родители утверждают, что другие врачи, в отличие от уволенного Каабака, даже не берутся оперировать такие сложные случаи, а Каабак успешно справляется с операциями маловесным детям.
Позже, уже 18 ноября, сам Готье, а также представители Минздрава, как могли, опровергли сложившуюся ситуацию.
Так, главный трансплантолог Минздрава Сергей Готье заявил, что претензий к препарату алемтузумабу не имеет, а к ситуации с уволенными врачами не имеет никакого отношения.
«К трудоустройству этих врачей я не имею никакого отношения, поскольку я директор другого учреждения. Они у меня никогда не работали. У меня не может быть претензий к препаратам, потому что я не пациент», — сообщил главный трансплантолог.
В пресс-службе Минздрава заявили, что всем 40 пациентам, участвующим в программе трансплантации НЦЗД, все же будет оказана медицинская помощь.
«Каждому ребенку, которому необходима операция по трансплантации печени или почки, в соответствии с медицинскими показаниями, лечение будет проведено в полном объеме высокопрофессиональными специалистами страны», — сообщила пресс-служба 18 ноября.
Скандал с увольнением специалиста вызвал большой общественный резонанс, а также выявил множество проблем в такой тонкой медицинской отрасли, как трансплантология.
Многие врачи в интервью СМИ заявили, что трансплантация органов, даже детям, не выгодна государству. Именно поэтому в России данное направление сворачивается.
«Легче похоронить такого ребенка, чем обеспечить его дорогостоящим постоянным лечением. Денег в нашем государстве на это нет», — считает заведующий отделением трансплантации почки Российской детской клинической больницы Алексей Валов.
Медицинской системе, заточенной под получение прибыли, действительно невыгодно спасать детские жизни, потому что это слишком дорого и трудоемко. Однако нужна ли тогда людям такая система, которая ставит деньги выше детских жизней?
Данный инцидент еще раз показывает, что происходит, когда государство отмежевывается от народа. Медицинская отрасль не может быть бизнесом, она должна поддерживаться государством и в качестве результата помогать людям, а не наживаться на чужом несчастье.