Наш опыт «Разговоров о важном»
С сентября 2022 года в расписании российских школ и техникумов появился новый предмет — «Разговоры о важном». Классные руководители на этих уроках должны проводить с учениками беседы в патриотическом ключе: о любви к России, родной культуре и истории; о почитании героев и дани уважения знаковым фигурам нашей страны — ученым, композиторам, писателям.
В родительском сообществе и коллективах преподавателей возникли сомнения, насколько органично смогут завязаться такие беседы на сокровенные темы — ведь любовь к Отечеству и интерес к истории не навяжешь по разнарядке, по составленному плану мероприятий на год.
Думаю, что желание выстроить настоящий доверительный диалог с молодежью побудило мою давнюю знакомую позвонить мне. Анастасия в 2014 году работала учителем в школе и сразу откликнулась на призыв РВС помочь школам Донбасса — мы вместе с ее классом собирали адресную гуманитарную помощь, школьники участвовали в песенном конкурсе к 9 мая, сочиняли стихи. Шли годы, Анастасия покинула школу и после некоторого перерыва вернулась в преподавательскую деятельность, на этот раз в техникум.
Ее звонок обрадовал меня — мы оба понимали, что для проведения этих особенных занятий нужен свой человек (не из числа преподавателей), которому можно будет доверить детей. К тому, что говорит преподаватель, у студентов со временем вырабатывается известный фильтр восприятия, избавляющий от излишней назидательности, если можно так выразиться. Анастасии был нужен такой помощник со стороны, а мне хотелось проводить эти беседы. Введение этого предмета в расписание занятий открыло двери в учебные заведения. Работа завязалась.
Мужчин в преподавательских коллективах сейчас повсеместно мало, поэтому наши первые встречи были восприняты ребятами достаточно живо. Первая встреча на тему «Наша страна — Россия» получилась именно разговором — ребята охотно включились в него. А беседы про Северный морской путь и атомную энергию стали куда более увлекательными, когда внимание слушателей было переведено на соперничество держав за мировые транспортные артерии, историю атомной гонки СССР и США, создание советского атомного проекта.
Вскоре состоялось знакомство с заместителем директора по учебно-воспитательной работе, мы рассказали о выставке детского рисунка «Донбасс в огне глазами детей», антибандеровской выставке и стенгазете «Шаги истории». Всем этим материалам после ознакомления с содержанием был дан «зеленый свет»: начались еженедельные встречи со студентами в рамках «Разговоров о важном» и обычных уроков истории. К мероприятиям подключились товарищи из ячейки, потому что заявки на эти уроки стали поступать и от других преподавателей техникума, а затем и из школ. Регулярные встречи с учащимися дали нам бесценный опыт публичных выступлений и первые навыки «чувствования» аудитории. Раз за разом удавалось более гармонично разделять время на доклад и беседу, чередовать темы, где нужно — сосредоточить внимание аудитории, а где можно — расслабиться и пошутить.
Стало понятно, что доклад лучше доносить стоя, а обсуждение вести сидя, еще лучше — в кругу. Студенты вскоре попросили переключить беседу с исторических тем на более понятные современные — так возобновил работу наш киноклуб «Аврора», который теперь ежемесячно собирает любителей кино в общежитии техникума, где имеется оборудованное для этого помещение. Руководство стало больше доверять нам и говорит, что может наполнить актовый зал студентами, если мы готовы осилить такой уровень взаимодействия с аудиторией.
Кроме опыта выступления на публике, нам удается постепенно погружаться в сферу увлечений студенчества, узнавать объем культурного багажа и исторических знаний. Признаюсь, в ходе этого «погружения» мы ожидали иного. Мы готовились к сложному разговору о советском периоде истории, вокруг которого создано множество вредоносных мифов –– об Октябрьской революции, Гражданской войне, коллективизации, индустриализации, войне и послевоенном восстановлении, о причинах распада СССР, о постсоветском пути России.
Наверняка многие вспомнят ощущение, когда промахиваешься ногой по футбольному мячу или пытаешься поднять тяжелый с виду чемодан, который на поверку оказывается пустым. Это ощущение встречи с пустотой и усилия, не достигшего цели. На уроках о столетии образования СССР, например, попалась группа, которая впервые слышит о социализме и коммунизме и что эти понятия как-то связаны с нашей страной; группа имела очень смутные представления о Ленине, совсем не знала о Дзержинском, Свердлове, Берии, Королёве, Макаренко.
На недавно прошедших занятиях о блокаде Ленинграда я спросил: «Как сейчас называется Ленинград?».
В ответ — молчание аудитории и робкое одиночное предположение: «Калининград?»
Следом встреча с другой группой студентов, где я повторяю вопрос и слышу во всеобщем молчании: «Волгоград?»
В такие моменты приходится на ходу перестраивать доклад, поскольку у тебя с учениками не оказывается какого-то самого элементарного общего исторического фундамента, на который ты планировал опереться. Преподаватели стыдливо и спешно списывают это на плохую память и рассеянность ребят, но дело в другом: если бы большинство ответило верно, а меньшинство — ошиблось, то это невнимательность меньшинства на уроках истории. А если шестьдесят человек молчат, а двое ошибаются в предположениях, то беда — с преподаванием истории в школах. Также непонятно, ведутся ли хоть какие-то разговоры в семьях между старшим поколением и детьми об истории. В такие моменты становится одновременно отрадно от того, что не нужно бороться с мифами в сознании студентов, и жутко от понимания, что они слышат о блокаде Ленинграда впервые! К чести ребят стоит сказать, что они знакомились с подробностями блокады сосредоточенно и взросло.
Школьные учителя истории объяснили потом, что по окончании 9 класса ученик знает историю Отечества только по XIX век включительно. А изучение XX века перенесено в старшие классы школы и техникумы. Считаю такой подход вредительством. Сами историки с большим опытом работы говорят, что исторические знания лучше усваивались, когда ученики знакомились с полным курсом истории до 9 класса, а в старших классах повторяли и углубляли его.
С учетом различного возраста школьников мы ранжируем содержание встреч: с учениками начальных классов беседуем о рисунках детей Донбасса, со средними классами — преимущественно о событиях в стенгазете «Шаги истории», а со старшими — на самые серьезные темы, связанные в основном со спецоперацией (СВО) и напряженной мировой обстановкой. Здесь стоит отметить, что чем младше ученики, тем интерес к беседе более проявлен. Детвора рассматривает рисунки, делится впечатлениями и читает по слогам информацию о гуманитарной помощи, «Шаги истории» обсуждаются тоже достаточно живо, а беседу со старшеклассниками об истории бандеровского движения приходится всячески инициировать и поддерживать — ребята сначала отходят от некоторого оцепенения от встречи с фактами истории и лишь затем решаются задавать уточняющие вопросы. Как правило, при работе со школьниками не приходится сталкиваться с возражениями.
Другое дело — техникумы. Перед началом занятия преподаватель спешит сообщить, что «в этой группе есть ребята с альтернативной позицией, готовьтесь», или «здесь всё нормально, возражений не будет». Кроме того, педагоги сами порой просят провести для них лекцию по истории украинского национализма на основе нашей выставки — они говорят, что не имеют в распоряжении материалов, где бы это повествование об «украинстве» было изложено так последовательно и непрерывно из 1920-х годов до наших дней. В этой связи памятны две истории экстренной работы с одним из техникумов региона, куда нас в срочном порядке звали педагоги для разъяснительных бесед с учениками.
В первом случае студент совершил такую выходку: выставив масляной краской себе прическу «ирокез», он в коридоре в присутствии других студентов вступил в активные препирательства с преподавателем, заявляя, что «осуждает вмешательство России в дела Украины и объявление СВО». Здесь стоит отметить педагогический талант руководителя по учебно-воспитательной работе: студент явился на нашу лекцию смирным и причесанным, а после знакомства с выставкой понял, что сегодняшний конфликт с украинскими националистами берет свое начало не в феврале 2022 года, и даже не в 2014 году (когда этому парню исполнилось всего 7 лет), а гораздо раньше. В этой связи тезис «Россия первая начала — и потому осуждаю» становится неуместным.
Во втором случае выясняется, что студентом заинтересовалась ФСБ, когда он был замечен в вытаптывании на снегу во дворе дома большой фашистской свастики. Учителя утверждают, что не раз пресекали его попытку здороваться с одногруппниками, используя фашистское приветствие. В ходе знакомства группы студентов, где был и упомянутый молодой человек, который (для полноты картины) имеет смуглую кожу, черные волосы и неевропейский разрез глаз, с основами фашистской так называемой расовой теории, возникло коллективное понимание, что далеко не каждый сегодняшний любитель свастик прошел бы отбор в ряды «арийцев». Впоследствии выяснилось, что студент является поклонником одного мультипликационного фильма в жанре аниме, где этот символ активно фигурирует. Выяснилось также, что этот мультфильм вообще популярен среди студентов.
В отсутствие талантливых отечественных мультфильмов и кинолент, снятых в наше время о героях войн и тружениках мирного времени, ребята будут довольствоваться образами, навязываемыми порой далеко не дружественными нам соседями, и ментально дрейфовать в их сторону. Нам нужно восстанавливать и чтить собственный пантеон невыдуманных героев.
Подводя итог, хочу сказать, что работу с молодым поколением в учебных заведениях продолжать непременно надо. Нужно также помогать несколько растерянному педагогическому составу бороться за умы учеников, ведь в условиях войны это совсем не просто. И непременно нужно продолжать работу над историческим материалом, чтобы быть готовым к встрече с подготовленными оппонентами.